Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Вопросы и ответы по предложению Еврокомиссии о снижении выбросов парниковых фторсодержащих газов

Вопросы и ответы по предложению Еврокомиссии о снижении выбросов парниковых фторсодержащих газов

7 ноября 2012 года на проходившей в Брюсселе конференции «ATMOsphere Europe» Еврокомиссия представила проект нового Регламента Евросоюза, цель которого — значительное уменьшение выбросов парниковых газов в максимально короткие сроки (к 2030 планируется сократить объем эмиссии фторсодержащих газов на две трети от сегодняшнего уровня). Ниже представлены ответы на некоторые вопросы, касающиеся нового Регламента.

1. В чем суть предложения Еврокомиссии?

Еврокомиссия выдвинула предложение о замене действующего Регламента о фторсодержащих парниковых газах (Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 842/2006 от 17 мая 2006 г.), с тем чтобы добиться существенного снижения объема выбросов этих газов в странах ЕС. Установлением надлежащей правовой базы ЕС планирует ускорить разработку более экологичных альтернативных технологий и стимулировать организацию новых международных мероприятий по снижению объема выбросов фторсодержащих газов.

2. Что такое фторсодержащие газы?

Фторсодержащие газы — это семейство парниковых газов с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП). Они используются главным образом в качестве заменителей озоноразрушающих веществ (например, хлорфторуглеродов (ХФУ), гидро­хлорфторуглеродов (ГХФУ) и галонов), которые в настоящее время выведены или выводятся из обращения в рамках реализации Монреальского протокола. Фторсодержащие газы можно разделить на три крупные группы: гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6). Несмотря на отсутствие озоноразрушающего потенциала, фторсодержащие газы обладают очень сильным ПГП: по этому показателю некоторые из них сильнее диоксида углерода (СО2) в 23 000 раз. Фторсодержащие газы могут оставаться в атмосфере тысячи лет. В странах ЕС на их долю приходится 2 % от общего объема выбросов в атмосферу.

3. Зачем нужны законодательные меры?

Фторсодержащие газы все шире используются в холодильном и климатическом оборудовании, пеноизоляции, электрооборудовании, аэрозольных препаратах и огнетушителях. С 1990 года объем выбросов этих газов в странах ЕС вырос на 60 % (см. график), а других парниковых газов упал. Эти газы попадают в атмосферу в результате утечек на промышленных предприятиях, а также во время использования и утилизации содержащего их оборудования. Поскольку срок службы такого оборудования достигает 50 лет, необходимо разработать законодательную базу, которая позволит предотвратить рост выбросов в ближайшие десятилетия.

График. Выбросы фторсодержащих газов в 27 странах ЕС 1990–2010 гг., млн тонн в эквиваленте СО2. По данным EEA

График. Выбросы фторсодержащих газов в 27 странах ЕС (1990–2010 гг.), млн тонн в эквиваленте СО2. По данным EEA

4. Что регулирует существующий Регламент?

Действующий Регламент по фторсодержащим парниковым газам обязывает компании принимать меры по уменьшению утечек из оборудования, в котором используются фторсодержащие газы, и сбору газов по окончании срока его эксплуатации. Кроме того, в действующем Регламенте содержатся требования по обучению и лицензированию персонала, маркировке оборудования, содержащего фторсодержащие газы, ведению отчетности по их производству, импорту и экспорту, а также ряд запретов на использование этих газов в определенных областях (например, для закачки в стеклопакеты). Он уже позволил добиться поддающегося проверке сокращения объема выбросов. В случае применения его норм в полном объеме к 2050 году объем выбросов может уменьшиться в два раза относительно прогнозируемого уровня.

5. Почему необходимо принять новый Регламент?

Действующий Регламент позволяет предотвратить дальнейший рост выбросов фторсодержащих газов. Однако во избежание неблагоприятного воздействия на климат, которое может привести к более частым погодным катаклизмам, к 2050 году странам ЕС крайне необходимо сократить уровень выбросов парниковых газов на 80–95 % по сравнению с 1990 годом. Новый Регламент должен обеспечить снижение к 2030 году объема выбросов фторсодержащих газов в странах ЕС на две трети от сегодняшнего уровня.

6. Что именно предлагает новый Регламент?

