Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

О регулировании производства и потребления гидрохлорфторуглеродов в Российской Федерации до и после 1 января 2015 года

Как хорошо известно профессиональному сообществу в сфере разработки, производства, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания холодильной техники, 2014 г. является последним годом периода, на который Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокол), установлено 75 %-ое сокращение производства и потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), а с 1 января 2015 г. начинается период их 90 %-го сокращения от базовых уровней или в 2,5 раза по отношению к уровню 2010–2014 гг. Из 40-ка ГХФУ, подлежащих регулированию в рамках Монреальского протокола, в Российской Федерации применяются 4 (ГХФУ-21, ГХФУ-22, ГХФУ-141b и ГХФУ-142b), а производятся 3 (ГХФУ-21, ГХФУ-22 и ГХФУ-142b). Нелишним будет напомнить, что в соответствии с Монреальским протоколом термин «потребление» озоноразрушающих веществ (ОРВ) означает «производство» плюс «импорт» минус «экспорт» минус «основные виды применения» регулируемых веществ.

Сокращения и аббревиатуры

Монреальский протокол — Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, — международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., подписанный в г. Монреаль 16 сентября 1987 г. Разработан с целью регулирования производства, потребления, экспорта, импорта и уничтожения озоноразрушающих веществ (ОРВ), перечисленных в приложениях A, B и C к Монреальскому протоколу. Монреальский протокол был дополнен корректировками и поправками в Лондоне (1990 г.), Копенгагене (1992 г.), Вене (1995 г.), Монреале (1997 г.) и Пекине (1999 г.).
Фреоны (хладоны) — название группы насыщенных алифатических хлор-, бром- и (или) фторсодержащих углеводородов, применяемых в качестве хладагентов, пропеллентов, вспенивателей, растворителей и средств огнегашения.
ОРС — озоноразрушающая способность или озоноразрушающий потенциал (ОРП) — расчетная величина, характеризующая активность регулируемых Монреальским протоколом веществ в отношении стратосферного озона. ОРС фреона ХФУ-11 была принята за единицу. ОРС регулируемых веществ рассчитаны на основе имеющихся в настоящее время знаний и подлежат периодическому пересмотру и уточнению.
ХФУ — хлорфторуглероды — фреоны с высокой ОРС (>0,6). Производство ХФУ было прекращено в Российской Федерации 20 декабря 2000 г.
ГХФУ — гидрохлорфторугле-роды — фреоны с низкой ОРС (<0,11).
ГФУ — гидрофторуглероды — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС. Являются парниковыми газами и, как правило, обладают высокими значениями потенциала глобального потепления (ПГП).
ГФО — гидрофторолефины — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС и низкими (близкими к диоксиду углерода) значениями ПГП.
мт — метрическая тонна — единица измерения веса, признанная Международной системой единиц СИ (1 мт = 1 т = 1000 кг).
т ОРС — тонна озоноразрушающей способности — единица измерения, принятая в рамках Монреальского протокола в отношении регулируемых веществ и получаемая посредством перемножения ОРС фреона на его вес в мт.

Уровни ежегодного допустимого потребления этих фреонов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», не должны превышать в 2014 г. — 999,2 т озоноразрушающей способности (ОРС), в 2015–2019 гг. — 399,69 т ОРС, в 2020–2029 гг. — 19,98 т ОРС. В этой связи оценка текущего уровня потребления ГХФУ в стране и анализ возможных мер для соблюдения этого напряженного графика могут оказаться полезными для профессионалов, все еще применяющих ГХФУ.

С учетом исторически сложившихся трендов в потреблении ГХФУ в Российской Федерации, а также необходимости инициирования создания резервных запасов (банков) фреонов для обеспечения функционирования имеющегося парка холодильного и климатического оборудования может быть предложена следующая структура производства и потребления этих веществ в 2014 г. и в 2015–2019 гг. в метрических тоннах (мт) и т ОРС1:

