Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Результаты работы по проектам ЮНИДО в Российской Федерации в 2011 году

Для Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации 2011 год был насыщенным как по количеству мероприятий, так и по их масштабу. В статье представлена информация о наиболее значимых событиях прошлого года и подведены итоги деятельности Центра по реализуемым проектам ЮНИДО за год.

Проект ЮНИДО «Поддержка процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС»

Проект реализуется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и ЮНИДО, подписанным в 2009 году. Его финансирование Правительством Российской Федерации осуществляется за счет добровольного взноса нашей страны в Фонд промышленного развития ЮНИДО и координируется МИД России. Помимо Российской Федерации, выступающей в качестве страны-донора, участниками Проекта являются все члены ЕврАзЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, а также Республика Армения, имеющая статус наблюдателя и активно участвующая во многих экономических структурах Сообщества.

Главная задача Проекта — оказание содействия формированию общего экономического пространства ЕврАзЭС посредством создания предпосылок и условий для организации международного промышленного сотрудничества, способствующего модернизации промышленности, повышению конкурентоспособности предприятий, расширению доступа к рынкам сбыта, усилению потоков ресурсов, включая инвестиции, технологии и системы управления.

В настоящее время Проект находится в стадии активной реализации. Ведется деятельность по созданию центров международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в странах, участвующих в Проекте. В октябре 2011 г. в Республике Армения на базе проектного офиса был открыт первый Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Республике Армения.

Также ведется работа по созданию сети национальных центров субконтрактации и промышленного партнерства в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике на базе Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства в Российской Федерации.

В рамках Проекта на 15 ведущих предприятиях Республики Казахстан внедряется система энергоменеджмента по стандарту ISO 50001.

В январе 2011 г. состоялось второе заседание Консультативного совета Проекта ЮНИДО по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС. В заседании приняли участие представители Секретариата ЮНИДО, Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Исполнительного комитета СНГ, постоянные представители стран ЕврАзЭС, послы стран ЕврАзЭС в Российской Федерации, представители Евразийского банка развития, Евразийского делового совета, Центра высоких технологий ЕврАзЭС, а также эксперты ЮНИДО и Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. По итогам заседания участники согласовали ряд решений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности мероприятий и пилотных проектов.

В рамках Проекта был проведен экспресс-анализ уровня промышленного сотрудничества между странами — членами ЕврАзЭС и путей его развития. Целью этого анализа, в рамках которого было опрошено 402 предприятия, являлось получение от них информации о состоянии, проблемах и перспективах развития промышленного сотрудничества между странами — членами ЕврАзЭС (рис.1).

Желаемые формы сотрудничества в странах ЕврАзЭс

Рис. 1. Желаемые формы сотрудничества в странах ЕврАзЭс (данные: отчет «Анализ уровня промышленного сотрудничества между странами – членами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и путей его развития»)

Основные результаты экспресс-анализа уровня промышленного сотрудничества между странами-членами ЕврАзЭС и путей его развития:

  • более 93 % опрошенных высказались за установление сотрудничества с предприятиями и организациями стран ЕврАзЭС;
  • более 60 % опрошенных — с представителями стран СНГ;
  • 8 % опрошенных — с представителями других стран.

Также в качестве положительной тенденции следует отметить однозначное стремление подавляющего большинства участников внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕврАзЭС к дальнейшему развитию современных форм межгосударственных кооперационных и контрактных связей. В частности, большинство респондентов выразило заинтересованность в разработке и осуществлении программы комплексной модернизации предприятий промышленности (91 %) и в создании единого центра по продвижению промышленной кооперации с зарубежными странами в каждой из стран — участниц Проекта (96 %).

Учитывая профильную область деятельности предприятий промышленности в странах ЕврАзЭС (рис. 2), очевидно, что развивать сотрудничество целесообразно прежде всего в области производства пищевых продуктов (включая напитки и табак), производстве машин и оборудования, химической и фармацевтической отраслях, а также в текстильном и швейном производстве.

