Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Предложения по институциональному усилению в сфере государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей в Российской Федерации

Предложения по институциональному усилению в сфере государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ (далее — ОРВ) и продукции, их содержащей, в Российской Федерации были подготовлены в рамках компонента по институциональной поддержке Проекта ЮНИДО/ГЭФ № GF/RUS/11/001 «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» на основании писем, поступивших от саморегулируемых организаций, отраслевых ассоциаций, производителей оборудования, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений в ответ на запрос директора Центра международного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации С. А. Короткова.

Ниже изложены обобщенные предложения, поступившие до 19.05.2011 года, от саморегулируемых организаций НП «ИСЗС-Монтаж» и НП «ИСЗС-Проект», Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК), ВНИИ стандартизации и сертификации в машиностроении, Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, ОАО «Айсберг», ООО «Эластокам», компаний Mitsubishi Electric Europe B. V. и Daikin Europe.

1. Необходимо в возможно короткие сроки запретить импорт и производство оборудования, работающего на ОРВ.

При отсутствии запрета будет продолжаться накопление проблем с сервисным обслуживанием этого оборудования, которые станут критичными для потребителей в Российской Федерации после 2015 г.

В 2010 г., по предварительным оценкам, в Россию было завезено только бытовых и полупромышленных кондиционеров с озоноразрушающим потенциалом (далее — ОРП) в 135 ОРП-тонн. Ввоз и производство техники на ОРВ активно продолжаются и в 2011 г. В условиях 90 %-ного сокращения потребления гидрохлорфторуглеродов (далее — ГХФУ) к 2015 году от базового уровня и отсутствия запрета на импорт оборудования на ГХФУ в 2011–2012 гг. основными представителями рынка холодильной и климатической техники прогнозируется появление серьезных проблем у потребителей, которым с 2015 г. ее будет фактически нечем легально обслуживать. В качестве примера приведен положительный зарубежный опыт заблаговременного запрета производства и импорта оборудования на ГХФУ в Европейском союзе.

Производители озонобезопасного оборудования (без ГХФУ) указывают также на то, что отсутствие запрета на импорт и производство оборудования на ГХФУ ставит их в неконкурентные условия по сравнению с производителями и дистрибьюторами, которые до настоящего времени активно распространяют и пропагандируют преимущества использования оборудования, заправленного ГХФУ. Как известно, оборудование на ОРВ имеет более низкую стоимость и гораздо проще в установке. Поэтому отсутствие запрета способствует тому, что озонобезопасное оборудование не распространяется на территории Российской Федерации.

2. Необходимы меры нормативно-правового характера по обязательной переработке и утилизации оборудования, содержащего ОРВ, а также комплекс соответствующих документов, регулирующих проведение этих работ и стимулирующих потребителей к утилизации ОРВ.

В случае отсутствия соответствующих решений все ОРВ, содержащиеся в выбрасываемом на свалки оборудовании (а это не только ГХФУ, но и более опасные для озонового слоя хлорфторуглероды — ХФУ), неизбежно окажутся в атмосфере.

Огромное количество выброшенного потребителями на свалку оборудования содержит не только опасные для озонового слоя ХФУ и ГХФУ, но и различные ядовитые вещества. Выброшенные холодильники и кондиционеры, не прошедшие утилизацию, «утилизируются» собирателями цветных металлов. Учитывая отсутствие обязательной системы утилизации ОРВ и оборудования, их содержащего, можно быть уверенным, что не менее 90 % ОРВ, которые содержатся в выброшенной технике, окажутся в атмосфере.

Представители бизнеса указывают также на необходимость разработки эффективных механизмов реализации данных мер, а также признают важность изыскания средств из федерального бюджета на поддержку программ по утилизации ОРВ и внедрение финансового стимулирования организаций, которые такую работу будут вести. Также предлагается создать централизованную систему утилизации старых заправленных ХФУ-12 холодильников для откачки и регенерации хладонов (по аналогии с утилизацией старых автомобилей и приобретения новых со скидкой) с целью охраны озонового слоя и поддержки российских производителей холодильной техники.

