Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Актуальные направления и задачи развития металлургического машиностроения России

Основой экономики и промышленного развития любой страны является машиностроение. При этом особое место в структуре общественного производства занимает тяжелое машиностроение, определяющее индустриальный потенциал и технологическую безопасность страны. Ориентация на экспорт сырьевых ресурсов привела к катастрофическим последствиям для машиностроительной отрасли России. На протяжении многих лет современной реформы экономическая политика государства способствовала ослаблению машиностроительной отрасли и усилению зависимости российской экономики от сырьевого сектора страны.

Динамика показателей импорта-экспорта продукции тяжелого машиностроения

Рис.1. Динамика показателей импорта-экспорта продукции тяжелого машиностроения

В связи этим предпринимаемые в последние годы Правительством меры по оздоровлению экономики осуществляются в крайне неблагоприятных условиях. Доля отечественных производителей на рынке продукции тяжелого машиностроения за счет роста объемов импорта продолжает снижаться (Рис.1).

При этом загрузка производственных мощностей российских предприятий не превышает 30%. Отчасти это объясняется значительной степенью износа основных фондов (43,2%), доля полностью изношенных основных фондов достигает 13,4%.

В результате в отрасли тяжелого машиностроения наблюдается значительный дисбаланс между спросом на машиностроительную продукцию и производственными мощностями отечественных производителей.

Ситуация на мировом рынке металлургического оборудования для отечественных машиностроителей складывается еще менее благоприятно (рис.2 и 3).

Ситуация на мировом рынке металлургического оборудования для отечественных машиностроителей

Рис.2. Производство оборудования для металлургии в мире                 Рис.3. Ведущие компании-производители оборудования
          (2010 г.)                                                                                                металлургии, $млрд. (2010 г.)

Динамика производства, экспорта и внутреннего потребления

Рис.4. Динамика производства, экспорта и внутреннего потребления

Пример разумного подхода к развитию индустриального потенциала страны показывает Китайская Народная Республика, в которой отмечается бурный рост доли машиностроительной продукции практически с нуля. Это позволяет занимать Китаю жёсткую конкурентную позицию на мировом рынке оборудования, в том числе металлургического.

Изменения в объемах производства и потребления металлургического оборудования показаны на рис. 4.

Следует отметить, потребность в металлургическом оборудовании отчасти снижается вследствие объективных причин: в последние годы на основе импортного оборудования осуществлена широкомасштабная модернизация основных металлургических предприятий и потребности в оборудовании сводятся к комплектующим, сменным и запасным частям.

Вместе с тем, в значительной степени на востребованности отечественного металлургического оборудования сказываются такие факторы, как отсутствие эффективной маркетинговой политики, оборотных средств и финансовой поддержки государства.

Доля отечественных предприятий в объемах производства отдельных видов металлургического оборудования существенно различается (рис.5):

Доли отечественных предприятий на рынке в 2011-2012 годах

Рис.5. Доли отечественных предприятий на рынке в 2011-2012 годах

Если большая часть нового агломерационного оборудования производится в России, то по мере перехода к другим металлургическим переделам с более высокой добавленной стоимостью доля импорта возрастает и составляет около 90% в прокатном и трубопрокатном оборудовании.

Значительную часть в импорте машиностроительной продукции составляют прокатные валки и кузнечно-прессовое оборудование.

Ситуация в области создания высоко-технологичного кузнечно-прессового оборудования могла бы существенно измениться при создании отечественного сверхмощного универсального пресса усилием 80 тыс.т, проект которого выполнен во ВНИИМЕТМАШе c учетом опыта создания самых крупных в мире усилием 65 и 75 тыс.т (рис.6).

Уникальное прессовое оборудование

Рис.6 а, б. Уникальное прессовое оборудование

Газостат

Рис.7. Газостат

Однако, для его изготовления и освоения необходима мобилизация значительных ресурсов и тесная координация усилий многих организаций при действенной поддержке государства.

Аналогичная ситуация наблюдается в экспорте металлопродукции и металлургического оборудования – преобладает продукция с низкой добавленной стоимостью.

К исключениям можно отнести разрабатываемые и изготавливаемые ВНИИМЕТМАШем высокотехнологичные станы холодной прокатки прецизионных труб ответственного назначения, пользующиеся устойчивым спросом за рубежом, а также современное наукоемкое изостатическое оборудование.

