Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

«Приниматься за дело нужно уже сейчас»

В журнале «ЮНИДО в России» №16 было опубликовано интервью с директором Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации Сергеем Анатольевичем Коротковым, посвященное проекту по экологически безопасной утилизации полихлорированных бифенилов (ПХБ). Сегодня мы вновь обращаемся к этой теме.

Сергей Анатольевич Коротков, Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации

—Сергей Анатольевич, цель проекта ЮНИДО—создание системы обращения с ПХБ в России в рамках реализации Стокгольмской конвенции. Что представляет собой эта система, в каком виде она существует в нашей стране сегодня?

—Система обращения с ПХБ—комплексное понятие, которое включает в себя множество аспектов. Среди них—наличие нормативно-правовой базы, развитая инфраструктура идентификации загрязненных веществ и материалов, вывода их из хозяйственного оборота, безопасного хранения, очистки, утилизации. Вопросы производственной безопасности и защиты персонала от опасного воздействия стойких органических загрязнителей (СОЗ), как на уровне каждого отдельного предприятия, так и в стране в целом, также должны быть проработаны в рамках создания системы обращения с ПХБ.

К сожалению, в Российской Федерации до запуска проекта ЮНИДО системы как таковой не существовало, а присутствовали ее отдельные разрозненные элементы. И это несмотря на многолетнюю работу Министерства природных ресурсов и экологии РФ, наших коллег из других международных и общественных организаций по подготовке к ратификации Стокгольмской конвенции о СОЗ и выполнению отдельных ее положений. Мы не можем отрицать, что существовали отдельные нормативно-правовые акты, в той или иной степени регулирующие обращение с веществами, включенными в группу СОЗ, однако не были разработаны положения, касающиеся непосредственно ПХБ—ведь они существенно отличаются от остальных СОЗ по распространенности и областям применения. Аккредитованные на определение ПХБ лаборатории имели лишь единичные заказы на анализы, что не позволяло развивать материально-техническую базу, разрабатывать универсальные и общедоступные стандартные методики, как это делалось, например, в Европе и США. А что уж говорить об инструментальной инвентаризации, организации системы сбора, временного хранения и экологически безопасной утилизации ПХБ-содержащих материалов, которые просто отсутствовали.

На сегодняшний день команда экспертов ЮНИДО совместно с признанными российскими специалистами в разных отраслях пытается объединить все эти составляющие в единую систему, дополнить недостающими элементами и отладить ее работу. Наша задача—к 2025 году, как того требует Стокгольмская конвенция, вывести все ПХБ-загрязненное маслонаполненное электротехническое оборудование из эксплуатации, а к 2028 году—провести экологически безопасное уничтожение.

—Кто может стать участником проекта? Чем обусловлен выбор действующих партнеров: ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина?

—Изначально в состав партнеров проекта, который определялся еще на стадии его подготовки, вошли организации, которые были готовы софинансировать его в натуральной или денежной форме. В соответствии с правилами, Глобальный экологический фонд (ГЭФ) выделяет лишь пятую часть необходимых средств, остальное—это средства государства и частных компаний. Кроме того, важным условием являлось наличие соответствующих материально-технических ресурсов. ОАО «РЖД» выразило готовность построить за счет собственных средств завод по уничтожению опасных отходов, в том числе ПХБ-содержащих, а также предоставить свои объекты для проведения инструментальной инвентаризации, выделить площадки для организации временного хранения ПХБ-содержащих отходов. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» также проводит инвентаризацию своих маслонаполненных трансформаторов и планирует заменить их незагрязненными ПХБ. РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина в рамках проекта оказывает методическую поддержку процесса инвентаризации, а также создает лабораторию по анализу ПХБ.

Стоит отметить, что интерес к проекту после его старта появился и у других организаций, которые становятся неформальными партнерами проекта. Так, тесное сотрудничество налажено с ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, которое провело исследования по выявлению объемов ПХБ-загрязненного оборудования на предприятиях энергетического комплекса, проводит обучение профильных специалистов ТЭК по вопросам обращения с ПХБ-содержащими оборудованием и материалами. Лаборатория АО «Инспекторат Р» присоединилась к проекту на этапе проведения инвентаризации трансформаторного парка ОАО «РЖД» и также оказывает помощь в методическом и лабораторном сопровождении. Мы активно работаем с собственниками ПХБ-содержащего оборудования—в основном энергетическими компаниями, стараемся вовлечь их в процесс инвентаризации и оказать посильное экспертное сопровождение.

—Проект запущен в феврале 2014 года. Что уже сделано, что делается?

—Создавать систему экологически безопасного обращения с ПХБ в нашей стране пришлось практически с нуля. В первую очередь было проанализировано законодательство Российской Федерации на предмет его соответствия положениям Стокгольмской конвенции о СОЗ, выявлены недостатки и составлен перечень нормативных правовых актов, нуждающихся в разработке. На сегодняшний день такие нормативные акты совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования подготовлены и ожидают своего рассмотрения в Государственной Думе.