Потенциально российские производители могут изготавливать дополнительные объемы ГХФУ, эквивалентные (в т ОРС) объемам их экспорта, но учитывая, что разница между разрешенными Монреальским протоколом уровнями производства и потребления составляет всего лишь 6,92 т ОРС в период с 2015 по 2019 гг., то этот подход следует признать бесперспективным особенно с учетом необходимости создания запасов (банков) ГХФУ в стране. В последние годы Российской Федерацией был полностью утрачен рынок ГХФУ в Республике Казахстан в связи с неприсоединением последней (наряду с Ливией, Мавританией и Саудовской Аравией) к Пекинской поправке к Монреальскому протоколу, которой запрещаются любые экспортно-импортные операции с ГХФУ со странами, не являющимися ее Сторонами. С целью осуществления сбалансированной и скоординированной политики в сфере охраны озонового слоя и минимизации социально-экономических последствий выполнения обязательств по Монреальскому протоколу в рамках Таможенного союза целесообразно рекомендовать соответствующим органам исполнительной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2014 г. воспользоваться потенциальной возможностью закупки у российских предприятий ГХФУ-22, а с 2015 г. обеспечить создание своих запасов (банков) ГХФУ за счет импорта этих веществ из развивающихся стран (Китай, Индия и др.).

Таблица 1. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2014 г. (в мт / т ОРС)

  ГХФУ-21 ГХФУ-22 ГХФУ-141b ГХФУ-142b
Производство 250,0 / 10,00 17940,9 / 986,75 0,0 / 0,00 300,0 / 19,50
Импорт 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 2000,0 / 220,00 0,0 / 0,00
Экспорт 0,0 / 0,00 4310,9 / 237,10 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Потребление 250,0 / 10,00 13630,0 / 749,65 2000,0 / 220,00 300,0 / 19,50

Таким образом, потребление всех видов ГХФУ в 2014 г. составит 16180,0 мт или 999,15 т ОРС, а ежегодное потребление этих веществ в 2015–2019 гг. сократится до уровня 7262,5 мт или 399,69 т ОРС, что существенно ниже объемов потребления в 2011–2013 гг.

С целью минимизации социально-экономических последствий выполнения Российской Федерацией международных обязательств по Монреальскому протоколу с 01.01.2015 предлагается:

  • Ограничить ввоз на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ;
  • Сократить нелегальный ввоз ГХФУ на территорию Российской Федерации;
  • Создать федеральные и отраслевые резервные запасы (банки) ГХФУ;
  • Сохранить производство ГХФУ-22 на предприятиях, изготавливающих из него озонобезопасные фторполимеры;
  • Создать отечественное производство фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли.

Рассмотрим эти меры подробнее:

1. Ограничение ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ

С 2010 г. в Российской Федерации были установлены ограничения на ввоз всех видов ГХФУ за исключением ГХФУ-141b. Следует отметить, что в целом это решение дало положительный эффект как с точки зрения инициирования конверсии на озонобезопасные технологии потребляющих ГХФУ секторов российской экономики, так и сохранения производственного потенциала на предприятиях-производителях ГХФУ.

Таблица 2. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2015–2019 гг.

(в мт / т ОРС)

  ГХФУ-21 ГХФУ-22 ГХФУ-141b ГХФУ-142b
Производство 150,0 / 6,00 6988,4 / 384,36 0,0 / 0,00 250,0 /16,25
Импорт 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Экспорт 0,0 / 0,00 125,8 / 6,92 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Потребление 150,0 / 6,00 6862,5 / 377,44 0,0 / 0,00 250,0 / 16,25

Таблица 3. Фактическое и прогнозируемое * потребление ГХФУ в Российской Федерации в 2010–2016 г. (в т ОРС)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Потребление 733,8 842,7 666,9 548,7 999,2* 399,7* 399,7*

Производство и потребление ГХФУ-141b было прекращено в большинстве развитых стран еще до 2010 г. (например, в США — с 2003 г.).

С 2010 г. в связи с ограничением количества участников внешнеторговой деятельности, имеющих право ввозить ГХФУ-141b (см. табл. 4), наблюдался рост объемов нелегального импорта этого вещества на территорию Российской Федерации.