Область деятельности организаций в странах ЕврАзЭС в процентном соотношении

Рис. 2. Область деятельности организаций в странах ЕврАзЭС в процентном соотношении

По результатам вышеупомянутого и ряда других опросов экспертами ЮНИДО была создана база данных, которая станет основой Международной сетевой платформы для взаимодействия инновационных альянсов, в рамках которой технопарки стран ЕврАзЭС и ЕС смогут наладить сотрудничество по обмену опытом и информацией, а также значительно расширить базу потенциальных партнеров. В дальнейшем, став участниками Проекта, технопарки и инновационные центры стран ЕврАзЭС смогут расширить информационные и маркетинговые возможности, а также воспользоваться всеми преимуществами международного сотрудничества с технологическими парками и центрами ЕС.

Начата практическая реализация пилотного проекта по модернизации российских поставщиков продуктов питания, направленного на повышение продовольственной безопасности и внедрение международных стандартов качества продуктов, партнером которого является крупная торговая сеть METRO Group. В рамках этого Проекта было проведено обучение группы российских экспертов в области безопасности продуктов питания, которые приступили к осуществлению проектной деятельности. В частности, проведен первый раунд оценки предприятий, в котором приняли участие 18 поставщиков мясной, рыбной и молочной продукции. Для участников Проекта был организован двухдневный обучающий семинар по повышению соответствия требованиям международных стандартов. В октябре 2011 г. было инициировано проведение консультационных визитов, в ходе которых эксперты посещают производственные площадки для индивидуального консультирования предприятий на предмет устранения несоответствий требованиям стандартов.

В сентябре 2011 года в Москве состоялось обучение по субконтрактации для лиц, ответственных за развитие Евразийской сети промышленного партнерства в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике, по результатам которого эксперты получили необходимые знания и навыки и смогли приступить к созданию центров субконтрактации в своих странах. Концепция развития Евразийской сети промышленного партнерства была разработана в Вене и ее основной задачей является развитие межгосударственных производственных и технологических цепочек и кластеров поставщиков в формате единой системы. Такие центры планируется создать в государствах ЕврАзЭС с наивысшим уровнем развития производственных сил, инфраструктуры и человеческих ресурсов — в Российской Федерации, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике.

К октябрю 2011 г. во всех странах ЕврАзЭС были созданы офисы Проекта. В октябре 2011 года в г. Ереване на базе проектного офиса был открыт первый из центров международного промышленного сотрудничества ЮНИДО. На торжественной церемонии, посвященной этому событию, присутствовал премьер–министр Республики Армения Т. Саркисян. В ближайшее время проектные офисы в Минске и Астане будут преобразованы в центры международного промышленного сотрудничества ЮНИДО, ответственность за их финансовое обеспечение будет возложена на правительства соответствующих стран. Помимо этого, в 2012 г. планируется создать национальные центры субконтрактации и промышленного партнерства в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Республике Казахстан, а также платформу для взаимодействия технопарков и инновационных центров ЕврАзЭС и ЕС. Реализации этих амбициозных планов будет способствовать проведение обучающих семинаров для сотрудников центров ЮНИДО в странах ЕврАзЭС (в том числе — по формированию платформы для взаимодействия технопарков, методологии и инструментам ЮНИДО).

Проект ЮНИДО/ГЭФ —Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий»

Проект реализуется совместно с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Он направлен на выполнение обязательств России по Монреальскому протоколу. Основная цель Проекта — вывод гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) из производства холодильного оборудования и пеноматериалов к 2015 г., а также передача технологий в рамках модернизации промышленных предприятий.

Важной особенностью Проекта является то, что при осуществлении конверсии на озонобезопасные вещества будут использованы технические решения, позволяющие избежать последствий для глобальных изменений климата, — т. е. в его рамках не будет поддерживаться переход на гидрофторуглероды (ГФУ), широко применяемые в современных кондиционерах, холодильном оборудовании и в производстве пеноматериалов. ГФУ являются мощными парниковыми газами, и их регулирование осуществляется Киотским протоколом.