Только за последние годы изготовлено 24 подобных стана, главным образом для зарубежных стран. В настоящее время ведутся работы по созданию станов прокатки труб валкового и роликового типа нового, уже шестого поколения.

Уникальные газостаты, относящийся к продукции двойного назначения, недавно поставлены в Россию, Украину и в Индию (через Рособоронэкспорт) (рис.7).

Наличие значительного научно-технического потенциала отечественных машиностроителей нашло свое убедительное подтверждение при создании современного металлургического мини-завода в г. Ярцево Смоленской обл. (рис.8).

Оборудование литейно-прокатного завода в г.Ярцево

Рис.8. Оборудование литейно-прокатного завода в г.Ярцево:
            а) прокатка строительной арматуры;                                                                                       б) выпуск стали из дуговой печи

Выпускаемая заводом продукция — высококачественная строительная арматура не только обеспечивает потребности московского региона, но также пользуется спросом за рубежом. Комплексное проектирование, изготовление и поставка оборудования организованы ВНИИМЕТМШем с привлечением традиционных партнеров, главным образом из России и Украины. При создании оборудования разработан целый ряд новейших прогрессивных технических решений. Опыт создания и освоения литейно-прокатного комплекса является хорошим научно-техническим заделом для создания серии подобных предприятий в России и за рубежом.

Таким образом, отечественное тяжелое машиностроение по-прежнему обладает значительным научно-техническим востребованным потенциалом, который был сохранен в исключительно трудных условиях, но, к сожалению, в должной мере не используется.

Дальнейшие тенденции рынка металлургического оборудования будут определяться ситуацией в металлургической промышленности, которой в долгосрочной перспективе предсказывается умеренный рост. Конкуренция между отечественными и зарубежными производителями по-прежнему будет оставаться острой. Преимущества в конкурентной борьбе получат те предприятия, чья продукция будет отвечать все возрастающим требованиям по производительности, технологическим возможностям, экономичности и экологическим показателям.

Общая системная проблема машиностроения заключается в незавершенности цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, изготовление и эксплуатацию опытно-промышленных образцов, серийное производство, реализацию и поддержку эксплуатации продукции потребителями. По условиям этого цикла финансовые ресурсы, получаемые при реализации продукции и поддержке ее эксплуатации, должны в необходимых и достаточных объемах направляться на финансирование технического перевооружения и перспективного развития предприятий, прежде всего, для проведения научных разработок по созданию конкурентоспособных образцов оборудования. В настоящее время собственных оборотных средств явно недостаточно для проведения поисковых работ и создания перспективных инновационных разработок.

Подготовленные при непосредственном участии ВНИИМЕТМАШ программные документы («Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» и подпрограмма «Тяжелое машиностроение» составная часть Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») определяют государственную научно-техническую политику на ближайшие годы и призваны, устранив имеющиеся недостатки, вывести отечественную тяжелую промышленность на качественно новый уровень.

Автор

Наливайко А.В.

Наливайко А.В.

К.т.н. Первый заместитель Генерального директора – Коммерческий директор АКХ ВНИИМЕТМАШ


Дополнительная информация


СПРАВКА:

ВНИИМЕТМАШ основан в 1945 и 68 лет успешно работает в области металлургии.
Располагает уникальной экспериментальной базой. Компании присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.
Продукция института используются в металлургии, нефтегазовом, аэрокосмическом и оборонном комплексах, атомной энергетике, строительной индустрии, на транспорте, в электротехнической, автомобильной, станкостроительной, горнодобывающей промышленности, в сельском хозяйстве, приборостроении, медицине и других областях.
Важнейшим направлением деятельности ВНИИМЕТМАШ является экспорт оборудования и инжиниринга и продукция которого экспортируется во многие страны мира, в и том числе в такие страны как США, Япония, Германия, Франция, Китай, Индия, Республика Корея, Италия.
По инициативе ВНИИМЕТМАШ создан Международный союз производителей металлургического оборудования, одной из основных задач которого является объединение производственного и интеллектуального потенциала. практических усилий металлургических и машиностроительных заводов в области инновационной инфраструктуры, модернизации производства, международного промышленного сотрудничества.


Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.