Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Промышленная политика: новые резервы развития

Промышленная политика: новые резервы развития

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который закрепил приоритеты в области индустриального развития страны. Согласно принятому документу цель промышленной политики России — формирование высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной промышленности, повышение занятости и уровня жизни, обеспечение безопасности государства.

Принятие закона пришлось на конец 2014 года — на период переоценки экономической ситуации в стране и связанных с ней вызовов, обусловленных, в том числе, санкциями, ослаблением курса рубля, поиском новых резервов развития.

Работая в России, ЮНИДО принимает активное участие в обсуждении планов индустриального развития как в части адаптации и использования передового международного опыта, так и распространения достигнутых положительных результатов в ходе реализации проектов в России.

Так, в феврале 2015 года при активной поддержке и участии экспертов и партнеров Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации была проведена конференция «Промышленная политика регионов: энерго- и ресурсоэффективность, импортозамещение, новые резервы развития».

В двухдневном мероприятии приняли участие 240 человек, 35 из которых выступили с докладами. По результатам конференции в Международном информационном центре «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Промышленная политика России в новых экономических условиях: вызовы и инструменты».

Основными темами конференции стали приоритеты промышленной политики и их реализация в нормативных правовых документах, проекция промышленной политики и опыт реализации в регионах, перспективная линейка финансовых инструментов и технологий для новой модернизации промышленности и регионов, инфраструктура поддержки и накопления опыта реализации промышленной политики.

По результатам обсуждения Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации подготовил перечень предложений для рассылки органам исполнительной власти и дальнейшего использования при разработке и реализации мер промышленной политики. Участники конференции отметили позитивный опыт привлечения российских промышленных предприятий в реализуемые ЮНИДО проекты.

Современная нормативно-правовая база промышленного развития

Основными нормативно-правовым инструментами федерального уровня, регламентирующими поддержку промышленных предприятий, до последнего времени были пять государственных программ:

  • «Развитие промышленности, повышение ее конкурентоспособности»;
  • «Развитие авиационной промышленности»;
  • «Радиоэлектроника»;
  • «Фармацевтика»;
  • «Судостроение».

В январе 2015 года на согласование в Минфин России была представлена программа, направленная на софинансирование региональных программ развития промышленности с участием федерального и региональных бюджетов в соотношении 1:1. Эта программа до сих пор не принята, но разработаны и действуют другие меры государственной поддержки промышленных предприятий, в том числе: субсидирование процентов по кредитам, субсидирование затрат на НИОКР на энергоэффективное оборудование, имущественные взносы, госгарантии и другие.

На федеральном уровне разрабатываются новые, более эффективные инструменты проведения промышленной политики в рамках антикризисной деятельности, в частности подразумевающие проведение ревизии всех существующих мер поддержки, а также анализ и выработку предложений по оптимальному распределению средств.