3. Необходима разработка механизма квотирования импорта и производства ОРВ с учетом существующих нужд промышленности и народного хозяйства.

Отсутствие механизма квотирования, по мнению представителей рынка, не позволяет заинтересованным бизнес-структурам планировать свою деятельность и создает предпосылки для злоупотреблений (в том числе и для монополизации рынка).

При разработке таких механизмов необходим учет потребностей в ГХФУ особо важных потребителей (военно-промышленный комплекс, атомная промышленность, медицина и др.). Компании просят создать ясный и прозрачный механизм квотирования, а также допустить к распределению квот тех российских производителей, которые до 2010–2011 гг. эти вещества не импортировали, а закупали на местном рынке. При этом они являются крупными производителями компонентов для сотен российских промышленных потребителей.

4. Необходимо создать систему обязательной аттестации и обучения специалистов, которые монтируют и обслуживают климатические и холодильные системы, а также сформировать Единый общероссийский реестр таких специалистов.

Без создания Единого реестра и системы аттестации специалистов технически невозможно выполнение обязательств России по Монреальскому протоколу. Об этом также говорит европейский опыт, где создана система сертификации именно конкретных специалистов в рамках программ по отказу от потребления ОРВ.

Известно, что не менее 70 % специалистов в России, устанавливающих и обслуживающих климатические и холодильные системы, — это самоучки. Многие из них не имеют должных знаний и навыков и подтверждающих эти знания и навыки документов. При неквалифицированном монтаже и особенно демонтаже значительное количество ОРВ попадает в атмосферу и разрушает озоновый слой Земли. Работа с озонобезопасными хладагентами, которые либо работают при более высоком давлении, либо ядовиты, либо пожароопасны, несет потенциальную угрозу безопасности людей и зданий.

Кроме того, наличие системы подготовки квалифицированных специалистов и единой системы аттестации приветствуется производителями, которым по российскому законодательству приходится отвечать за результат установки оборудования монтажными организациями перед конечным потребителем (низкая квалификация означает дополнительные затраты на гарантийное обслуживание).

В связи с этим Минприроды России предлагается инициировать следующие институциональные шаги:

  • создание системы аттестации специалистов, работающих с ОРВ;
  • создание и ведение Единого общероссийского реестра технических специалистов, работающих с ОРВ;
  • разработка и апробация новых учебных программ, внесение в существующие учебные программы профессионального образования и общеобразовательные программы изменений, позволяющих выполнить стоящие перед страной цели;
  • разработка Национального плана действий по поэтапному сокращению производства и потребления ГХФУ и стимулированию перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации;
  • организация переобучения, аттестации и внесения в Общероссийский реестр технических специалистов, работающих с ХФУ, ГХФУ, ГФУ и озонобезопасными альтернативными хладагентами.

Представители опрошенных организаций высказывают различные пути решения по способу организации системы аттестации и ведения Единого реестра: при Минприроды России; с помощью уже имеющейся системы аттестации саморегулируемых организаций (Ростехнадзор, Минрегионразвития России); с привлечением государственных учебных центров (вузы, колледжи и т. д.) или на базе центров отраслевых ассоциаций. Также есть различные мнения по поводу состава профессий, подлежащих такой аттестации: специалисты, непосредственно работающие с хладагентами (монтажники, специалисты по сервису), проектировщики, прорабы, представители заказчика и т. д.

5. Необходимо создание единой системы мониторинга потребителей ОРВ.

Эта система могла бы позволить Минприроды России наладить сбор данных по потреблению ОРВ от производителей продукции, содержащей ОРВ; импортеров продукции, содержащей ОРВ; крупных потребителей, использующих ОРВ для собственных нужд. Все организации готовы предоставлять соответствующую их сфере деятельности информацию при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.