Фактический старт Проекта состоялся в марте 2011 г. (его подготовка осуществлялась с конца 2008 г.). За неполный год реализации Проекта были достигнуты следующие результаты:

Сформирован Координационный комитет Проекта, в состав которого вошли представители Минприроды России, МИД России, Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации и АНО «Центр чистого производства и устойчивого развития». Председателем Координационного комитета был избран представитель Минприроды России — М. П. Волосатова.

Подготовлен перечень предприятий в секторах производства бытовой, торговой и медицинской холодильной техники, сэндвич-панелей и предизолированных труб, приемлемых для финансирования в рамках Проекта. Ряду предприятий из этого перечня была оказана помощь в подготовке тендерной документации (технические задания и спецификации на технологическое оборудование, которое предполагается закупить для осуществления конверсии на озонобезопасные вещества и технологии).

В рамках компонента Проекта по институциональной поддержке были подготовлены предложения по институциональному усилению в сфере государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ (ОРВ) и содержащей их продукции на территории Российской Федерации. С этой целью были направлены запросы и получены ответы от более чем 800 организаций: саморегулируемых организаций, отраслевых ассоциаций, производителей оборудования, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Некоторые из поступивших предложений легли в основу поручений федеральным органам исполнительной власти, принятых на состоявшемся 22 июня 2011 г. заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 20). Эксперты ЮНИДО принимали участие в подготовке этого заседания, а также в других совещаниях, инициированных Минприроды России (подготовке планов работы ЮНИДО, заседание Технического комитета «Охрана окружающей среды» ТК-409 и других).

Для представления в Секретариат Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, были подготовлены и переданы в Минприроды России Отчет Российской Федерации о производстве, потреблении, ввозе и вывозе ОРВ в 2010 г. и Заявка Российской Федерации на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения ОРВ (ХФУ-11 и ХФУ-12 в производстве медицинских дозированных ингаляторов).

Была оказана экспертная поддержка российским делегациям, принимавшим участие в XXXI заседании Рабочей группы открытого состава Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Канада, Монреаль, 1–5 августа 2011 г.), в IX Конференции Сторон Венской конвенции об охране озонового слоя и XXIII Совещании Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Индонезия, Бали, 21–25 ноября 2011 г.).

С целью изучения европейского опыта в сфере регулирования оборота фторсодержащих газов была организована поездка Группы реализации Проекта (ГРП) в Бельгию и Нидерланды, в рамках которой состоялись встречи с представителями Министерства жилищного и территориального планирования и окружающей среды Нидерландов, организаций, осуществляющих сертификацию компаний и персонала, компаний, осуществляющих производство, инсталляцию и сервисное обслуживание климатической техники.

В рамках Проекта было организовано первое в Российской Федерации празднование Международного дня защиты озонового слоя Земли. Это мероприятие имело большой резонанс (ТВ, пресса, Интернет), и в его проведении приняли участие более 200 человек, включая представителей Минприроды России, ЮНИДО, компаний — производителей кондиционеров, СМИ, преподавателей и учащихся колледжа № 19 г. Москвы. Также в рамках Международного дня защиты озонового слоя Земли был продемонстрирован фильм Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Антарктика, озоновая дыра», перевод которого на русский язык был осуществлен ГРП. Этот фильм доступен для просмотра на сайте www.unido.ru.

В декабре 2011 г. представители ГРП приняли участие в заседании Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации. По результатам этого заседания Комиссии Проект ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России был зарегистрирован в качестве проекта технической помощи (содействия).

Важным этапом реализации Проекта является создание совместной Открытой рабочей группы ФТС России и ЮНИДО по подготовке согласованной программы действий по усилению контроля ввоза и вывоза ОРВ и оснащению пунктов пропуска ОРВ через государственную границу Российской Федерации средствами инструментального контроля, а также рабочих групп с МВД России и Росстандартом, целью деятельности которых будет укрепление государственного регулирования оборота ОРВ и содержащей их продукции.

