Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

В Москве прошла конференция «Перспективы развития отрасли по переработке ОЭЭО в России и странах СНГ»

19 Февраля 2019

В Москве прошла конференция «Перспективы развития отрасли по переработке ОЭЭО в России и странах СНГ»

13-14 февраля 2019 года в Москве в ТПП РФ состоялась Евразийская конференция «Перспективы развития отрасли по переработке ОЭЭО в России и странах СНГ».

Конференция была организована с участием ТПП РФ, Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники. Она явилась продолжением ряда мероприятий Центра ЮНИДО в РФ, направленных на подготовку и реализацию межправительственного соглашения стран СНГ о сотрудничестве в области обращения с электронными отходами.

В конференции приняли участие представители министерств, ведомств, некоммерческих организаций, бизнеса из России, Беларуси, Казахстана. Одной из главных тем было обсуждение путей реализации межправительственного соглашения стран СНГ о сотрудничестве в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО).

Реальное сотрудничество пока ограничивается информационным взаимодействием. Эксперты и специалисты из России, Казахстана, Беларуси, других стран Содружества принимают участие в совместных конференциях, семинарах, деловых поездках для изучения зарубежного опыта.

Необходимо обеспечить выполнение плана реализации упомянутого соглашения, чтобы планомерно сформировать скоординированную региональную систему обращения с ОЭЭО, основанную на национальном законодательстве, позволяющую обеспечить более полную загрузку имеющихся производственных мощностей, оптимизацию логистических цепочек, обеспечить более полное извлечение и вовлечение в оборот вторичных материалов, извлекаемых из отходов, снизив, таким образом, экологическую нагрузку на окружающую среду.

Техническое регулирование и стандартизация деятельности в области обращения с ОЭЭО в странах СНГ практически отсутствуют и требуют разработки и внедрения. В определенной степени в этих целях может быть использован опыт ЕС. Вместе с тем, необходимо соблюдать постепенный и продуманный подход, обеспечить относительно длительный переходный период для внедрения стандартов, учитывать при этом специфику отдельных стран, состояние их рынка утилизации отходов, использования вторичных материалов. Возможно, на первом этапе оптимальной была бы добровольная сертификация через саморегулируемые некоммерческие организации с отработкой в них требований к сбору, транспортированию и переработке ОЭЭО.

Значительное внимание было уделено обсуждению положение в отрасли по обращению с ОЭЭО в РФ.

Расширенная ответственность производителей в области ОЭЭО является одним из важных драйверов в организации сбора и переработки данного вида отходов в большинстве крупных экономик мира. Однако, в России она не приобрела необходимого влияния, прежде всего из-за отсутствия поддержки со стороны региональных и федеральных органов власти. Более того, в последнее время с их стороны выдвинуты некоторые предложения, которые могут полностью ликвидировать даже возможность для производителей и импортеров принять участия в совершенствовании сбора и переработки ОЭЭО. Предложенный Росприроднадзором образец Акта утилизации также создает определенные проблемы, т.к. некоторые его положения потребуют значительных дополнительных затрат на государственную экологическую экспертизу от действующих лицензированных предприятий, кроме того есть позиции, которые вносят элементы субъективной оценки при принятии решений о допустимости работы без подобного заключения.

Созданная производителями Ассоциация СКО «Электроника-утилизация» начала свою деятельность, предпринимает усилия для обеспечения надлежащего уровня обработки и утилизации отходов. Но для развертывания ее деятельности требуется поддержка от Минприроды, Минпромторга, Росприроднадзора, а также региональных органов исполнительной власти (правительств регионов и региональных министерств и ведомств, ответственных за обращение с отходами), региональных операторов.

Одним из главных препятствий на пути формирования отрасли по переработке электронных отходов является низкий уровень сбора ОЭЭО. Население до сих пор выбрасывает ненужную бытовую технику, электронные устройства, компьютеры в потоки ТКО, не принимая во внимание наличие в них как полезных веществ, так и опасных. В законодательстве не закреплена обязанность потребителей сдавать ненужную технику лицензированным сборщикам и переработчикам, хотя с 2021 года вводится запрет на захоронения ОЭЭО на полигонах. На данный момент Беларусь – единственная страна ЕАЭС, где имеются нормативные документы, касающиеся обязанности торговых предприятий безвозмездно принимать у населения старую бытовую технику и электронику.

Невелико число региональных и муниципальных органов власти, готовых и способных обеспечить планомерный раздельный сбор разных видов отходов, в том числе и ОЭЭО. Как правило, эта работа ведется в форме отдельных акций, которые, безусловно, имеют важное значение для формирования общественного мнения, но не обеспечивают создание полноценной системы управления ОЭЭО. Требуется на основе законодательных актов, принятых на федеральном уровне принять на региональном уровне региональные акты, конкретизирующих применение федеральных документов в условиях региона.

Тема совершенствования работы с вторичными материальными ресурсами также обсуждалась в ходе конференции. В мире существуют технологии, позволяющие извлекать достаточно высокую долю содержащихся в ОЭЭО полезных фракций и компонентов. Появляются предприятия, оснащенные современной техникой и в РФ. Однако, требуются меры государственной поддержки для внедрения современных технологий в стране.

Несовершенство и недостаточная развитость рынка вторичных материалов на фоне отсутствия законодательной и нормативной базы, стимулирующей использование вторичных материальных ресурсов, представляют еще одну важную проблему в этой сфере. В результате мирового кризиса произошло существенное снижение цен на первичные металлы, пластики, что, в свою очередь, привело к резкому снижению прибыльности бизнеса по переработке ОЭЭО, тем самым создав дополнительные проблемы в развитии отрасли.

Одной из тем, которые были затронуты в ходе работы конференции было обсуждение некоторых положений, изложенных в докладе организаций системы ООН «Новое видение электроники с позиций экономики замкнутого цикла. Пришло время для глобальной перезагрузки». Доклад представляет интерес для определения перспектив развития предприятий по переработке ОЭЭО. Новые подходы к организации производства, потребления и утилизации электронной и электробытовой техники заслуживают изучения и рассмотрения органами законодательной и исполнительной власти стран СНГ, могут быть положены в основу разрабатываемых законодательных и нормативных документов, планирования развития отрасли по обращению с данным видом отходов.

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.