Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Инновационное развитие Индии и проект ЮНИДО/БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологии и инноваций для развития малого и среднего бизнеса»

Инновационное развитие Индии и проект ЮНИДО/БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологии и инноваций для развития малого и среднего бизнеса»

Согласно докладу, опубликованному в материалах Всемирного экономического форума, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Индия занимает 60-е место среди 148 стран (Китай — на 29-м месте, Россия — на 64-м). По такому показателю, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication factors), она находится на 41-м месте (Китай — на 34-м, Россия — на 99-м).

Объективно оценить эффективность затрат на НИОКР позволяют данные доклада «Глобальный индекс инноваций — 2013» (http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/economics/gii/gii_2013.pdf). Индекс составлен на основе 80 показателей, характеризующих инновационное развитие страны, и рассчитывается как средневзвешенная сумма оценок двух групп показателей: имеющиеся ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input) и достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output). Среди 142 стран Индия занимает 66 е место. Для сравнения: Китай в этом индексе — на 35-м месте, а Россия — на 62-м. Для Индии, сравнительно недавно вставшей на путь инновационного развития и формирования национальной инновационной системы, этот результат свидетельствует о поступательном увеличении высокотехнологичной составляющей в структуре экономики. Крупнейшим центром НИОКР в Индии является Научно-промышленный исследовательский совет (CSIR), под управлением которого находятся 39 лабораторий. Совет осуществляет значительную часть государственного финансирования инноваций. По всей стране при лабораториях CSIR функционируют группы бизнес-развития, содействующие коммерциализации научных разработок. Кроме того, научно-исследовательские лаборатории создаются совместно с транснациональными компаниями, такими как General Electric, DuPont, Abbot Labs.

Характерная черта инновационной системы Индии — всесторонняя поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны правительства, выражающаяся в обеспечении предприятий финансовой и технологической базой, развитии их объединений в форме кластеров при одновременном укреплении связей с крупными предприятиями, содействии в подготовке кадров, гарантировании прав интеллектуальной собственности, предоставлении доступа к производственной инфраструктуре.

Ключевой организацией, оказывающей технологическую помощь малому бизнесу через систему технических сервис-центров, является Национальная корпорация малого предпринимательства (National Small Industries Corporation Ltd. — NSIC). Более 95% промышленных предприятий Индии, на долю которых приходится около 45% производства, относится к малому и среднему бизнесу.

Наиболее динамично развиваются такие высокотехнологичные отрасли, как информационные технологии, разработка и производство лекарств. Самая низкая научно-исследовательская активность характерна для сталелитейной и нефтяной промышленности. Политика по стимулированию развития ИТ-сектора стала осуществляться еще в начале 1970-х годов. Она направлена на предотвращение «утечки мозгов» за рубеж и создание новых рабочих мест для квалифицированных специалистов. В 1991 году в Индии стали появляться специализированные технопарки по производству программного обеспечения на экспорт. Таким образом, еще одной эффективной формой поддержки предприятий Индии, ориентированных прежде всего на экспорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции, являются государственные и частные технопарки. Резиденты технопарков не только получают в распоряжение развитую инфраструктуру, но также пользуются налоговыми и таможенными льготами, имеют возможность привлекать иностранные инвестиции в упрощенном режиме.

Индийская программа «Технологическое видение 2020» (Technology Vision 2020) определила пять основных направлений развития: сельское хозяйство и пищевая промышленность, инфраструктура, включая обеспечение электроэнергией, образование и здравоохранение, информационные и коммуникационные технологии и «критические технологии» (атомная промышленность, космос и оборонная промышленность).

В рамках 12-го пятилетнего плана развития (на 2013–2017 годы), получившего название «Ускоренный, устойчивый всеобщий рост» предполагается переход от текущей модели вложений в инновации к инновационной модели, ориентированной на результат. Для этого необходима реорганизация научно-исследовательского сектора с целью высвобождения и перераспределения человеческих и финансовых ресурсов. Стратегической задачей программного документа «Научная, технологическая и инновационная политика Индии — 2013» провозглашается интегрирование науки, технологий и инноваций для социально-экономического развития страны.

Таблица. Расходы на НИОКР в странах БРИКС

Страна Расходы на НИОКР, 2005–2012 гг., % от ВНП Доля экспорта высокотехнологичной продукции,
% от экспортируемой производимой продукции
Индия 0,81 6,6
Китай 1,98 26,3
Россия 1,12 8,4
Бразилия 1,21 10,5
ЮАР 0,76 5,5

Источник: World Bank, World Development Indicators: Science and Technology
http://wdi.worldbank.org/table/5.13

Вместе с тем для достижения главной цели 12-го пятилетнего плана развития — превращения Индии в глобальный исследовательский и инновационный центр — необходимо наладить механизм обмена опытом и технологиями с остальными странами БРИКС. В рамках Проекта ЮНИДО/БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологии и инноваций для развития малого и среднего бизнеса» осуществляется содействие внедрению инновационных технологий на мелких и средних предприятиях. Цель этой деятельности — обеспечение устойчивого экономического роста путем создания предпосылок для формирования технологического партнерства заинтересованных организаций из стран, участвующих в Проекте. В процессе его реализации предполагается создание инструментов инновационной инфраструктуры для эффективного распространения технологической информации, подготовка персонала организаций, вовлеченных в Проект, оказание содействия малым и средним предприятиям в получении финансирования со стороны таких организаций, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ), банки развития, и других. Участие в Проекте позволит Индии решить ряд задач, возникающих на пути технологического развития:

  • повысить эффективность действующих национальных программ развития в области науки и технологий;
  • получить актуальную информацию о возможностях рынков стран БРИКС для взаимовыгодного сотрудничества малых и средних предприятий в области науки и технологий;
  • увеличить конкурентоспособность индийского бизнеса благодаря обмену инновациями и технологиями между странами БРИКС;
  • получить поддержку по вопросам передачи технологий, проведения переговоров, поиска венчурного финансирования, исследования особенностей бизнес-среды и законодательства стран БРИКС.

О. А. Мальцева,
национальный эксперт ЮНИДО

Автор

Мальцева О.А.

Национальный эксперт ЮНИДО


Правила использования статей

© 2010 - 2019, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.