В настоящий момент команда проекта проводит инвентаризацию трансформаторного парка ОАО «РЖД». Отобрано 5000 проб трансформаторного масла и готовится отбор еще 10000 проб. Впоследствии эти образцы будут направлены на химический анализ. Те трансформаторы, в пробах которых будет выявлено содержание ПХБ более 20 мг/кг (20 ppm), будут направлены на очистку или утилизацию в зависимости от степени загрязнения. Чистые же трансформаторы будут промаркированы соответствующим образом, после чего смогут свободно эксплуатироваться до окончания срока службы.

В рамках проекта построен и введен в эксплуатацию завод ОАО «РЖД» по уничтожению опасных отходов в г.Ярославле. Кроме того, ЮНИДО осуществит закупку двух дополнительных комплексов—по очистке и регенерации трансформаторного масла и комплекс высокотемпературного окисления высококонцентрированных ПХБ-содержащих отходов. Планируется, что оба этих комплекса будут поставлены и запущены в эксплуатацию в 2017 году.

Что касается промежуточных итогов, то работа по проекту вскрыла немало проблем. Так, оснащенность российских лабораторий оборудованием и аналитическими стандартами для анализа ПХБ остается крайне низкой. Кроме того, ввоз ряда стандартных химических образцов, необходимых для проведения анализа, вообще оказался запрещен! Сегодня мы плотно работаем над устранением этих проблем. Уровень производственной грамотности сотрудников энергетических предприятий, в частности в вопросах охраны труда при работе с ПХБ-содержащими жидкостями, оказался не очень высоким. В связи с этим большая работа проводится по информированию и повышению квалификации персонала. Трудности, безусловно, есть, но они преодолимы.

—По каким направлениям реализуется проект? Какое из них является основным, наиболее сложным и почему?

—Основных направлений реализации проекта три. Первое—обновление нормативно-правовой базы Российской Федерации в части выполнения Стокгольмской конвенции о СОЗ и создания системы обращения с ПХБ. Этот компонент включает в себя разработку соответствующих норм не только в области экологической безопасности, но и в сфере производственной безопасности и охраны труда, а также ознакомление всех заинтересованных сторон—представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, собственников электротехнического оборудования—с новыми правилами.

Второй компонент проекта направлен на инвентаризацию оборудования и отходов, загрязненных ПХБ, и включает в себя разработку методического обеспечения процесса инвентаризации, создание лабораторных мощностей и обучение персонала для анализа ПХБ, непосредственно проведение инвентаризации 50000 единиц маслонаполненного электротехнического оборудования на объектах ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и других собственников. В рамках этого компонента также осуществляется создание базы данных оборудования, загрязненного ПХБ, и системы маркировки оборудования в зависимости от степени загрязнения.

И, наконец, третий компонент предусматривает работу по экологически безопасной утилизации ПХБ-содержащих отходов и материалов. В рамках проекта планируется уничтожить не менее 3800 тонн загрязненных отходов.

Невозможно выделить какой-то один компонент как наиболее важный. Ведь без каждого из них устойчивое функционирование системы, к которому мы стремимся, оказывается невозможным. Хотя, безусловно, существуют драйверы процесса. Например, с принятием законодательных актов, обязывающих собственников проводить инструментальную инвентаризацию электротехнического оборудования процесс выявления ПХБ-содержащих отходов и материалов в масштабах всей страны, а не только ОАО «РЖД», существенно ускорится.

—Как проходит реализация проекта на конкретном предприятии?

—Любое предприятие, владеющее маслонаполненным электротехническим оборудованием—трансформаторами, конденсаторами, электрическими переключателями, должно составить его реестр. Наверняка многие ответственные собственники уже ведут такой реестр, однако мы встречались и с обратным. Наличие ПХБ можно установить на основании паспортов оборудования, но такая информация не будет полностью достоверной. Согласно мировой практике около 7% оборудования загрязняются в результате перезаполнения—долива масла в процессе технического обслуживания и других операций. Поэтому обязательно должно быть проведено инструментальное исследование содержания ПХБ в электроизоляционных жидкостях. Отбор проб и анализ может быть осуществлен как собственно службами предприятия, так и с привлечением специализированных организаций. Для сотрудников, задействованных в отборе проб, анализе и обслуживании трансформаторного парка, должен быть проведен соответствующий инструктаж или курс повышения квалификации. По результатам анализа, основываясь на данных об отсутствии или наличии ПХБ в масле, концентрации загрязнителя, соответствующее оборудование должно быть промаркировано, а данные анализа—занесены во всероссийскую базу данных. Далее, в зависимости от стратегии предприятия и наличия материальных ресурсов, должно приниматься решение о выводе загрязненного оборудования из эксплуатации в определенные сроки и утилизации ПХБ-содержащих материалов, что осуществляется специализированными организациями. Стокгольмской конвенцией предусматривается, что загрязненное оборудование должно быть выведено из эксплуатации к 2025 году, а ПХБ-содержащие материалы—утилизированы к 2028 году. Проект Национального плана выполнения Стокгольмской конвенции о СОЗ устанавливает аналогичные сроки. Ожидаем, что в ближайшее время появятся соответствующие документы для предприятий энергетики.