Таблица 4. Ввоз ГХФУ-141b (Код ТН ВЭД ТС 2903 73 000 0) в Российскую Федерацию в 2008–2012 гг. (по информации ФТС России) и распределение допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2013 г. объемов ГХФУ-141b между участниками внешнеторговой деятельности (в мт)

№ № п/п Наименование участника внешнеторговой деятельности 2008 (факт.) 2009 (факт.) 2010 (факт.) 2011 (факт.) 2012 (факт.) 2013 (квота)
1. ООО «Дау Изолан» 1293,0 1260,0 980,0 1600,0 1300,0 2423,0
2. ООО «Натана Групп» 0 402,8 397,0 520,0 400,0 500,0
3. ООО «Химснаб М» 66,0 0 43,8 49,0 70,0
4. ООО «Фреоника» 0 18,8 18,3 0 0 14,1
5. ОАО «Химпром» 22,0 40,0 0 0 0
6. ООО «Маркон-Холод» 10,0 60,0 0 45,5 51,0 62,9
7. ООО «Радойл» 200,0 0 0 0 0
8. ООО «Хронопласт» 68,0 0 0 0 0
9. ООО «Реактив» 99,1 0 0 0 0
10. ООО «Лагуна Сервис» 1521,0 0 0 0 0
11. ООО «ДМБ-торг» 40,0 0 0 0 0
12. ООО «Союзснаблогис-тик» 0 40,0 0 0 0
13. ООО «Дисан» 0 1045,0 0 0 0
14. ООО «Техностиль» 0 18,8 0 0 0
  Итого: 3319,1 2885,4 1439,1 2214,5 1821,0 3000,0
  Общий объем ГХФУ-141b, ввезенный на территорию Российской Федерации 11679,1         1675,1*

* Общий объем ввезенного в Российскую Федерацию ГХФУ-141b в 2013 г. рассчитан автором на основании данных, приведенных в отчетах ФТС России.

По состоянию на сегодняшний день в секторе производства бытовой холодильной техники полностью отказались от потребления ГХФУ-141b и перешли на использование циклопентана ООО «Беко» (г. Киржач, Владимирская обл.), ООО «Вестел-СНГ» (г. Александров, Владимирская обл.), ООО «БСХ Бытовые приборы» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Завод холодильников «Стинол» (г. Липецк), ОАО «КЗХ «Бирюса» (г. Красноярск), ООО «Логера» (г. Руза, Московская обл.), ООО «Завод «Океан» (г. Уссурийск, Приморский край) и ООО «Техпроминвест» (г. Калининград). В настоящее время в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления ГХФУ и стимулирование перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» реализуются подпроекты конверсии на озонобезопасные технологии (циклопентан) на ФГУП «Завод имени Серго» (г. Зеленодольск, Республика Татарстан) и ООО «СЭПО-ЗЭМ» (г. Саратов). Рассматривается возможность подготовки аналогичной программы для ООО «Торгово-промышленная компания «Орские заводы» (г. Орск Оренбургской обл.).

В секторе производства торгового холодильного оборудования (ТХО) вопросы конверсии на альтернативные вспениватели во многом уже решены. Перевод на циклопентан оставшихся крупнейших производителей этого сектора — ОАО «Полюс» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл), ООО «ПК «Совиталпродмаш» (г. Волжск, Республика Марий Эл) и др. также запланировано на 2014–2015 гг. как за счет собственных средств предприятий, так и за счет безвозмездной помощи, которая будет оказана в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России.

Основные крупные производители сэндвич-панелей в Российской Федерации (ЗАО «Ариада», г. Волжск, Республика Марий Эл, ЗАО «Вентиляционный завод ЛИССАНТ», г. Санкт-Петербург и др.) уже перешли на использование озонобезопасных вспенивателей. Предполагается, что другие предприятия этого сектора либо осуществят поэтапный переход с промежуточным внедрением технологий на основе ГХФУ-22 и смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, производство которых сохранится в Российской Федерации до 2020 г., либо сразу перейдут на применение озонобезопасных вспенивателей на основе циклопентана, метилформиата или гидрофторолефинов (ГФО).

Ряд производителей предизолированных труб (стальные трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой или металлической оболочке), широко применяемых в нефте-, газо-, паро- и мазутопроводах, а также для наземной и подземной бесканальной прокладки тепловых сетей в ЖКХ и промышленности, в настоящее время отрабатывают использование в своих технологических процессах в качестве вспенивателя диоксида углерода и воды. В качестве временной альтернативы в рецептурах пенополиуретана на переходный период (до 2020 г.) этими промышленными предприятиями могут использоваться производимые в Российской Федерации ГХФУ-22, ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 и углеводородов (С3 — С6). Следует отметить, что применение этих веществ в качестве вспенивателей известно и апробировано, а их производство сохранится в России в приемлемых объемах. Важным обстоятельством является возможность использования этих веществ без замены применяемого в настоящее время предприятиями-производителями предизолированных труб технологического оборудования.

