Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях — это основной международный правовой акт, направленный на охрану окружающей среды и защиту здоровья населения от воздействия особо опасных химических соединений — стойких органических загрязнителей (СОЗ). Цель соглашения, участниками которого являются 179 стран мира, — сокращение использования, прекращение производства и последующая полная ликвидация веществ, входящих в список, регулируемый Стокгольмской конвенцией.

Список веществ, регулируемых Конвенцией, постоянно пополняется. Изначально в него входили двенадцать веществ:

  • Дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ или 1-1-1три­хлор-2,2 -бис (n-хлор­фенил) этан)
  • Альдрин
  • Дильдрин
  • Эндрин
  • Хлордан
  • Мирекс
  • Токсафен
  • Гептахлор
  • Полихлорбифенилы (ПХБ)
  • Гексахлорбензол (ГХБ)
  • Полихлордибензодиоксины (ПХДД)
  • Полихлордибензофураны (ПХДФ)

Первые восемь веществ в этом списке — пестициды, производство которых прекращено, а использование находится под запретом. Исключение составляет лишь ДДТ, до сих пор применяющийся в ряде стран для борьбы с переносчиками малярии и клещевого энцефалита.

Далее в списке идут полихлорбифенилы (ПХБ). Их производство прекращено, однако они продолжают использоваться. В России имеются не менее 30 тысяч тонн ПХБ, хранящихся на складах или содержащихся в технических устройствах (трансформаторах, конденсаторах и других).

Гексахлорбензол (ГХБ) ранее применялся в качестве пестицида и гербицида, сейчас используется как компонент пиротехнических составов. Это токсичное вещество продолжает производиться.

Завершают список ПХДД и ПХДФ, которые обычно называют диоксинами и фуранами. Эти вещества никем специально не производятся и нигде не используются. Они образуются в ходе некоторых производственных процессов, а также при сжигании мусора. Один из источников диоксинов — необустроенные или плохо обустроенные свалки твердых бытовых отходов, где мусор горит или тлеет.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

Диоксины и фураны выделены в особую группу, так как обладают фантастической токсичностью и сильнейшим образом воздействуют на иммунную и эндокринную системы человека. Их допустимая суточная доза (ДСД), то есть доза, которая без видимых последствий может быть поглощена за сутки, исчисляется пикограммами — величиной в миллион миллионов раз меньше грамма.

Процесс ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях нашей страной завершился с принятием Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях».

20 ноября 2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин провел заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, включая развитие международного сотрудничества в области экологии. Президент подчеркнул, что Россия — участник большинства международных конвенций, разработанных под эгидой Программы ООН по окружающей среде. Однако присоединение к некоторым важным соглашениям неоправданно затянулось. Также отмечалось отсутствие в России системы государственного регулирования в сфере стойких органических загрязнителей.

26 июня 2014 года при поддержке ЮНИДО и ОАО «РЖД», реализующих совместный Проект по утилизации ПХБ — одного из наиболее токсичных СОЗ, состоялось заседание Научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на тему «Обращение со стойкими органическими загрязнителями. Возможные пути инвентаризации».

По итогам заседания в целях создания нормативно-правового механизма реализации Стокгольмской конвенции в Российской Федерации Росприроднадзор при поддержке ЮНИДО разработал ряд нормативных правовых актов, предполагающих внесение дополнений в имеющееся законодательство, а именно:

  • в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — определение понятия «стойкие органические загрязнители», меры государственного регулирования обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ) — в части определения размеров административного штрафа за несоблюдение правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы;
  • в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» — определение требований к обращению с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» — в части наделения Росприроднадзора полномочиями по ведению и ежегодному обновлению электронной базы данных по учету оборудования, материалов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, мест эксплуатации и хранения оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы, мест хранения материалов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы);
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» — в части наделения Минэнерго России полномочиями по разработке порядка и условий изъятия, использования и замены энергетических установок, содержащих полихлорированные бифенилы, а также разработке формы реестра оборудования электросетевого хозяйства, содержащего полихлорированные бифенилы;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» — в части проведения рекуперации стойких органических загрязнителей из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления;
  • в приказ Минприроды России от 18 декабря 2002 года № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» — дополнение примерной программы профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами в части определения основных требований, предъявляемых к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, являющимися собственниками (владельцами) оборудования и отходов, содержащих ПХБ.

ЮНИДО и Росприроднадзор проанализировали опыт зарубежных стран, уже приступивших к активному выводу из обращения оборудования и материалов, содержащих ПХБ. Анализ показал, что для начальной стадии такой работы типично наличие значительного числа предписывающих и контролирующих органов и детальная регламентация деятельности предприятий, в ведении которых находятся ПХБ-содержащие материалы и оборудование.

По мере реализации конкретных проектов по выводу ПХБ из обращения, большинство государств пошли по пути создания специализированного регулирования всех этапов обращения с ПХБ, сосредоточившись на системных аспектах и внутреннем контроле обеспечения безопасности. В результате проблему удалось решить в относительно короткие сроки.

По мнению специалистов, нет никаких видимых препятствий для внедрения в России зарубежного опыта по созданию системы безопасного обращения с ПХБ и поэтапного вывода их из обращения.

При разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы» и приказа Минприроды России «Об утверждении порядка инвентаризации оборудования, материалов, использующих или содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ), а также ПХБ-содержащих отходов на территории Российской Федерации» Росприроднадзором был взят за основу опыт Республики Беларусь, а также подготовленные экспертами ЮНИДО аналитические материалы в части опыта других стран по регулированию обращения с СОЗ.

Проекты этих документов определяют порядок инвентаризации, идентификации, маркировки, учета оборудования и отходов, содержащих ПХБ, порядок контроля состояния оборудования, содержащего ПХБ, действия при выявленных повреждениях и утечках, а также содержат требования к хранению и перемещению оборудования и отходов, содержащих ПХБ, и безопасному обращению с оборудованием, содержащим ПХБ.

Указанные проекты нормативных правовых актов направлены на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о СОЗ.

В настоящее время проекты документов представлены в Совет Безопасности Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Минприроды России, Минпромторг России, Ростехнадзор и Роспотребнадзор. В случае принятия этих нормативных правовых актов в Российской Федерации будут созданы меры государственного регулирования в части обращения с оборудованием и отходами, содержащими ПХБ, механизмы инвентаризации, вывода оборудования, содержащего ПХБ, а также утилизации (уничтожения) отходов и пестицидов, подпадающих под действие Стокгольмской конвенции.

Наталья Романовна Соколова,
начальник Управления государственного экологического надзора,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Региональный демонстрационный проект “Согласованное управление утилизацией ОРВ и СОЗ в Беларуси, Украине, Казахстане и Армении”

Автор

Соколова Н.Р.

Начальник Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.