Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

От Екатеринбурга до Уфы: БРИКС - первый раунд 2009 – 2013. Экономические опоры, региональные вектора, приоритетные отрасли устойчивого промышленного развития

Статья тезисно обобщает ключевые вопросы публикаций членов Промышленного инновационного клуба по теме БРИКС в журнале « ЮНИДО в России» 2012–2013 и наряду с традиционными формами международного промышленного сотрудничества отмечает новые тенденции экономического и промышленного развития стран БРИКС.

I. БРИКС 2009 – 2013

Молодой трансконтинентальный союз БРИКС находится на ранней стадии своего развития, что помогает сформировать приоритеты стратегии и рабочие программы, и как новое экономическое образование активно впитывает новые экономические тенденции и участвует в их реализации.

Участвуя в реализации решений Саммита G20 по разработке совместных мер снижения уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры для построения более стабильных систем в соответствии с задачами программы Тысячелетия ООН (Millennium Development Goals).

Со времени первого Саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны — участницы объединения инициировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и стабильности мирового сообщества.

За пять лет первого раунда БРИКС, когда в 2013 году закончилась первая ротация Саммитов пяти стран БРИКС, приоритетными экономическими инициативами в разных сферах начального этапа стали:

  • в финансовом секторе — единый Банк развития БРИКС, резервный валютный фонд БРИКС, страховой пул БРИКС, биржевой альянс БРИКС, кредитные линии в национальных валютах.
  • в торговом секторе — удвоение объема традиционной торговли внутри БРИКС с 230 до 500 млрд. дол. к 2015 году.
  • в реальном секторе — фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального производственного сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций, включая развитие инфраструктуры, науки и управления:
  • в металлургии — металлургический (литейный) Форум БРИКС проводится ежегодно с 2011 года;
  • в агро-промышленности — План действий БРИКС 2012 – 2016 в области аграрного сектора;
  • в энергетике – Планом действий от 27 марта 2013 Саммита в Южной Африке предусмотрено формирование инициатив в области развития энергетики стран БРИКС;
  • в инфраструктуре — Коммуникационная связь (Cable BRICS) — прокладка между странами БРИКС общего подводного оптоволоконного кабеля протяженностью 34 000 км. Участок ЮАР — Бразилия (9900 км) уже в процессе создания;
  • в науке, информации и управлении – создание Научного исследовательского Центра БРИКС, проведение Научного и промышленного Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank), издание Сводного статистического сборника БРИКС, создание в 2013 Делового Совета БРИКС;
  • в региональном сотрудничестве – Поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженной в теме Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Наряду с традиционной торговлей и финансовыми операциями все более весомой в экономике стран БРИКС становится доля промышленного развития, как ядра реальной экономики, направленной на развитие всех жизненно важных социально-экономических секторов на глобальном, континентальном, региональном и национальном уровнях.

II. Направления развития реального сектора БРИКС

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. БРИКС — экономическое объединение и содержание Деклараций Саммитов БРИКС показывает, что экономическое развитие стран — участниц на основе укрепление реального сектора экономики является основной стратегической целью союза.

По мнению международных специалистов, за счёт роста экономики стран БРИКС во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики на основе развития реального сектора, что отражено в глобальных статистических данных.

Экономическими опорами развития являются промышленность, торговля, финансы.

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Несомненно, ядром реальной экономики является промышленный сектор, обеспечивающий развитие жизненно важных для каждой страны отраслей на основе национальных планов и программ, определяющих приоритетные отрасли.

Отраслевой (кластерный) подход становится стержнем национального развития, определяя перспективный спрос на внутреннем рынке и перспективные направления международного промышленного сотрудничества стран БРИКС.

Ключевые направления приоритетных промышленных кластеров стран БРИКС в основном совпадают, дополняя друг друга, и могут быть системно сгруппированы по общему формату:

  1. Горно-перерабатывающая промышленность, производство металлов и металлопродукции
  2. Топливно-энергетический кластер, энергоэффективность и возобновляемые ресурсы
  3. Инфраструктура и строительство (транспортная и энергетическая инфраструктура, промышленное и жилищное строительство)
  4. Агропромышленность и перерабатывающее производство
  5. “Зелёная экономика” (чистое производство, управление промышленными отходами и др.).

ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ. Укрепления экономики фокусировано на развитии приоритетных промышленных отраслей реального сектора экономик стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций, необходимых для модернизации, диверсификации и строительства новых промышленных объектов.

Развитие промышленного партнёрства между странами БРИКС в приоритетных отраслях является стратегической задачей для развития реального сектора экономики стран БРИКС.

Для стимулирования развития экономики необходимо развивать системные формы поддержки внедрения технологий в промышленность на всех уровнях от идеи до технологии и от технологии до производства.

Инновационный подход касается направлений каждого кластера, также как для каждого кластера подразумевается развитие профильного машиностроения и приборостроения, без которых невозможно интеграция технологий в современную промышленность.

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО. Программы развития стран БРИКС предусматривают активное участие МСП в осуществлении промышленной политики в рамках частно — государственного партнёрства. Социально-экономическими приоритетами частно -государственного партнёрства стран БРИКС являются:

  • Активное развитие среднего класса, как одной из ключевых опор социально-экономической устойчивости и благосостояния стран.
  • Системная поддержка среднего и малого бизнеса, являющегося опорой национальных экономик наряду с государственным сектором и доминирующими частными компаниями крупного бизнеса

Государственные предприятия и большой частный бизнес организационно и финансово самодостаточны для реализации собственных промышленных проектов, ориентированных преимущественно на сырьевую сферу, энергетическую и транспортную инфраструктуру.

Средний бизнес требует поддержки и содействия со стороны государства в формировании, развитии и реализации совместных производственных проектов особенно на предпроектной стадии квалифицированной разработки проектов от формирования идеи проекта до реализации.

Для реализации цели развития среднего класса в странах БРИКС создаётся системная поддержка МСП и оказание всесторонней, организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. Процессы и тенденции изменений в мировой экономике отмечались в течение предкризисного и посткризисного периодов на различных международных практических конференциях и в выступлениях руководителей.

В бюджетном обращении Министра торговли и промышленности ЮАР Р. Дэвиса 30 июня 2009 отмечалось негативное влияние в кризисный период политики защиты большим бизнесом интересов своих головных компаний в ущерб филиалам, расположенным в развивающихся экономиках, таких как Южная Африка:

«Кризис, начавшийся в финансовом секторе развитого мира, становится, глубоким кризисом реальной экономики, что серьезно угрожает, как развитому, так и развивающемуся мира».

При всей необходимости и важности прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment) они не всегда дают ожидаемого экономического эффекта от использования природных ресурсов, ограничивая возможности сотрудничества обеспечением рабочих мест и налоговыми доходами.

Эта позиция было отражена ещё на Африканском Деловом Форуме ( Лондон 8 июля 2008) в выступлении Министра торговли и промышленности Намибии д-ра Х. Гейнгоб:

«Инициативы по развитию инвестиций не оправдывают ожиданий в связи с тем, что Африка получает крошечную долю от прямых иностранных инвестиций и которые направляются в основном на использование ресурсов и преимущественно на добывающие промышленные отрасли, включая нефть, алмазы, золото, уран и платину…Создание благоприятных условий инвестиций является задачей частно — государственного партнёрства».

ЭКОНОМИКА СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. БРИКС представляет межконтинентальное объединение, для которого характерно активное развитие среднего бизнеса и среднего класса, являющихся стратегической целью, как одной из ключевых опор социально-экономической устойчивости и благосостояния стран.

В его основе союз, представляющий Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, на долю которого приходится 45% всей рабочей силы планеты.

Экономика среднего бизнеса опирается на среднее и малое предпринимательство (МСП), которое является одной из опор в экономике стран, обеспечивая социально-экономическую устойчивость общества вместе с государственным сектором и бизнесом крупных частных компаний. Это одна из трёх опор устойчивого экономического развития.

Новые игроки среднего бизнеса вносят значительный вклад в увеличение ВВП страны, создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.

Наряду с этим новые предприятия решают социально–экономические задачи, создавая рабочие места в производстве, обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса и в целом развивают зажиточный средний класс, укрепляющий благосостояние страны.

Мировой опыт показывает, что выход на национальный рынок новых игроков среднего бизнеса не вызывает противостояния с частным бизнесом крупных доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счет создания новых ниш для нового круга потребителей. В странах Евросоюза на долю среднего бизнеса приходится до половины произведенного ВВП.