В целом, для осуществления конверсии промежуточной или окончательной на озонобезопасные технологии могут применяться:

  • Углеводороды (циклопентан, н-пентан);
  • Метилформиат (рецептура Ecomate Systems);
  • Гидрофторуглероды (ГФУ-245fa, ГФУ-365mfc, ГФУ-134a);
  • Диоксид углерода и вода;
  • Гидрофторолефины (ГФО-1234ze и ГФО-1233zd).

Следует отметить, что для использования циклопентана потребуется по меньшей мере частичная замена технологического оборудования (если оно было изготовлено в «предпентанизированном» исполнении), а также осуществление дополнительных противопожарных мероприятий, связанных с использованием огнеопасных веществ.

Для внедрения рецептур на основе метилформиата потребуется частичная модернизация узлов оборудования, контактирующих с этим коррозионно-активным вспенивателем.

Производство ГФО-1234ze, обладающего нулевой ОРС и потенциалом глобального потепления (ПГП) = 1, в 2014–2015 гг. будет развернуто рядом компаний (DuPont, Honeywell, Mexichem, Arkema). Его существенными преимуществами являются негорючесть, полная совместимость с оборудованием, на котором применяется ГХФУ-141b, а также энергоэффективность получаемой теплоизоляции (на 8–10 % по сравнению с циклопентаном и на 4–6 % по сравнению с ГФУ-245fa). Недостаток, пожалуй, один — цена (по крайней мере в ближайшие годы).

В связи с тем, что ГХФУ-141b обладает самой высокой ОРС (0,11) из всех выводимых из оборота в Российской Федерации ГХФУ, то прекращение его ввоза в объеме, например, его ежегодной квоты в 3 тыс. мт (330 т ОРС) будет эквивалентно сохранению российского производства ГХФУ-22 (ОРС = 0,055) в размере 6 тыс. мт, ГХФУ-21 (ОРС = 0,040) — 8,25 тыс. мт и ГХФУ-142b (ОРС = 0,065) — 5,1 тыс. мт. Фактическое среднее потребление ГХФУ-141b в 2007–2013 гг. в Российской Федерации составляло 2225,7 мт.

С учетом вышеизложенного прекращение импорта и потребления ГХФУ-141b в качестве вспенивателя в Российской Федерации после 1 января 2015 г. представляется неизбежным.

2. Сокращение нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации

К мерам, которые должны способствовать сокращению нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации, относятся следующие:

  • оснащение уполномоченных пунктов пропуска экспресс-анализаторами озоноразрушающих веществ (ОРВ);
  • ввоз фреонов всех типов через уполномоченные пункты пропуска;
  • запрет одноразовой тары для транспортировки и хранения фреонов.

К сожалению, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ» автомобильный (Убылинка), железнодорожные (Ивангород, Себеж) и морские (Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Новороссийск) пункты пропуска до настоящего времени так и не были оснащены экспресс-анализаторами ОРВ, что существенно осложняет работу инспекторского состава ФТС России по выявлению нелегально ввозимых ГХФУ. С другой стороны, отсутствие каких-либо ограничений на ввоз на территорию Российской Федерации фреонов, не являющихся озоноразрушающими (гидрофторуглеродов — ГФУ, углеводородов — УВ и гидрофторолефинов — ГФО), приводит к тому, что нелегальный ввоз ГХФУ может потенциально осуществляться через иные таможенные посты (а их всего около 600) с использованием озонобезопасных фреонов в качестве товаров прикрытия. В этой связи представляется целесообразным распространить действие вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации на ввоз фреонов всех типов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» с 1 января 2015 г. обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения ОРВ в таре объемом менее 3 л. для лабораторных и аналитических видов использования, определенных международными договорами Российской Федерации. Это безусловно верное решение является тем не менее половинчатым, т. к. основной поток нелегальных ГХФУ поступает на территорию Российской Федерации в одноразовых баллонах с маркировкой ГФУ.

3. Создание федеральных и отраслевых резервных запасов (банков) ГХФУ

Постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (п. 7) федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, потребляющие ОРВ, предписано обеспечить до 1 января 2015 г. создание резервных запасов этих веществ (в первую очередь — ГХФУ) для бесперебойного функционирования находящегося у них в эксплуатации холодильного и климатического оборудования (ГХФУ-22), а также для использования в качестве технологического агента в процессах очистки, обезжиривания и промывки (ГХФУ-141b — предприятия ракетно-космической промышленности, авиастроения, электронной промышленности и др.).