Главное нововведение — это меры, которые с 2015 года ограничивают совокупный объем наиболее значимой группы фторсодержащих газов — гидрофторуглеродов (ГФУ), которые могут продаваться на территории ЕС. Вначале производителям и импортерам предоставят права на размещение ГФУ на рынке в соответствии с их рыночными долями, при этом новым компаниям также будут предоставлены такие права. После этого начнется трехэтапное сокращение этих прав, которое завершится к 2030 году. Эта мера основана на успешном опыте вывода озоноразрушающих веществ из обращения в странах ЕС с опережением международного графика на 10 лет. Помимо этого, будет запрещено использование фторсодержащих газов в некоторых устройствах, например в бытовых холодильниках, для которых сегодняшний рынок предлагает большой ассортимент менее вредных альтернатив. Новый Регламент сохраняет и ужесточает действующие законодательные требования, например, относительно контроля утечек, установленного порядка обслуживания оборудования и сбора газа по окончании срока службы.

7. Каковы основные преимущества нового Регламента?

Вступление нового закона в силу приведет к существенному снижению выбросов фторсодержащих газов. Общество в целом выиграет от мер по предотвращению изменения климата в крупных масштабах. Благодаря содействию в применении «зеленых» технологий, основанных на менее вредных для климата хладагентах, предлагаемый Регламент послужит стимулом для увеличения числа рабочих мест и внедрения инноваций, способствующих сохранению или восстановлению качества окружающей среды. При наличии законодательной базы потребители и коммерческие пользователи оборудования в странах ЕС смогут ускорить изменения и стимулировать технологический прогресс во всех областях, где на сегодняшний момент используются фторсодержащие газы. Страны — участницы ЕС показали, что новаторское законодательство в этой области благотворно сказывается не только на климате, но и на компаниях, которые пользуются предоставляемыми возможностями разработки экологически безопасных продуктов и оборудования.

8. Почему надо действовать сейчас?

Чем сильнее мы сократим объем выбросов сегодня, тем меньше нам потребуется потратить на адаптацию к негативным последствиям изменения климата завтра. Поскольку срок службы оборудования, в котором используются фторсодержащие газы, достигает 50 лет, отказ от их использования позволит предотвратить рост выбросов в ближайшие десятилетия. Согласно последним исследованиям, существует большое количество альтернативных продуктов, которые технически пригодны, безопасны в использовании, экономически эффективны и могут способствовать сокращению энергопотребления. В отсутствие каких-либо мер в отношении фторсодержащих газов другие сектора экономики будут вынуждены заплатить за снижение выбросов по существенно более высокой цене. Кроме принятия мер на уровне ЕС необходимо достичь соглашения о снижении использования фторсодержащих газов и снижении выбросов на международном уровне. Демонстрацией технической осуществимости производства более экологически ориентированных продуктов и сопутствующих коммерческих возможностей ЕС надеется подвигнуть мир к новым мерам в отношении выбросов фторсодержащих газов.

9. Почему надо принимать меры на уровне ЕС?

Меры, принимаемые на этом уровне, практически гарантированно более эффективны, чем комплекс мер, принимаемых разными странами независимо друг от друга. Кроме того, деловым кругам намного проще работать в условиях общей для всех стран ЕС законодательной базы, а не с разнообразными нормами 27 стран. Совместные действия усиливают позицию ЕС, одной из крупнейших экономик мира, в отстаивании необходимости общемировых действий по выводу фторсодержащих газов.

10. Каковы действия ЕС на международном уровне?

За последние годы несколько Сторон Монреальского протокола получили предложения о снижении потребления и производства ГФУ в мире. ЕС поддержал такие предложения как дополнение к мерам по предотвращению изменения климата в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC). На Конференции по изменению климата в Дохе ЕС призвал к принятию немедленных мер в отношении ГФУ. В июне Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20» поддержала постепенный отказ от потребления и производства ГФУ во всем мире. Кроме того, предотвращение выбросов ГФУ — это приоритетная область инициативы Коалиции «Климат и чистый воздух» по сокращению нестойких загрязнителей, учрежденной в 2012 году. В Коалицию входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный банк и Еврокомиссия. В мае 2012 года саммит «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде поддержал ее и принял решение присоединиться к ее деятельности.

По материалам OZONews

Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.