Так, например, 60% прокатной продукции и 25 % стали производится в мире на 1000 Мини заводах по переработке металлолома, в основном предприятиями среднего бизнеса в то время как крупные металлургические компании сфокусированы на производстве высококачественных сталей из руды.

В Декларации пятого Саммита БРИКС 2013 в ЮАР «БРИКС и Африка: партнёрство для развития, интеграции, индустриализации» подчёркивается стратегическая роль МСП:

«19. Мы признаём фундаментальную роль малого и среднего предпринимательства в экономике наших стран. Малый и средний бизнес является основным создателем рабочих мест и благосостояния. Мы признаем необходимость развития диалога между министерствами и учреждениями, ответственными за эту тему, особенно с целью содействия международному сотрудничеству и поддержки инноваций, исследований и развития».

ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. При наличии взаимного интереса совместные международные проекты промышленного развития можно реализовать тремя основными формами международного сотрудничества:

  1. Прямой договор купли-продажи, в котором одним принимающим решение является Покупатель, или контрактные поставки по международным закупочным тендерам госсектора, в которых постепенно возрастает долевое участие государственных предприятий страны Покупателя.
  2. Прямая иностранная инвестиция, в которой одним принимающим решение является зарубежный инвестор на правах монопольного владельца или стратегического партнера и в которых развивается тенденция обязательного участия местных компаний в качестве партнёров вплоть до контрольного пакета в создаваемых совместных предприятиях..
  3. Промышленное партнерство, в котором принимающим решение является местный партнер — главный бенефициар промышленного проекта развития, на основе партнерского сотрудничества с международным технологическим партнером и реализуется наиболее эффективно при поддержке в рамках частно — государственного партнерства.

Партнерские промышленные отношения, являющиеся в настоящее время наиболее востребованной и результативной формой международного сотрудничества, полностью соответствуют интересам, как партнеров, ставящим цели промышленного развития, так и интересам зарубежных партнеров, ставящих цели продвижения технологий и оборудования.

III. Международное промышленное сотрудничество.

БРИКС объединяет страны, расположенные в разных частях света, на разных континентах, в разных полушариях, что подчеркивает многополярность современной экономической модели мира, в котором участники объединения БРИКС играют одну из ведущих ролей.

Реализация национальных программ промышленного развития требует не только собственных усилий стран БРИКС, но и активизации международного промышленного сотрудничества и партнёрства для выполнения целей в приоритетных отраслях.

ЮНИДО / БРИКС. Одним из первых проектов ЮНИДО в поддержку БРИКС является Проект ЮНИДО 2012 -2015 « Россия-Бразилия: Партнерство в области науки, технологий и инноваций для развития среднего бизнеса с расширением на все страны БРИКС».

Роль развития переходных и развивающихся экономик поставлена на первое место в теме Саммита БРИКС 2013 в ЮАР «БРИКС и Африка: Партнерство для развития, интеграции, индустриализации» с целью создания устойчивой экономики, финансовой надёжности и социальной стабильности.

Сотрудничества в формате ЮНИДО / БРИКС и Россия в БРИКС занимали заметное место в ходе визита Генерального директора ЮНИДО Ли Йонга в Россию, 23 — 24 октября 2013, что отражено в пресс — релизе на сайте Центра ЮНИДО в РФ.

28 ноября 2013 Центр ЮНИДО в Российской Федерации подписал Меморандум о взаимодействии с Внешэкономбанком о взаимодействии по векторам ЮНИДО/БРИКС.

По итогам обсуждения на Конференции 5 декабря 2013 «Стратегии развития экономического сотрудничества стран БРИКС», разработанной Минэкономразвития РФ, в соответствии с рекомендациями Конференции были подготовлены предложения для Дорожной карты БРИКС.

Подготовлены предложения для ЮНИДО о создании в России SPX по Программе ЮНИДО – промышленное партнёрство нового поколения SPX (new generation).

В рамках металлургического кластера Промышленным инновационным клубом в настоящее время прорабатываются проекты мини завода по переработке металлолома в ЮАР, прорабатываются возможности партнерского сотрудничества между российскими и индийскими компаниями в различных отраслях и по конкретным проектам, изучаются возможности сотрудничества в Бразилии.

