Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Критерии оценки экологической безопасности хладагентов

В рамках выступления на конференции Международного института холода Ламберт Кейперс, сопредседатель Группы экспертов по технической и экономической оценке (TEAP) и Комитета по технологическим альтернативам в холодильном секторе (RTOC) Монреальского протокола, проанализировал критерии оценки экологичности, подходы к определению и изменению этих критериев и перспективы перехода на экологичные хладагенты.

Отчеты Группы экспертов по технической и экономической оценке

Анализу подверглись отчеты ТЕАР, подготовленные в соответствии с Решениями XXIII/9 и XXIV/7 сторон Монреальского протокола.

Решение XXIII/9 предусматривало предоставление отчета, содержащего информацию по следующим пунктам:

  • стоимость заменяющих гидрохлорфторуглероды веществ, прошедших технические испытания, рентабельных и экологически безопасных;
  • перечень заменяющих гидрохлорфторуглероды веществ, прошедших технические испытания, рентабельных и экологически безопасных, а также пригодных для использования при высоких температурах окружающей среды, в том числе таких, которые могут повлиять на эффективность или другие факторы;
  • количество и типы альтернативных хладагентов, которые уже используются или запланированы к использованию в качестве замены гидрохлорфторуглеродов, с разбивкой по сферам применения, в странах, относящихся к пункту 1 статьи 5 Монреальского протокола, и не относящихся к этому пункту;
  • анализ технической, экономической и экологической целесообразности различных вариантов, проведенный при содействии научных экспертов.

В подготовленном отчете впервые был использован термин «экологическая безопасность», как характеристика, отличающая альтернативные хладагенты или оборудование, в которых они используются, от ГХФУ или соответствующего оборудования. Хотя это понятие шире, чем ПГП или ОРП, следует помнить, что в начале 20 века ХФУ считались безопасными лишь потому, что еще не было известно об их негативном влиянии на озоновый слой и климат планеты.

Поскольку экологическая безопасность не может быть определена однозначно, то и использовать только этот критерий при оценке альтернативных хладагентов или технологий не рекомендуется. В своем отчете ТЕАР использовала понятия «экологическая целесообразность» и «экологическая приемлемость».

Эксперты, принимавшие участие в подготовке отчета, не смогли прийти к единому мнению, что же следует считать экологически целесообразной и приемлемой альтернативой ГХФУ:

  • одни эксперты исследовали ряд альтернативных хладагентов с ПГП ниже 1 000 или даже включают в анализ хладагенты с более высоким ПГП, например, R-410A или ГФУ-134а;
  • другие при наличии только альтернативных хладагентов с высоким ПГП считают воздействие на окружающую среду менее важным критерием;
  • третьи считают, что следует принимать во внимание не только ПГП, но и объем выбросов в эквиваленте СО2, который является единицей измерения воздействия на климат.

В результате вопрос экологической безопасности в отчете был, фактически, проигнорирован.

В решении XXIV/7 стороны Монреальского протокола поручили ТЕАР:

  • описать все доступные заменители озоноразрушающих веществ, которые имеются в продаже, прошли технические испытания и экологически допустимы, принимая во внимание их эффективность, соответствие требованиям ОТ, ТБ и ООС, экономичность и особенности использования при высоких температурах окружающей среды и в городах с высокой плотностью населения;
  • обновить сведения о находящихся в разработке альтернативах, представленные в предыдущих отчетах Группы;
  • определить препятствия и ограничения для принятия и коммерческого использования ряда экологически допустимых заменителей озоноразрушающих веществ;
  • по возможности оценить приблизительное количество заменителей, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, которые могли или могут быть выведены из обращения или уничтожены в рамках выведения ОРВ из обращения в странах, включенных и не включенных в статью 5; * определить возможность выбора экологически допустимых заменителей ГХФУ в будущем.

Понятие «экологическая допустимость» означает полную гармонию объекта с окружающей средой и соответствующими экологическими факторами. Очевидно, что полностью экологически допустимым нельзя считать ни один хладагент. В отчете под «экологически допустимыми» подразумеваются альтернативные хладагенты с минимальным неблагоприятным воздействием на окружающую среду.

Для целей отчета было необходимо определить, ограничивается ли понятие окружающей среды климатом и озоновым слоем. Так, при изучении ЛОС и других соединений, способных распадаться на опасные вещества, этого недостаточно. Поэтому возникла необходимость в разделении критериев на относящиеся к качеству воздуха (включая озоновый слой и климат) и к непосредственному химическому воздействию на объекты живой природы.

Критерии, использовавшиеся в отчетах Рабочей группы, по мнению Л. Кейперса, неполноценны.

Выводы

Наличие актуального списка альтернативных хладагентов и технологий, прошедших технологические испытания и имеющихся в продаже, крайне важно для работы над заменой ГХФУ в рамках Монреальского протокола.

В развитых странах в качестве замены ГХФУ-22 рассматривались практически исключительно смеси ГФУ. Промышленность при этом поддерживает новое поколение синтетических хладагентов с низким ПГП, а НПО и другие инициативы — природные хладагенты с низким ПГП.

В развивающихся странах переход на ГФУ осуществляется прямо сейчас, и формулирование принципов экологической приемлемости или допустимости может подтолкнуть развитие крупных международных проектов по разработке новых продуктов.

Два рассмотренных отчета показали практическую невозможность выявления методов проверки экологической безопасности или допустимости альтернатив в силу расплывчатости критериев и отсутствия их повсеместного признания.

Отбор альтернативных хладагентов с использованием критериев «прошедшие технические испытания» или «прошедшие технические испытания и имеющиеся продаже» сужает список до нескольких имеющихся ГФУ, их смесей и природных хладагентов.

Расширить его можно за счет внесения дополнений в критерий «имеющиеся в наличии и прошедшие технические испытания», а доработка критерия «экологически допустимый» позволит сформировать более глубокое понимание дальнейших шагов в направлении организации серийного производства.

Вполне ожидаемо, что если ранее кондиционеры с ГХФУ-22 переводились на R-410A, то с новым содержанием применяемых критериев можно ожидать распространения ГФУ-32, смесей ГФУ, а в случае с крупными и средними установками — аммиака, углекислого газа, углеводородов.

Вполне логично ожидать отхода от четкого определения понятия «с низким ПГП» или точного определения предельных значений. Величина ПГП будет использоваться лишь для первичного отбора, а вторичный будет проводиться на базе таких показателей, как коэффициент климатического воздействия за весь жизненный цикл (LCCP).

Л. Кейперс приходит к выводу, что экологическая целесообразность или, возможно, экологическая допустимость должны стать основой дальнейших разработок, но в таком случае необходимо более точно определить значение критерия «экологическая допустимость» и его применение. Сегодня можно ожидать, что к экологически допустимым будут отнесены природные хладагенты и некоторые ГФУ. Деятельность по уточнению критерия экологической допустимости позволит устранить последние препятствия для продвижения финансируемых проектов по выведению ГХФУ из обращения.

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.