Задачи, стоящие перед ГРП в 2012 г.:

  • Осуществление мероприятий по выводу ГХФУ в секторе производства пеноматериалов, в частности — подготовка технической документации, проведение тендеров и поставка оборудования предприятиям-бенефициарам.
  • Укрепление институционального потенциала (интеграция законодательства в сфере регулирования оборота ОРВ и парниковых газов для Минприроды России, оказание институционального содействия ФТС России и МВД России).
  • Разработка схемы утилизации ОРВ.
  • Анализ жизненного цикла ГХФУ/ГФУ.
  • Разработка проектных предложений по прекращению производства ГХФУ.
  • Стимулирование роста рынка энергоэффективных холодильных систем, не содержащих ОРВ, в частности — подготовка технической документации и проведение тендеров.
  • Организация обучения по работе с хладагентами (для ФТС России, для специалистов по монтажу и обслуживанию холодильных систем).
  • Разработка стратегии коммуникации.
  • Создание системы мониторинга хода выполнения Проекта.

Проект ЮНИДО «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности в карбоноемких отраслях промышленности России»

Этапы энергоменеджмента по стандарту ISO

Рис. 3. Этапы энергоменеджмента по стандарту ISO

Целью этого Проекта является снижение уровня выбросов парниковых газов в крупных отраслях промышленности и повышение энергоэффективности производства через внедрение системы менеджмента качества ISO 50001 — стандарта, разработанного в том числе и в рамках этой Программы.

Проект реализуется при финансовой поддержке ГЭФ и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а с российской стороны помощь оказывает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России (РЭА). В настоящее время Проект находится в стадии активной реализации. Результаты 2011 г. следующие:

  • Сформирован и приступил к работе Наблюдательный комитет Проекта.
  • В сентябре 2011 г. проведена презентация Проекта предприятиям, энергоаудиторам и участникам рынка энергосервиса в рамках Круглого стола «Энергоэффективность и подготовка энергетических паспортов: опыт российских и британских компаний» в Генконсульстве Великобритании.
  • В октябре 2011 г. подготовлены и разосланы пакеты тендерных документов по отбору трех целевых отраслевых групп малых и средних предприятий для проведения программ технической помощи ЮНИДО в области энергоаудита, энергоменеджмента и системной оптимизации. В ноябре 2011 г. проведен конкурсный отбор экспертов на краткосрочную работу по анализу и подготовке экспертных оценок по 3 пакетам учебной документации ЮНИДО в области энергоменеджмента и системной оптимизации («Энергоменеджмент», «Вентиляционные системы», «Насосное оборудование»), а затем был согласован с РЭА формат работ по анализу и разработке предложений в области систем добровольной сертификации по энергоменеджменту.
  • В области партнерских отношений также были достигнуты значимые результаты. Так, например, были проведены переговоры и достигнуты договоренности по участию в Проекте ведущих российских финансовых институтов (ОАО «Газпромбанк» и ОАО «ВТБ»), а также Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральная энергосервисная компания» (ФЭСКО) при Минэнерго России.

География программы ЮНИДО En/ISO 50001

Рис. 4. География программы ЮНИДО En/ISO 50001

На 2012 г. перед ГРП поставлены следующие задачи:

  • Совместно с ЕБРР провести 25 ноября 2012 г. презентацию Проекта российским предприятиям — преимущественно членам РСПП и клиентам ЕБРР. Ожидается, что в этом мероприятии с соответствующим информированием широкого круга потенциальных новых участников Проекта примут участие представители Минэнерго России, РЭА, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, РСПП, ТПП РФ, других организаций бизнес-сообщества и СМИ.
  • Провести экспертную оценку трех обучающих пакетов в области энергоменеджмента, подготовленных штаб-квартирой ЮНИДО. Предполагается, что по итогам этой работы с целью перехода к конкретным мероприятиям в рамках обучающего компонента Проекта будет осуществлена адаптация к российским условиям представленных пакетов.
  • Особое место в реализации Проекта занимает внедрение на российских предприятиях международного стандарта энергетического менеджмента ISO 50001:2011 (ИСО 50001), вступившего в силу в середине 2011 года. Этот стандарт разрабатывался при участии ГРП и в настоящее время отражает основные международные требования к уровню и качеству энергопотребления на предприятиях. ISO 50001, как и его предшественники ISO 9001 и ISO 14001, основан на принципах поэтапной модернизации производства: «Планируй — Делай — Проверь — Реагируй». Таким образом, система энергетического менеджмента по стандарту ISO гарантирует, с одной стороны, самостоятельную квалифицированную оценку энергоэффективности производства, а с другой — получение стандартизированного отчета для внешних организаций, который будет принят на международном уровне. Один из основных этапов этой системы — проведение комплексной проверки эффективности мероприятий и процессов в производстве и использовании энергии. Результаты проверки подвергаются анализу, по итогам которого в случае недостаточно эффективного энергопотребления процессы производства оптимизируются с целью сокращения энергозатрат.