—Каким образом уничтожаются ПХБ? Существуют стандартные технологии или страны могут проявлять инициативу? Что в этом смысле происходит в России, что предлагается проектом ЮНИДО?

—В мире разработано немало технологий по уничтожению ПХБ-содержащих материалов и отходов. В основном они делятся на два типа: технологии, основанные на термическом обезвреживании, то есть сжигании, и несжигающие технологии. Выбор конкретного метода определяется степенью загрязнения, объемами отходов и, безусловно, материальными и финансовыми возможностями собственников. Преимуществом несжигающих методов является возможность регенерации масел и восстановления их свойств до параметров, предъявляемых к технологическим жидкостям. Однако эти методы дороги и трудозатратны. Что касается сжигающих методов, то здесь на первое место выходят вопросы экологии: сжигание любого вида отходов требует качественной очистки отходящих газов во избежание образования и попадания в атмосферу крайне опасных химических веществ, таких как диоксины и фураны. Таким способом утилизируются, как правило, масла, степень загрязнения которых превышает 5000 мг/кг (5000 ppm).

В рамках проекта ЮНИДО планируется использовать оба типа технологий. Для масел, концентрация ПХБ в которых не превышает 5000 мг/кг, будет закуплена установка каталитического дехлорирования, которая позволит не только удалить ПХБ, но и регенерировать масла для повторного использования. Масла же, в которых концентрация ПХБ превысит 5000 ppm, будут утилизированы методом высокотемпературного окисления. Закупка соответствующих комплексов является в настоящий момент приоритетом для команды проекта.

—Может ли проблема ПХБ в России «импортозамещаться», то есть решаться только за счет отечественных разработок?

—Мы считаем, что может, и в России есть производители и разработчики оборудования с необходимым потенциалом и компетенциями. Для примера, долгое время считалось, что проводить определение ПХБ в масле методом газовой хроматографии можно только на зарубежных хроматографах. Однако в России производят аналогичные приборы, которые не только не уступают зарубежным аналогам по точности измерений, но и имеют ряд преимуществ. Кроме того, отсутствие необходимости сертификации приборов, прохождения таможенных процедур при ввозе оборудования в страну, возможность оперативного технического обслуживания существенно повышают привлекательность отечественных хроматографов.

Большая работа проводится для выявления отечественных установок по обезвреживанию и уничтожению ПХБ-содержащих отходов и материалов. К сожалению, установок, которые действительно обеспечивали бы приемлемый уровень разложения опасных веществ и экологической безопасности, немного, но они есть, и мы активно вовлекаем их в процесс реализации проекта, знакомим собственников маслонаполненного оборудования с такими разработками и всячески содействуем выходу на российский рынок.

—С какими результатами проект должен подойти к финишу в 2018 году?

—Согласно проектному документу к 2018 году в России должны быть разработаны и введены в действие нормативные правовые акты, регулирующие обращение с ПХБ-содержащим маслонаполненным оборудованием в области экологической и производственной безопасности, охраны труда; должна быть проведена инвентаризация как минимум 50000 единиц трансформаторов и конденсаторов на предмет наличия ПХБ, проведено обезвреживание и уничтожение 3800 тонн ПХБ-содержащих масел. Но это лишь формальные измеряемые параметры, к достижению которых мы стремимся. В действительности же нашей задачей является создание системы обращения с ПХБ, о которой мы говорили вначале. В наших планах вовлечение как можно большего количества собственников маслонаполненного оборудования в инвентаризацию, проведение тренингов для специалистов энергетической отрасли по вопросам обращения с ПХБ, создание материально-технической базы для процесса утилизации и обезвреживания ПХБ.

—Сможет ли Россия уложиться в установленные конвенцией сроки: к 2025 году прекратить использование ПХБ, а к 2028 году—уничтожить все ПХБ-содержащие материалы? Что для этого нужно и что может помешать?

—Безусловно, именно к этим показателям нужно стремиться и в рамках работы по проекту, и в целом при организации мероприятий по выполнению Стокгольмской конвенции о СОЗ на уровне страны. Но чтобы достичь поставленной цели в срок, приниматься за дело нужно уже сейчас. Ведь в масштабах нашей страны проведение инвентаризации является сложнейшей задачей, учитывая объемы промышленного производства, масштабы энергетического сектора и географический фактор. Даже если ПХБ будет выявлено всего в 7–10% оборудования, это огромное количество трансформаторов, конденсаторов и электроизоляционных жидкостей, которые требуют временного хранения и последующего уничтожения! Поэтому очень важно, чтобы все заинтересованные стороны как можно скорее объединили свои усилия по выводу ПХБ из оборота и дальнейшему уничтожению загрязнителей.

Автор

Коротков С.А.

Коротков С.А.

Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, главный редактор вестника «ЮНИДО в России», руководитель Промышленного инновационного клуба


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.