Получен запрос на комплексную поставку микро-завода в одну из стран ШОС, которую планируется разработать с частичным использованием технологий из Китая, и при содействии Межбанковского объединения ШОС, в котором участвуют Россия и Китай.

Промышленный инновационный клуб оказывает российским предприятиям организационное содействие в участии в IV Литейном форуме БРИКС, который в феврале 2014 года будет проходить в Индии, на котором также будет определяться V Литейный Форум 2015 в России.

Прорабатывается постановка вопроса о возрождении и развитии литейного производства в России при содействии частно-государственного партнёрства.

IV. Новые тенденции экономического развития

1. Кризисная ситуация 2008 показала неустойчивость экономики на двух опорах традиционной торговой и финансовой модели, и уроки глобального кризиса ускорили поиски продуктивных решений для развития реального сектора, как более надёжной опоры устойчивой экономики.

Эти тенденции отражены на Конференции ООН по торговле и развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2013, в котором отмечено, что доминирующие торговые экспортные отношения только для доступа к зарубежному рынку должны быть сбалансированы «инфраструктурными взаимосвязями и интеграцией сетей промышленных поставщиков».

Также происходят изменения в соотношениях доминирующего финансового сектора с реальным сектором экономики, основой которого является промышленное развитие.

Итоги Саммита G 20 в июне 2012 в Лос…Кабосе, Мексика показывают: мировые лидеры начали соглашаться, что финансовый сектор важен, но экономический рост важнее и надо развивать реальную экономику.

Развитие реального производственного сектора является социально-экономическим фактором. Наряду с экономической устойчивостью он укрепляет социальную стабильность общества за счёт повышения благосостояния граждан.

Санкт — петербургская декларация лидеров «Группы двадцати» (сентябрь 2013) в качестве первоочередных приоритетов предусматривает «решительные действия для возвращения на путь продуктивного устойчивого и сбалансированного роста».

Возрастающий спрос на установление промышленного партнерства в международном сотрудничестве по сравнению с традиционной торговой субконтрактацией отражается также в программе ЮНИДО «Новое поколение субконтрактации и партнёрства» (UNIDO SPX new generation), которая принимает во внимание новые текущие тенденции промышленного развития.

Таким образом, наблюдается тенденция к развитию промышленного партнёрства, как третьей опоры устойчивой экономики, дополнительно традиционной торговой и финансовой модели.

2. Развитие устойчивой экономики в меняющемся мире XXI века требует поиска новых подходов в торговой, финансовой и промышленной политике и реализации новых тенденций разных сфер.

Необходимость приспособления к изменяющимся условиям отражёна в Отчёте Конференции ООН по торговле и развитию «Адаптация к изменяющейся динамике мировой экономики» — “Adjusting to the changing dynamics of the world economy” (ЮНКТАД, Женева, 12 сентября 2013).

В Отчёте отмечается, что через пять прошедших лет после кризиса мировая экономика ещё находится в неустойчивом состоянии из-за ориентирования на использование неустойчивой торговой и финансовой модели.

В документе подчеркивается, что эта модель уже не может быть моно стратегической в посткризисный период и что процесс адаптации требует структурных, фундаментальных изменений в доминирующей ныне модели, как отмечено в ключевых позициях отчёта ООН по торговле и развитию:

  • Доминирование экспортной ориентации в развитии не подтвердило жизнеспособность. Экономки продемонстрируют лучшие результаты с более сбалансированными стратегиями «Export-led development is no longer viable, economies will perform better with more balanced strategies».
  • Реструктурирование финансовой системы необходимо для обслуживания реальной экономики, торговли и развития – «Restructuring of financial system is needed to serve real economy, trade and development».
  • Возвращение к предкризисным стратегиям развития невозможно и нежелательно и не может быть единственным выбором — «Reverting to pre-crisis growth strategies is neither possible nor desirable and cannot be the only option».

Основой экономической интеграции стран БРИКС является развитие реального сектора экономики за счёт промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций с участием госсектора, крупного частного бизнеса и привлечением предприятий среднего бизнеса к реализации национальных программ развития к международному промышленному сотрудничеству и партнёрству.

Автор

Кульков В.Н.

Кульков В.Н.

Координатор Промышленного инновационного клуба, Член совета директоров, Директор по развитию и связям с госсектором Международного научного моста


Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.