С учетом текущего уровня потребления ГХФУ в стране и объемов предстоящего в 2015 г. сокращения производства и потребления ГХФУ представляется целесообразным в максимальной степени использовать имеющуюся в 2014 г. потенциальную возможность (см. табл. 1) инициирования создания запасов (банков) ГХФУ-22 в структурах Минобороны России, Минздрава России, Роскосмоса, Росатома, Росрыболовства, ОАО «РЖД» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Основная цель создания таких банков — обеспечение бесперебойной работы холодильного оборудования (в том числе — специального назначения) после 1 января 2020 г., когда будет установлен лимит потребления ГХФУ на уровне 0,5 % от базового уровня. Следует иметь в виду, что в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. объемы ГХФУ-22, которые могут быть направлены на эти цели, по имеющимся оценкам составят всего лишь около 0,7–1,0 тыс. мт в год, что с учетом потребностей экономики страны может оказаться совершенно недостаточно. Так, например, только Росрыболовство оценивает свои нужды в ГХФУ-22 для обеспечения рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих мощностей в более чем 2 тыс. мт.

Ориентировочная структура резервных запасов (банков) ГХФУ в Российской Федерации может иметь следующий вид (таблица 5).

Таблица 5. Резервные запасы (банки) ГХФУ в Российской Федерации (в мт)

№ № п/п Вещество Ориентировочный объем создаваемых запасов
1. ГХФУ-21 200–300
2. ГХФУ-22 8000–10000
3. ГХФУ-141b 400–600
4. ГХФУ-142b 300–500
Итого:   8900–11400

4. Приоритетность сохранения производства ГХФУ-22 в 2015–2019 гг. на предприятиях, изготавливающих озонобезопасные фторполимеры

Производство ГХФУ-22 в бывшем СССР изначально создавалось с целью обеспечения сырьем производства фторполимеров на Кирово-Чепецком химическом комбинате им. Б. П. Константинова Минатомэнергопрома СССР (г. Кирово-Чепецк Кировской области) и Уральском производственном объединении «Галоген» Минхимпрома СССР (г. Пермь) в 1952 и 1966 гг., соответственно. В последующие годы этот фреон стал отгружаться в виде товарного продукта для удовлетворения потребностей холодильной промышленности (в основном — для производства торгового и промышленного холодильного оборудования). Имеющиеся на этих предприятиях мощности по производству ГХФУ-22 неоднократно модернизировались.

Производимые в настоящее время ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь» на основе ГХФУ-22 высокотехнологичные фторопласты, фторкаучуки специальных марок, фторопластовые суспензии, фторированные жидкости и смазки применяются в ракетно-космической и авиационной технике, атомной промышленности, радиоэлектронике и других отраслях. Значителен спрос на эту продукцию и за рубежом.

Производство товарного ГХФУ-22 на ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) было создано в 2001 г. на основе технологического оборудования, применявшегося до 20 декабря 2000 г. для изготовления ХФУ-11 и ХФУ-12 (производство этих фреонов было создано в 1960 г. и было прекращено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»).

В таблице 6 представлены данные о производстве в Российской Федерации ГХФУ-22 с 2003 по 2013 гг. Следует отметить, что вклад ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) в производство товарного фреона на протяжении этих лет был относительно невелик (например, в 2010 г. он составил 284,0 мт, в 2011 г. — 1549,1 мт, в 2012 г. — 1974,0 мт, а в 2013 г. — 2082,5 мт).

Таблица 6. Производство ГХФУ-22 в Российской Федерации в 2003–2013 гг. (в мт)

Производство ГХФУ-22 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Общее 20826,7 28118,2 20523,4 28998,3 31144,4 30707,5
Товарное 4514,2 3092,5 3347,1 3902,3 4486,7 4664,4
Производство ГХФУ-22 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Общее 18742,8 28382,2 32475,1 31533,8 21183,0
Товарное 5230,4 9780,9 8704,8 8245,1 6464,7

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным с 01.01.2015 до 31.12.2019 сохранить изготовление товарного ГХФУ-22, а также ГХФУ-21 и ГХФУ-142b на предприятиях ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь», т. к. сырьевая составляющая производства ГХФУ-22, являющаяся чрезвычайно важной для сохранения потенциала Российской Федерации в высокотехнологичных областях экономики, на них фактически софинасируется за счет реализации товарных продуктов. Также такой подход позволит с 2020 г. в рамках международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу использовать часть производимого предприятиями ОАО «ГалоПолимер» сырьевого ГХФУ-22 в качестве товарного продукта для удовлетворения критичных потребностей в этом фреоне. Объем ежегодного потребления ГХФУ-22 в период с 2020 по 2029 гг. может составить 363,27 мт (всего за 10 лет — 3632,72 мт).