Среди предложенных и принятых инструментов можно отметить следующие:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года № 733 «Об изменении правил отбора субъектов Федерации, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков». В целях поддержки субъекта Федерации, реализующего проекты по созданию индустриального парка или технопарка путем модернизации и (или) реконструкции территорий городов федерального и регионального значения, данным нормативным актом введено определение понятия «проект реиндустриализации». Также в нем предусмотрен механизм планирования объемов бюджетных ассигнований. Кроме этого, постановление увеличивает предельный объем затрат, подлежащих возмещению субъекту Федерации.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» способствует развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития России; внедрению наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции; росту объемов производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в России; созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. Также в постановлении зафиксирована процедура заключения, изменения и расторжения специального инвестиционного контракта и утверждена типовая форма контракта для отдельных отраслей промышленности.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 502 «О совершенствовании процедуры отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий» направлено на дальнейшую оптимизацию процедуры отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий с учетом необходимости сокращения сроков принятия решений.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 года № 317 «О субсидировании процентной ставки по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности» разработано в соответствии с «антикризисным планом» Правительства Российской Федерации в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В частности, при расчете максимального размера субсидий в рублях вводится институт государственной поддержки в отношении инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, направленных на техническое перевооружение существующих производств. Также ставка рефинансирования Банка России заменена на ключевую ставку.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 449-р «Об актуализации комплекса мер по переходу на наилучшие доступные технологии» позволит обеспечить комплексный подход к внедрению наилучших доступных технологий и своевременную разработку необходимых для этого нормативных правовых актов.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 373-р «О реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития России» утверждает план реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития России. Выполнение плана будет способствовать развитию базовых элементов поддержки инноваций, динамичному формированию социально ориентированной инновационной экономики.
  7. Сформированы и утверждены отраслевые планы по импортозамещению, особенно в тех отраслях, где для этого есть задел — фармацевтика, производство полимеров, станкостроение.
  8. Фонд развития промышленности, созданный в рамках реализации Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике», направлен на обеспечение доступности займов для поддержки процессов импортозамещения и процессов развития наилучших доступных технологий (НДТ). Фонд аккумулирует 20 млрд руб. и выдает займы по ставке 5% для заявителя на поддержку новых технологий, создание нового производства с оценкой уровня его энергоэффективности, импортозамещения и других параметров. В данный момент Фонд отбирает и оценивает проекты, при этом уже сформирована методология финансирования и мониторинга соблюдения условий займа, — начало выдачи займов планируется на 3-й квартал 2015 года. По состоянию на 10 августа 2015 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил к финансированию 21 проект в 15 регионах России. Общий объем выдаваемых займов превышает 6,5 млрд рублей, нераспределенных средств — более 13,4 млрд рублей.
  9. Минпромторг России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень объектов и технологий, обладающих высокой энергетической эффективностью, на которые распространяются льготные инвестиционные кредиты, ускоренная амортизация и другие меры поддержки. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» обеспечит регламентацию взаимоотношений предприятий и организаций с налоговыми органами на местах. В перечне указаны конкретные позиции по оборудованию и технологиям с техническими характеристиками, соответствующие наилучшим производимым в России образцам. Таким образом, организована не только поддержка отечественных товаропроизводителей энергоэффективного оборудования, но и созданы стимулы для потребителей покупать энергосберегающие приборы и технологии (хотя в условиях экономических санкций перечень предложений на российском рынке сузился).

Задачами нормативно-правового обеспечения промышленной политики в условиях замедления экономического роста являются:

  • поддержка импортозамещения и экспортоориентированных предприятий, конкурентоспособных на перспективных рынках присутствия;
  • стимулирование применения НДТ, в том числе энергоэффективных технологий и оборудования;
  • содействие не столько единичным предприятиям — «чемпионам», сколько группам предприятий, конкурирующим между собой, сочетая меры промышленной и конкурентной политики.

При этом следует учитывать уроки антикризисных мер прошлых периодов и соблюдать баланс структуры распределения помощи между реальным и банковским секторами. Кроме того, нужно признать, что главной проблемой промышленности является доступ к оборотному капиталу, в связи с чем им следует ориентироваться на решение задачи субсидирования затрат по кредитам и пополнение оборотного капитала.

С учетом вышеизложенного представляется важным доведение до промышленных предприятий информации об арсенале доступных механизмов содействия.

Проекция промышленной политики и опыт реализации в регионах

Выход из промышленного и экономического кризиса можно искать как на пути поддержки конкуренции на рынках, так и в направлении усиления государственного регулирования и контроля с элементами мобилизационной экономики. Скорее всего, на практике оба подхода будут соседствовать, порой опережая и дополняя друг-друга в разные периоды.Так же как в промышленной политике соседствуют методы «государственников» и «рыночников», так и при обсуждении резервов развития на примере отдельных промышленных предприятий острая дискуссия свелась к обсуждению дилеммы: инвестиции в новое производство или модернизация имеющегося?

Особенно наглядно это проявилось при обсуждении мер энергосбережения на российских предприятиях. Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации давно ведет Проект ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности», партнерами которого являются многие крупные российские предприятия. Результаты этого проекта позволяют не только увеличить экономию ресурсов, но и существенно оптимизировать производственные процессы. Своим опытом с отечественными производителями делятся ведущие международные эксперты, что позволяет нашим компаниям аккумулировать лучшие практики для достижения оптимальных показателей, отвечающих задачам, поставленным правительством нашей страны перед промышленными предприятиями в частности в области импортозамещения.

Рекомендации по промышленной политике в сфере ресурсоэффективности

Нормативно-правовая база — фундамент любого начинания, особенно такого масштабного, как внедрение промышленной политики. Краткий обзор нововведений в сфере законодательства, приведенный в первой части статьи, дает представление, насколько важен сейчас процесс индустриализации для нашей страны.

