Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

О возможности достижения экономических целей предприятия в процессе перехода на более чистое производство

Правительства развитых стран активно поддерживают экологически чистое производство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют полностью утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартизации, 15 стран — разработкой таких стандартов. Но мировой опыт показывает, что государство поддерживает тот или иной проект только тогда, когда он начинает приносить прибыль и становится частью экономики.

Очень показательна история формирования и стандартизации рынка экологически чистого производства в США. Понятие «экологически чистый продукт» родилось в этой стране в 1960-х годах. Изначально это была своего рода антикультура, протест против загрязнения планеты, злоупотребления природой. Ассортимент экологически чистой продукции был небольшим, цены очень высокими, купить ее можно было в редких специализированных магазинах. Но постепенно все больше людей начинали чувствовать, что обычные технологии производства не только не приносят пользу, но и могут навредить. Консерванты и прочая химия, в огромном количестве содержавшиеся в большинстве продуктов, приводили к болезням, снижению иммунитета. Так «зеленая волна» докатилась до потребительских масс.

О возможности достижения экономических целей предприятия в процессе перехода на более чистое производство

Общественность стала более осведомленной о проблемах охраны окружающей среды и глобальном потеплении, а потребители задавали все больше и больше вопросов о продуктах, которые они покупают. Этим воспользовались предприятия, которые использовали такой интерес для увеличения объемов реализации продукции и роста получаемой прибыли. Они пересмотрели свои технологические цепочки, выделили этапы, на которых может быть достигнуто усовершенствование за счет повышения энерго- и ресурсоэффективности, разработали и внедрили систему доведения информации о повышении экологичности производства до потребителей и в результате получили больше прибыли. Так, компания General Motors снизила затраты на производство автомобилей на 12 миллионов долларов США за счет внедрения программы рециклинга их отдельных компонентов. Еще дальше пошли японские автомобилестроительные концерны, которые воспользовались низкоэффективными процессами в американской автомобильной промышленности, отобрали у своих конкурентов часть мирового рынка и заняли на нем ведущее положение.

Однако переход на чистые технологии пока еще не находится в центре внимания руководителей предприятий во многих отраслях. Они не осознают, что повышение экологической эффективности производства позволяет не только снизить затраты на вывоз отходов, уменьшить экологические платежи и сократить расход материалов и энергии, но и стать победителем в конкурентной борьбе.

Вполне естественно, что переход на чистые технологии не должен стать самоцелью и идти вразрез с достижением коммерческих целей. Например, с коммерческой точки зрения нецелесообразно использовать биоразлагаемую упаковку, если она стоит на 25 % больше, чем традиционная, и ее использование не поддерживается институциональными мерами.

Чтобы переход к чистому производству был успешен, компаниям необходимо провести анализ всех бизнес-процессов и идентифицировать те области, где он может фактически улучшить их бизнес.

Анализируя бизнес-процессы, нужно выходить за рамки чистого производства, охватывая всю цепочку — от поставки сырья до реализации готовой продукции и в перспективе до утилизации отходов производства и потребления (это особенно актуально в тех странах, где действует принцип ответственности производителей).

При выборе поставщиков стоит обращать внимание на тех, кто минимизирует воздействие на окружающую среду, не снижая при этом качества поставляемого сырья, материалов, деталей, запасных частей и не увеличивая издержки.

На противоположном конце технологической цепочки находятся процессы утилизации отходов производства и потребления. Многие предприятия не уделяют достаточно внимания утилизации отходов, образующихся на различных этапах технологического цикла, не участвуют в процессе рециклинга. Однако, предлагая предприятиям вторичное сырье, поставщики ресурсов могут расширить клиентскую базу, уменьшая при этом степень негативного воздействия на окружающую среду технологического цикла.

При наличии огромного количества путей, которыми предприятия могут перейти на более чистые технологии, невозможно достичь результатов без принятия соответствующей стратегии. Поэтому руководство компании должно определить стратегические цели перехода к экологически чистому производству и обеспечить материальные, финансовые и человеческие ресурсы для осуществления этого перехода.

Ну и конечно, одним из важных элементов такого перехода является обучение специалистов компании. Они должны получить знания, умения и навыки, позволяющие принимать активное участие в достижении предприятием экологических целей. На наш взгляд, в программах обучения должны присутствовать следующие темы:

  • Экологически чистые поставки — понимание роли поставщика ресурсов в системе более чистого производства. Слушатели должны понять, как, используя поставщиков, применяющих более экологически чистые технологии, достичь целей компаний по снижению издержек и увеличению прибыли.
  • Корпоративная социальная ответственность — обзор международных организаций, продвигающих развитие «зеленой» промышленности, таких как ЮНИДО. Корпоративная социальная ответственность была принята многими международными организациями, поэтому она будет играть значительную роль в будущем. Слушатели должны знать о шагах, сделанных этими международными организациями, и как они могут использовать их, чтобы помочь собственным компаниям.
  • Экологически чистая транспортировка — получение информации об экологически чистых видах топлива для транспортировки продукции. Этот момент очень важен для компаний, которые хотят развивать «зеленую» программу логистики.
  • Экологически чистое управление технологическим циклом — эта тема должна включать методы приведения в соответствие достижения экологических целей предприятия снижению издержек и повышению прибыльности производства, а также улучшению условий труда работников.

Есть ряд других конкретных методов, о которых мы расскажем в наших следующих публикациях. А в заключение статьи нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что переход к чистому производству позволяет оказаться в выигрыше всем: предприятия успешно решат свои коммерческие задачи, а общество будет пользоваться хорошей продукцией, которая способствует сохранению природных ресурсов, уменьшению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы.

Продолжение темы — в следующем номере нашего журнала

Анастасия Мелквист,
администратор Проекта ЮНИДО «Определение, оценка и приоритезация «горячих точек» загрязнения в бассейнах трансграничных водоемов и передача экологически чистых технологий»

Автор

Анастасия Мелквист

Анастасия Мелквист

Администратор Проекта ЮНИДО «Определение, оценка и приоритезация «горячих точек» загрязнения в бассейнах трансграничных водоемов и передача экологически чистых технологий»


Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.