С целью минимизации на ВОАО «Химпром» социально-экономических последствий прекращения производства ГХФУ-22 (2082,45 мт в 2013 г.) и ГХФУ-21 (215,33 мт в 2013 г.)2 Минприроды России и Минпромторг России потенциально могут инициировать через ЮНИДО подготовку соответствующего международного проекта по аналогии с Проектом Всемирного банка «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации», реализованного в 2000–2006 гг. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 728 «О Соглашении между Российской Федерацией и МБРР о гранте для финансирования Проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации».

5.Создание отечественного производства фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли

Сохранение технологической безопасности ряда важнейших секторов российской экономики напрямую зависит от наличия собственного производства энергоэффективных и экологически безопасных фреонов. Предварительный анализ действующих и разрабатываемых международных соглашений в сфере охраны озонового слоя и предотвращения глобальных климатических изменений, а также имеющихся в стране научно-технологических и производственных заделов показывает потенциальную приемлемость решения этой задачи посредством запуска промышленного производства ГФУ-32 и смесевых хладагентов на его основе (R410A, R407C и др.).

Выводы и рекомендации по регулированию производства и потребления ГХФУ В 2014 г.:

  • установить объемы разрешенного производства товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 250 мт, ГХФУ-142b — не более 300 мт, ГХФУ-22 — не более 13630 мт (при отсутствии экспорта) и не более 17941 мт (при условии осуществления экспорта в установленном объеме);
  • импорт ГХФУ-141b ограничить на уровне 2000 мт (распределение объемов этого фреона между заявителями осуществить по аналогии с действовавшим в 2013 г. порядком распределения допустимых для ввоза в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ), импорт других ГХФУ — запретить;
  • экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 4310,9 мт;
  • потребление ГХФУ не квотировать (т. к. установленные объемы разрешенного производства товарных ГХФУ существенно превышают сложившиеся объемы потребления этих веществ);
  • инициировать разработку и внедрение электронной системы учета потребления и обращения ОРВ в Российской Федерации (рекомендации по ее созданию были сформулированы на совещании Рабочей группы «ЮНИДО — представители бизнеса», состоявшемся 5 июня 2014 г.).

В 2015–2019 гг.:

  • установить объемы разрешенного производства на предприятиях ОАО «ГалоПолимер» товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 150 мт (6 т ОРС), ГХФУ-142b — не более 250 мт (16,25 т ОРС), ГХФУ-22 — не более 6862,5 мт (377,44 т ОРС) при отсутствии экспорта и не более 6988,4 мт (384,36 т ОРС) при осуществлении экспорта в установленном объеме3;
  • импорт всех видов ГХФУ запретить;
  • экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 125,8 (6,92 т ОРС) мт;
  • установить квотирование (распределение между заявителями) потребления ГХФУ в Российской Федерации.

Реализация вышеперечисленных мер позволит Российской Федерации в полной мере выполнить обязательства по Монреальскому протоколу, внеся свой вклад в сохранение озонового слоя и климата Земли, минимизировав при этом социально-экономические последствия существенного сокращения (а в перспективе — прекращения) производства и потребления ГХФУ.

В. Н. Целиков, старший технический советник ЮНИДО

1—Без учета ГХФУ, которые будут произведены и использованы для синтеза озонобезопасных продуктов.
2— В представленных данных не учитывались производственные запасы, имевшиеся на предприятии по состоянию на 1 января 2012 г. и 31 декабря 2012 г.
3— Допускается перераспределение объемов производства в мт между отдельными видами ГХФУ в рамках выделенной общей квоты в т ОРС.

Автор

Целиков В.Н.

Целиков В.Н.

Старший технический советник ЮНИДО


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.