6. Необходимы внесение изменений в существующие стандарты и нормативы, касающиеся проектирования, монтажа и эксплуатации климатического и холодильного оборудования, а также разработка новых нормативных документов.

Это в первую очередь создание двух национальных стандартов ГОСТ Р на хладагенты на основе международных стандартов ISO: ISO 17584:2005 «Свойства хладагентов» и ISO 817:2005 «Хладагенты органические. Система обозначений». Также рекомендуется внести изменения в стандарты, которые обязательны для членов саморегулируемых организаций.

7. Необходимо продумать эффективные институциональные меры для стимулирования распространения альтернативных озонобезопасных хладагентов.

Данное предложение состоит из двух частей: отмена решений, препятствующих распространению озонобезопасных хладагентов; использование методов стимулирования распространения озонобезопасных технологий и отказа от ОРВ с учетом европейского опыта.

Рядом участников предлагается осуществить «отказ от депрессивных существующих и выработку новых технических регламентов, нацеленных на стимулирование создания холодильных систем, использующих новейшие достижения в плане герметичности и компактности установок, малоемкости по хладагентам и их растворимости с маслами и, более того, исключающее вмешательство надзорных органов в процессе проектирования и эксплуатации не превышающих лимитов по заправке холодильных установок на аммиаке, диоксиде углерода и углеводородах, более того, с фаворизирующими налоговыми бонусами инвесторов, создающих подобные системы и полностью исключающих возникновение коррупционных составляющих подобной деятельности». Данные меры направлены на распространение холодильных систем нового поколения на озонобезопасных хладагентах.

Предлагается также инициировать работу по унификации существующей нормативной базы с законодательством ЕС, а также широко использовать европейский опыт, где процесс отказа от ГХФУ уже состоялся и имеется информация о положительном и отрицательном опыте тех или иных мер. В частности, сообщается, что в ближайшее время (предположительная дата — 04.07.2011) Европейская комиссия опубликует отчет, где будут содержаться соответствующие сведения об эффективности европейского опыта, и этот опыт может быть использован в России.

Также ряд организаций предлагает разработать Федеральную целевую программу, которая бы стимулировала (в том числе с использованием финансовых механизмов) отказ заказчиков от использования ГХФУ и замену оборудования, заправленного ГХФУ, на экологически безопасное и энергоэффективное оборудование.

8. Создание предпосылок для развития экологически безопасного производства в Российской Федерации.

Необходимо возрождение производства холодильного оборудования в России с применением экологически безопасных технологий и веществ. Предлагается создать предпосылки «для привлечения инвесторов и развития производства в России новейших компрессоров, аппаратов, современных систем автоматики, например, на базе мощного технологического кластера, включающего в себя три указанных компонента и размещенного компактно в Еврозоне России с развитым высококвалифицированным кадровым персоналом и обеспечивающего создание надежных и безопасных холодильных систем для России и экспорта, в том числе продукции полной заводской готовности».

Отдельные предложения, которые также заслуживают внимания:

  • Минфину России совместно с Минпромторгом России предусмотреть возможность софинансирования предприятий, участвующих в реализации Проекта ЮНИДО/ГЭФ по выводу ГХФУ;
  • Формулирование и доведение через СМИ официальной позиции государства по данной тематике; пропаганда озонобезопасных и энергоэффективных технологий;
  • Разработка финансовых рычагов для стимулирования участников рынка по переходу на озонобезопасные технологии;
  • Включение требований по отказу от использования систем с ГХФУ при проектировании федеральных объектов;
  • Включение экологических требований (в том числе и требований по отказу от использования ГХФУ) в требования по обязательному энергоаудиту предприятий, т. е. в данном случае Программа по энергоэффективности будет совмещена с экологизацией производства;
  • Сформировать группу технического сопровождения Проекта ЮНИДО/ГЭФ для выработки институциональных предложений;
  • Компания «Дайкин» (Daikin), участвовавшая в подготовке предложений по парниковым газам для ЕС, выразила готовность к сотрудничеству при проведении такой же работы в Российской Федерации.

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.