На сегодняшний день этот стандарт принят в 11 странах, в том числе и в России. Еще ряд стран ведут переговоры о принятии системы энергетического менеджмента на международном уровне.

Проект ЮНИДО «Создание технического потенциала и внедрение технологий в области рыболовства и переработки морепродукции, а также организация обучения по данной тематике в Сьерра-Леоне»

Проект занимает особое место в ряду проектов ЮНИДО, реализуемых совместно с Российской Федерацией. Партнерами Проекта со стороны России выступают Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского, Московский государственный университет технологий и управления, а также российские разработчики систем дистанционного обучения и учебного оборудования. Основная цель Проекта — создание рабочих мест в области рыболовства и переработки морепродуктов, повышение конкурентоспособности местных производителей рыбной продукции, увеличение производства продуктов питания и развитие сферы образования Республики Сьерра-Леоне.

Одобрение реализации сотрудничества России и Республики Сьерра-Леоне было получено на самом высоком государственном уровне — Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в выступлении 8 февраля 2011 г. в Большом Кремлевском дворце отметил: «Мы заинтересованы в расширении политического диалога и поиске новых форм экономического взаимодействия с Республикой Сьерра-Леоне. Хорошим примером здесь является осуществление российскими специалистами проекта внедрения экологически чистых технологий в сфере рыболовства и переработки рыбной продукции».

Д.А. Медведев

«Мы заинтересованы в расширении политического диалога и поиске новых форм экономического взаимодействия с Республикой Сьерра-Леоне. Хорошим примером здесь является осуществление российскими специалистами проекта внедрения экологически чистых технологий в сфере рыболовства и переработки рыбной продукции».

Д.А. Медведев, Президент Российской Федерации, из выступления 8 февраля 2011 года в Большом Кремлевском дворце

Источник: http://события.президент.рф

В этом году активно выполнялась работа по развитию образовательного потенциала Республики Сьерра-Леоне, а именно: создание Учебного центра с полностью оснащенными учебными классами. С начала года была подготовлена концепция комплекса зданий Учебного центра в г. Фритауне, проведены переговоры и организована работа по выделению участка земли под стройплощадку. Презентации проекта здания представлены в штаб-квартиру ЮНИДО (г. Вена, Австрия) и Правительству Республики Сьерра-Леоне. В итоге после получения необходимых разрешений и согласований был объявлен тендер на проведение строительных работ, в котором победила российская компания ЗАО «ПСФ Норвестстрой».

В октябре 2011 г. во Фритаун прибыли представители генподрядчика, которые совместно с аккредитованным инженером ЮНИДО провели подготовительные работы (анализ состояния почвы на площадке, подготовка технической и сметной документации и т. д.), после завершения которых были доставлены стройматериалы и инициировано проведение строительных работ.

В ноябре 2011 г. состоялся Форум по инвестициям в Республику Сьерра-Леоне, в рамках которого Проект был представлен руководителям министерств и ведомств Сьерра-Леоне. С министром финансов и министром юстиции Республики Сьерра-Леоне была согласована процедура взаимодействия по предоставлению Проекту приоритетной поддержки и льгот.