Папченков А. И., заместитель начальника Управления энергоэффективности и энергоаудита ООО «УГМК-Холдинг», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» Папченков А. И., заместитель начальника Управления энергоэффективности и энергоаудита ООО «УГМК-Холдинг», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности»:

УГМК объединяет более 35 крупных предприятий, расположенных в 12 регионах Российской Федерации, многие из которых являются градообразующими. Отсюда — большая социальная нагрузка. Общая численность сотрудников превышает 80 тысяч человек. Основной вид деятельности — производство цинка, меди, селена, теллура, благородных металлов, добыча углей. Общее электропотребление основных предприятий — на уровне 5 млрд кВт•ч, по газу — около 1 млрд м3. Помимо этого используются мазут, кокс, углеродосодержащие материалы, топливо.

В себестоимости продукции доля затрат на энергоресурсы составляет в среднем 12%, без учета затрат на топливо. К наиболее энергоемким предприятиям компании относятся ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова» (г. Серов) — затраты на ТЭР в структуре себестоимости порядка 37%, а также ОАО «Электроцинк»
(г. Владикавказ) — 35%.

ООО «УГМК-Холдинг»

За 10 лет экономический ресурс в энергохозяйстве предприятий в значительной мере исчерпан. Средний срок окупаемости реализуемой в настоящее время программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергохозяйстве превышает четыре года. Мы понимаем, что основной резерв находится на стыке между металлургией и энергетикой, основа его — технологическая. Отсюда первая проблема для проведения энергоаудитов: крайне сложно найти квалифицированных специалистов с узкой компетенцией, способных разработать мероприятия и адекватно просчитать их эффективность.

В целях унификации опыта внедрения энергоэффективных мероприятий на предприятиях компании проводится своего рода апробация управленческих и технических решений, а потом, в случае успешного внедрения, их опыт транслируется в другие организации УГМК.

В настоящее время на головном предприятии ОАО «Уралэлектромедь» внедрена и действует система энергоменеджмента, в 2013 году была пройдена сертификация на соответствие МС ИСО 50001. Помимо требований стандарта корпоративные требования к управлению энергоэффективностью подразумевают создание фонда по энергосбережению, предполагающего возврат части сэкономленных средств от внедрения мероприятий и их перераспределение на мотивацию сотрудников за энергосбережение, а также на выявление новых резервов. Разработана энергополитика, иерархия показателей на уровне холдинга, предприятия, цехов и отдельных агрегатов, критерии мотивации и другие элементы.

На предприятиях Уральской горно-металлургической компании прошли три волны энергоаудита. Первая — в начале нулевых годов. Стоит отметить высокий уровень квалификации исполнителей и ощутимый полученный результат. Вторая — с 2009 по 2012 годы — тоже дала определенные положительные итоги.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 года № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования…», а также внутрикорпоративными стандартами ведется основательная проработка технических заданий на предстоящие обязательные энергетические обследования.

Некоторое время назад по инициативе Ростехнадзора между ведомством и крупными металлургическими предприятиями было предложено заключить соглашение, согласно которому металлурги взяли бы на себя обязательства по модернизации производств. Сама идея неплохая, но требует серьезной доработки, поскольку в одностороннем порядке, без встречного движения со стороны власти, выполнять обновление оборудования и технологий производственникам затруднительно. План модернизации формируется исходя из конъюнктуры рынка, а если это делается принудительно, ничего хорошего в рыночных условиях из этого получиться не может. Именно знание рынка, экономическая выгода стимулируют бизнес.

Но если переориентировать такие целевые соглашения на достижение холдингами, либо крупными предприятиями каких-то конкретных показателей энергоэффективности и за это предусмотреть экономическое стимулирование со стороны государства, может быть достигнут положительный результат. Об этом говорит опыт Китая, США, Германии. Иными словами, обязательство на дальнейшее повышение уровня энергоэффективности должно быть платой за экономические стимулы.

Со стороны государства это могут быть следующие шаги: субсидирование общих ставок по кредитам на проекты по энергоэффективности, снижение налогов на выбросы, стоимости лицензии на недропользование и др. А также — освобождение на несколько лет от налогов на имущество, в частности на вновь вводимое технологическое оборудование, возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль с условием, что в дальнейшем эти средства будут направлены на повышение уровня энергоэффективности.

Можно сопоставить эти экономические стимулы с затратами, которые необходимо понести предприятиям при модернизации.