Проект ЮНИДО «Создание центра по применению передовой практики и природоохранных технологий при утилизации потенциально опасных потребительских продуктов и промышленных отходов»

Партнерами Проекта выступают Минприроды России, ТПП РФ и Минприроды Республики Татарстан. Проект направлен на создание качественного управления утилизацией отслуживших электронных и электрических приборов и компонентов, а также резиновых изделий. Данные продукты, безвредные во время использования, могут стать опасными и токсичными при переработке и ликвидации с использованием экологически «грязных» технологий.

Еще одной задачей Проекта является развитие промышленной стратегии и управленческого потенциала по внедрению в ряде демонстрационных регионов наилучших доступных технологий и наиболее экологичных подходов (ВАТ/ВЕP) для эффективной переработки отходов, что позволяет предотвратить образование дополнительных токсичных и опасных отходов и сохранить природные ресурсы за счет переработки и использования вторичного сырья.

Проект был инициирован в 2010 г., и в настоящее время он находится в стадии активной реализации. В его рамках проводится законотворческая работа, направленная на внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающих ужесточение правил утилизации, введение принципа ответственности производителя (импортера) за продукцию в конце ее жизненного цикла и стимулирование переработчиков отходов. В рамках реализации Проекта основное внимание будет акцентировано на применении наилучших доступных технологий и наиболее экологичных подходов (BAT/BEP), а также на гармонизации соответствующих российских и зарубежных стандартов и регламентов. Работа ведется силами национальных экспертов, участвующих в рабочих группах Государственной думы и Совета Федерации, Федерального собрания Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации. По итогам поездки группы экспертов Проекта в Японию в сентябре 2010 г. были разработаны основные компоненты Обучающей программы по вопросам экологического воспитания на примере действующих программ обучения детей всех возрастов в Японии.

Создана и функционирует геоинформационная система «Мониторинг электронных, электротехнических и резиновых отходов» (http://mero.unido.ru/unido2/). В настоящее время идет наполнение баз данных системы, которая позволяет в режиме онлайн проводить мониторинг образования и рекуперации ключевых отходов Проекта — отходов РТИ и электронного и электротехнического лома.

Осуществляется планомерная модернизация региональных центров в Москве и Казани, способных выполнять мероприятия в рамках Проекта, управлять обменом информацией, предоставлять консультационные услуги по оценке, выбору и применению ВАТ/ВЕР. Предполагается, что эти региональные центры послужат прообразом подобных центров в странах ЕврАзЭС.

Совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» проведена разработка системы анализа и поиска наилучших существующих технологий управления отходами в г. Москве «Атлас наилучших природоохранных технологий». Атлас станет основой для Реестра наилучших существующих технологий, который должен быть создан в 2015 г.

В настоящее время уже ведется создание базы данных технологий для наполнения в перспективе системы «Атлас наилучших природоохранных технологий», а также разработан и издан Дайджест ВАТ/ВЕР в области сбора, переработки и ликвидации электронного и электрического лома (ЭЭЛ).

Осуществляется подготовка материалов для наполнения интернет-ресурса www.ncpc-russia.ru по Программе чистых производств ЮНИДО в Российской Федерации.

В рамках Проекта оказывается содействие двум коммерческим структурам по вопросу создания пилотных подразделений по увеличению сбора и глубокой переработке отходов РТИ и ЭЭЛ.

В течение 2011 г. было организовано большое количество мероприятий по ознакомлению профессионального сообщества. В частности, в работе конференции «Современные подходы к системе управления отходами РТИ и изношенных шин» приняли участие представители ведущих зарубежных компаний — производителей шин (Michelin, Goodyear, Yokohama, Bridgestone, European Tire и Rubber Manufacturers’ Association), компаний, занимающихся утилизацией шин и резинотехнических изделий в Португалии, Бельгии, США, Турции, Японии, России и СНГ, органов законодательной власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях и эксперты ЮНИДО. Конференцию и заседание «круглого стола» вел заместитель президента Ассоциации резиновых асфальтов (Rubber Pavement Association, США) д р Джордж Б. Суза (Dr. Jorge B. Sousa). На мероприятии обсуждались стратегии реализации Проекта, возможности привлечения новых партнеров, вопросы подготовки документации (резолюция по результатам конференции, пресс-релизы, CD, фото- и видеоматериалы). Подготовлен и подписан Меморандум о сотрудничестве между Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и Ассоциацией резиновых асфальтов в целях развития Проекта.