Со стороны компаний алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  • на базе проведенных энергетических обследований установить целевые показатели, оценить потенциал энергосбережения на предприятиях;
  • разработать мероприятия и программу их реализации в привязке к целевым показателям;
  • достичь установленных показателей энергоэффективности в установленные соглашением сроки, реализовав запланированные мероприятия по энергосбережению (допускается их корректировка без внесения изменений в показатели энергоэффективности, поскольку конъюнктура рынка может перераспределить приоритеты модернизации);
  • довести существующую систему энергоменеджмента до соответствия МС ИСО 50001. При этом в обязательности сертификации я не вижу необходимости, если предприятие может подтвердить соответствие стандарту внешней проверкой.

А чтобы такими соглашениями никому не навредить, должна быть тщательная совместная проработка и отсутствие каких-либо санкций за нарушение сроков модернизации, кроме отказа в обеспечении указанных преференций. Помимо основных драйверов (снижение затрат на энергоресурсы и повышение эффективности в целом) у предприятия появился бы серьезный экономический стимул для модернизации и возможность повышения имиджа в рамках выполнения обязательств по соглашению.

В вопросах импортозамещения, о котором сегодня так много говорится, должно быть полное взаимопонимание между всеми участниками процесса. Нам необходимо иметь представление о том, как мы собираемся вписываться в новую мировую систему разделения труда, динамично изменяющуюся в настоящее время. Не зря рядом экспертов считается крайне своевременным появление Программы импортозамещения на государственном уровне, которая бы прояснила основные приоритеты экономического развития и механизмы стимулирования, такие как снижение налогообложения, введение льготного режима на период окупаемости проектов, изменение инвестиционной политики и другие.

Из последних интересных проектов, реализуемых в УГМК, можно назвать сотрудничество с ЮНИДО по внедрению системы энергоменеджмента на 10 предприятиях Холдинга. В нем участвуют несколько металлургических, горнодобывающих и входящих в агропромышленный комплекс предприятий. Нам крайне интересна методология международной организации в вопросах внедрения СЭнМ, а также выявления потенциала и путей оптимизации работы энергосистем и энергооборудования промышленных предприятий (включающее тягодутьевое и насосное оборудование, теплообменные аппараты, электрические приводы, системы сжатого воздуха, пароконденсационные системы). В настоящее время в рамках проекта УГМК-ЮНИДО мы активно ведем адаптацию этих методик и разработку общего учебно-методического комплекса для промышленных предприятий. В этом нам большое содействие оказывает наш корпоративный университет НОУ ДПО «Технический университет УГМК» в Верхней Пышме, успешно решающий задачи повышения квалификации сотрудников предприятий по энергетическим направлениям.

Результатом сотрудничества с ЮНИДО в рамках действующего соглашения по внедрению СЭнМ также должно стать создание на базе НОУ ДПО «Технический университет УГМК» «Лаборатории по энергоэффективности», проведение тренингов и разработка учебно-методического комплекса «Системы управления энергоэффективностью» по двум направлениям: «Внедрение Системы энергоменеджмента на промышленных предприятиях в соответствии со Стандартом ИСО 50001» и «Оптимизация работы энергосистем и энергооборудования промышленных предприятий» по вышеуказанным направлениям.

Фактический опыт внедрения промышленной политики в сфере энергоэффективности в рамках сотрудничества с ЮНИДО таких компаний, как УГМК и «Балтика», позволяет дать оценку реализации нормативной базы на практике и внести предложения по дальнейшей имплементации промышленного ресурсосбережения в текущих экономических условиях. Кратко резюмировав полученный опыт, можно дать следующие рекомендации:

  1. В условиях кризисных явлений в экономике доля инвестиционных проектов сокращается, но это отнюдь не означает, что потенциал экономии потребления энергоресурсов исчерпан. Основная ценность стандарта ISO 50001 и опыта зарубежных стран состоит в том, что они учат смотреть на проблему энергоэффективности под углом «сделай что-нибудь, что сэкономит». Такой «хозяйский» подход не свойствен российской ментальности, следовательно, обучающее и дисциплинирующее воздействие процесса внедрения систем энергоменеджмента на российских предприятиях необходимо. Поэтому постановка вопроса перед Минпромторгом России об обязательности внедрения этих систем, в первую очередь, на крупных предприятиях, своевременна. Действия по информационной поддержке продвижения систем энергоменеджмента в промышленность должны быть проведены незамедлительно, прежде всего, с использованием информационных ресурсов в сети Интернет Минпромторга России и других заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти.
  2. Утверждение, что экономия потребления ресурсов имеет свои пределы и потенциал экономии ресурсов в России исчерпан — неверно. Опыт предприятий с новейшей в своем сегменте технологией производства показывает: повышение энергоэффективности за счет операционного контроля (а не за счет инвестиций!) обеспечивает высокие показатели снижения ресурсопотребления. В качестве примера можно упомянуть предприятия компании «Балтика», которая успешно сотрудничает с ЮНИДО в сфере повышения энергоэффективности и внедрения системы энергоменеджмента. В ходе этого сотрудничества удалось выявить и реализовать значительный потенциал энергосбережения на предприятиях, которые уже работали на хорошем уровне энергоэффективности. Результаты были достигнуты благодаря сочетанию системного подхода, вовлеченности команды по энергоменеджменту, измерению эффективности и улучшениям в ежедневной рутинной работе.
  3. Крупным предприятиям сложно сформировать конкретную заявку в адрес государства на получение финансовой помощи для энергоэффективных проектов (кроме подготовки кадров) — большинство проблем эффективно решаются внутри предприятия, если задачу ставит и организует ее решение руководитель соответствующего уровня. Вопросы энергоэффективности должен ставить руководитель предприятия, вовлекая в обсуждение не только энергетиков, технологов, но и финансистов. Если все проекты вносятся в единый перечень с указанием рентабельности (IRR) или любым иным финансовым показателем проекта, который объясняет, насколько эффективно вкладываются средства, то при IRR>50% (быстро окупаемый проект) на него должны найтись средства. «Того финансиста, который скажет, что на быстро окупаемые проекты по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности денег нет, надо увольнять», — считает эксперт ЮНИДО Д. Ю. Целиканов.
  4. Энергоэффективные мероприятия на крупных промышленных предприятиях обычно финансируются по статье «капитальный ремонт», то есть по линии управления капитального строительства, либо по статье расходов на эксплуатацию и текущий ремонт, в которых нет места для инициатив по энергоэффективности. Для успешной реализации проектов необходима отдельная статья расходов на повышение энергоэффективности под контролем руководителя предприятия, а также включение экономии затрат на ресурсы в перечень показателей, по которым оценивается успешность менеджмента.
  5. Для обеспечения результатов в области модернизации промышленности и ресурсоэффективности инвестиции необходимы, в первую очередь, в людей, а затем уже в высокотехнологичное оборудование. Большую обеспокоенность вызывает заметное практически во всех отраслях промышленности снижение уровня профессиональной подготовки инженерных кадров. Особенно острым является дефицит квалифицированных специалистов в области энергоэффективности, поскольку эта специальность предполагает наличие широкого спектра знаний и навыков. Молодых специалистов-энергетиков, холодильщиков, специалистов по автоматизации котельного оборудования практически нет. Их учат еще на старой материально-технической базе, которая сложилась в вузах в 70-х годах прошлого века. Программы высшей школы не реагируют с необходимой скоростью на интенсивное обновление как техники в целом, так и энергетики в частности. Еще менее соответствует современным требованиям уровень подготовки преподавательского состава. Эта глобальная проблема должна решаться на уровне федеральных органов исполнительной власти. Недопустимо сокращать технические вузы, количество мест на технических специальностях и часы обучения техническим предметам. Ответом на сложившуюся ситуацию стало появление корпоративных учебных заведений, создаваемых крупными промышленными предприятиями для целей подготовки и переподготовки собственных кадров. Однако потребности в квалифицированных кадрах для российской промышленности в целом это не удовлетворит.
  6. Представители промышленных предприятий, системно занимающиеся энергосбережением, заявляют о готовности к заключению соглашений с органами власти на проведение мероприятий по модернизации и повышению энергоэффективности. Целевые соглашения могут предусматривать со стороны промышленности достижение конкретных показателей энергосбережения, а со стороны органов власти — предоставление экономических стимулов. Такие соглашения являются начальной стадией введения «белых сертификатов», получивших определенное распространение в мире в качестве инструмента достижения целевых показателей экономии ресурсов и последующей реализации на рынке условных единиц достигнутой экономии. Вряд ли сейчас в России рыночный оборот достигнутой и подтвержденной экономии при потреблении ресурсов является целевым ориентиром. Важнее другое — установление взаимных обязательств власти и бизнеса, когда бизнес экономит, а власть его за это поощряет. Эта конструкция отношений предпочтительнее той, в которой бизнес сначала экономит, а затем долго, затратно и не всегда успешно доказывает органам власти, что имеет право воспользоваться задекларированными мерами и механизмами поощрения.
  7. В условиях, когда стоимость инвестиционных ресурсов в России резко увеличилась, сократилась линейка финансовых инструментов для модернизации промышленности и регионов, внедрения новых ресурсосберегающих технологий. Вместе с тем появляются и новые инструменты. Так, постановлением Правительства Российской Федерацииот 11 октября 2014 года № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации, на основе проектного финансирования» обозначило готовность выделить примерно 100 млрд руб. на поддержку предприятий различных секторов промышленности. Многие российские банки получают от промышленности соответствующие заявки. Однако ввиду опасений невозврата средств, нецелевого их использования и возможного негативного влияния финансовых вливаний на валютно-обменный курс на практике механизм этот работает довольно медленно, прежде всего, за счет комиссионной процедуры отбора проектов. Планируется доработка указанного постановления, в том числе в части перехода на заявительный принцип отбора проектов.
  8. Интересным, но слабо разработанным для российских предприятий, является механизм факторинга для быстро окупаемых (1–1,5 года) и дешевых проектов (10–50 млн руб.). Вложения инжиниринговой компании в инвестиционной фазе проекта могут по завершении фазы строительства переуступаться банку как операционной компании, которая, вернув инжиниринговой компании затраченные средства, могла бы затем продавать эти активы эксплуатирующим организациям. Пока устойчивых цепочек участников подобных проектов не создано, но инвестиционный интерес к небольшим, надежным, массово реализуемым проектам, особенно в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, может быть значительным.
Колчин Л.А., Пивоваренная компания «Балтика», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» Колчин Л.А., Пивоваренная компания «Балтика», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности»:

«Балтика» является одной из самых крупных компаний в России в сфере производства товаров народного потребления и лидером российского рынка пива. К сожалению, в связи со сложной макроэкономической ситуацией в стране, российский рынок пива сокращается. Соответственно снижаются объемы производства и инвестиции, в том числе и на энергоэффективность. Тем не менее мы продолжаем работать в данной области и находим новые возможности для снижения затрат на энергоресурсы. В 2012 году был заключен договор с ЮНИДО, и одним из проектов стало внедрение энергоменеджмента на заводах «Балтики».

В рамках Проекта проводилось обучение персонала, пересмотр процессов, в том числе технологических, при помощи наших внутренних и иностранных экспертов. Мы проводили ряд технологических, процессных и организационных аудитов. При снижении объема выпуска продукции удельное потребление энергоресурсов должно расти, однако в 2013-2014 годах при сокращении объема мы смогли добиться уменьшения удельного потребления энергоресурсов.

Пивоваренная компания «Балтика» Два основных направления – инвестиционные проекты и операционный контроль. На одном из наших филиалов технологи совместно с энергетиками внедрили ряд мероприятий, по итогам которых в прошлом году доля этого завода составила 30% от общего объема экономии компании по энергоресурсам. Это нам говорит о том, что на остальных наших филиалах есть еще большие возможности снизить затраты на энергоресурсы, не инвестируя значительные деньги в новое оборудование. В нынешних экономических условиях нужно инвестировать не в железо, а в людей. Так, например, ежегодно в нашей компании проходит программа «Управляй будущим»: мы приглашаем студентов из разных университетов для прохождения практики. В дальнейшем они часто остаются работать, в том числе в энергетической службе. Кроме того, у нас успешно работает КУБ – Корпоративный университет «Балтики». Но важно, чтобы со стороны государства также продолжались инвестиции в обучение и развитие молодых специалистов.

В рамках своей деятельности ЮНИДО всегда стремится отвечать на актуальные вопросы промышленных предприятий, привлекать для их решения наиболее востребованный зарубежный опыт, знания и технологии. Организация активно участвует в подготовке предложений для разработки и реализации мер промышленной политики Российской Федерации в современных условиях.

В сотрудничестве с Россией ЮНИДО делает основной акцент на реализации проектов, нацеленных на поддержку и развитие промышленного сектора, внедрение международных стандартов в области образования, энергоэффективности, экологии, водопользования, привлечение инвестиций в экономику страны, сохранение и защиту окружающей среды, создание эффективных механизмов переработки опасных отходов, а также реализации обязательств России в рамках международных протоколов и конвенций.

С. А. Коротков,
директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации

Автор

Коротков С.А.

Коротков С.А.

Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, главный редактор вестника «ЮНИДО в России», руководитель Промышленного инновационного клуба


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.