Ряд встреч был организован совместно с зарубежными партнерами — например, в октябре 2011 г. состоялась конференция по отходам в области электрического и электронного оборудования в г. Орландо, США. В рамках конференции Проект был представлен потенциальным партнерам, активно шло обсуждение международного опыта применения электронной системы управления утилизацией отходов, а также состоялись переговоры с рядом инвесторов. Международный опыт по этой проблеме ГРП изучала на примере компании Valorpneu (Португалия) — одной из первых ассоциаций в Европе, сумевших организовать государственную систему 100 %-ного сбора и утилизации изношенных шин. Опыт Valorpneu был взят за основу для подготовки подзаконных актов, административных регламентов и электронного документооборота для организации идентичной системы на территории России.

Важное Консультационное совещание на тему «Существующая ситуация и подход к созданию в России устойчивой системы по сбору и переработке изношенных покрышек» было проведено 18 октября 2011 г. в штаб-квартире ЮНИДО. Среди участников были представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Торгово промышленной палаты Российской Федерации, более 40 представителей импортеров и производителей шин (Michelin, Goodyear, Nokian Tires, Bridgestone, Continental, «СИБУР — Русские шины», «Татнефтехим» и др.), а также руководители крупнейших предприятий, специализирующихся в области утилизации изношенных шин на территории Российской Федерации.

Участники совещания приняли решение о проведении скоординированной работы с участием ТТП РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а также выразили готовность участвовать в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов Минприроды России в части обращения с изношенными шинами.

Для реализации Модели ответственности производителя (импортера) было предложено учредить управляющую компанию с участием импортеров, производителей и переработчиков изношенных шин в виде некоммерческой организации, основной функцией которой является организация системы сбора, транспортировки, сортировки и переработки шин на территории Российской Федерации.

Кроме того, в рамках Проекта были проведены работы по анализу состояния природной среды островов Греэм-Белл, Гофмана и Земля Александра, идентификации основных загрязнителей и их объемов на территории островов. Изучен российский и международный опыт ликвидации и утилизации представленного спектра загрязнителей, использованного оборудования и технологий.

В рамках реализации Программы по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа ведется работа по разработке конкретных предложений по экологической реабилитации арктических земель.

В ближайшем будущем планируется решить следующие задачи в рамках Проекта:

  • Распространить опыт и программы обучения для информирования и создания возможностей в других регионах России и в соседних странах (Республика Беларусь, Республика Армения и др.).
  • Провести международную конференцию с участием владельцев ВАТ, местными компаниями по использованию ВАТ/ВЕР для ЭЭЛ и РТИ.
  • Организовать вводные семинары для других регионов Российской Федерации, а также для заинтересованных организаций в Республике Беларусь, Республике Армения и на Украине с презентацией результатов Проекта, концепции специализированного центра и ВАТ/ВЕР, адаптированных к местным условиям.
  • Подготовить печатные материалы и публикации по результатам деятельности по Проекту.
  • Принять участие в рабочих группах по подготовке подзаконных нормативных правовых актов Минприроды России.
  • Выбрать партнеров для реализации совместных мероприятий с иностранными компаниями, осуществляющими проекты в области сбора, переработки и безопасного захоронения отходов с использованием современных технологий.
  • Выбрать 2–3 наиболее успешные схемы сбора отходов и их переработки, а также подготовить бизнес-планы для применения в местных условиях.
  • Привлечь частных партнеров для внедрения отобранных схем.
  • Провести обучение сотрудников центров в Москве и Казани различным аспектам управления ЭЭЛ и РТИ для проведения консультирования по передаче наилучших доступных технологий (в т. ч. в страны ЕврАзЭС).

С информацией о деятельности Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации можно ознакомиться на сайте www.unido.ru

Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.