Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушающих веществ и снижению их выбросов и утечек

Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушающих веществ и снижению их выбросов и утечек

25 января в зале коллегии Минприроды России состоялось совещание «Предотвращение нелегального ввоза озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию и снижение их выбросов и утечек при обслуживании оборудования, содержащего данные вещества». В мероприятии приняло участие более 60 человек, среди которых были представители федеральных органов исполнительной власти (Минприроды России, Минпромторга России, МВД России, ФТС России, ФНС России), руководители крупных производителей и поставщиков хладагентов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций в области монтажа и сервисного обслуживания климатического и холодильного оборудования.

С приветственным словом к участникам совещания обратился заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Р. Леви, в котором он обозначил государственную важность проблемы вывода из обращения озоноразрушающих веществ (далее — ОРВ), а также необходимость активного сотрудничества представителей исполнительной и законодательной власти и бизнеса в этой сфере.

Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушающих веществ и снижению их выбросов и утечек

Руководитель департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России Д. А. Брюнин проинформировал присутствующих о предпринятых Минприроды России в 2012 году мерах для предотвращения нелегального ввоза ОРВ: ограничение количества таможенных постов для ввоза этих веществ; введение уголовной ответственности за их нелегальный ввоз на территорию страны и запрет на ввоз оборудования, содержащего гидрохлорфторуглероды (далее — ГХФУ), на территорию стран Таможенного союза. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”» и статью 82 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя» полностью согласован и передан на рассмотрение в Государственную думу Российской Федерации, в связи с чем у заинтересованных представителей бизнеса появится возможность принять участие в подготовке комплекса подзаконных актов.

Старший технический советник Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (далее — ЮНИДО) В. Н. Целиков представил международный опыт в сфере предотвращения нелегального ввоза и утечек при монтаже и сервисном обслуживании оборудования. Это такие в значительной части отсутствующие в Российской Федерации меры, как: система лицензирования импорта/экспорта ОРВ; система квотирования импорта/экспорта/производства ОРВ; обязательная (годовая) отчетность импортеров/экспортеров; система маркировки; система отчетности; система контроля за оборотом внутри страны; обучение/сертификация монтажников и специалистов по обслуживанию холодильной и климатической техники; запрет использования одноразовой тары для хладонов и государственно-частное партнерство в сфере регулирования оборота хладонов.

Координатор Проекта ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России по выводу из обращения ГХФУ в Российской Федерации А. Е. Любешкин рассказал об основных компонентах реализуемого в стране Проекта ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России: конверсия российских промышленных предприятий на производство озонобезопасной продукции с обучением персонала; помощь Минприроды России в разработке законодательной базы; помощь в оснащении и обучении силовых структур; пилотный проект по созданию сети для сбора и утилизации ОРВ; образовательный компонент, включающий перевод и адаптацию международных учебных и сертификационных программ по холодильным и климатическим системам; создание информационного ресурса www.ozoneprogram.ru и проведение Всероссийского конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли» (распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2189-р). Он призвал участников совещания в рамках Рабочей группы Минприроды России — ЮНИДО принять участие в подготовке институциональных предложений, поддержать деятельность силовых структур по предотвращению нелегального ввоза ОРВ на территорию страны и принять участие в создании цивилизованных форм работы на рынке хладагентов.

С докладом о роли саморегулируемых организаций в снижении выбросов и утечек ОРВ выступил член правления НП «ИСЗС–Монтаж» Г. К. Осадчий. НП «ИСЗС–Монтаж» является крупнейшей саморегулируемой организацией, объединяющей специалистов по монтажу и обслуживанию инженерных, преимущественно холодильных и климатических систем. Он полностью поддержал представленный экспертами ЮНИДО комплекс мер и подчеркнул, что кроме проблемы выбросов ОРВ существуют не менее важные проблемы безопасности при обслуживании данных систем, особенно в связи с их переводом на природные хладагенты. Саморегулируемые организации имеют огромный опыт в разработке стандартов и проектов технических регламентов для Таможенного союза и могли бы принять активное участие в создании отечественной версии системы сертификации специалистов.

Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушающих веществ и снижению их выбросов и утечек

Генеральный директор крупнейшего российского производителя хладагентов ОАО «ГалоПолимер» М. В. Дорошкевич призвал присутствующих в зале представителей федеральных органов исполнительной власти с целью соблюдения международных обязательств Российской Федерации инициировать введение бессрочного запрета на импорт хладона ГХФУ-22 и использования на территории страны ГХФУ-141b. Для борьбы с контрабандой ОРВ им также было предложено оборудовать соответствующими приборами таможенные посты, обучить их персонал и унифицировать данные меры для всех стран Таможенного союза, а также ввести запрет на ввоз хладагентов в одноразовой таре небольшого объема (до 30 л).

Заместитель генерального директора ЗАО «Маркон-Холод» Н. Ю. Ратанов обозначил основные проблемы, имеющиеся у дистрибьюторов хладагентов. Это нелегальные поставки ОРВ из Китая (прежде всего через Казахстан) и искусственно создаваемые барьеры для добросовестных поставщиков хладагентов. Так, стоимость российского ГХФУ-22 у крупнейшего российского производителя ОАО «ГалоПолимер» — 2440 рублей, а в Китае — 22–24 доллара США за баллон. Цена этого хладона, ввезенного на территорию России с учетом нелегальных платежей, составит около 900 рублей, что предопределяет привлекательность его незаконного ввоза для контрабандистов.

Косвенно это подтверждает и увеличившийся ввоз ГХФУ-22 под видом, например, разрешенного ГФУ-125, который ввозится в 20-тонных изотанках в неоправданно больших объемах, превышающих потребности страны, а также увеличившееся количество компаний-однодневок, создаваемых под решение краткосрочных задач нелегального ввоза. Легальный ввоз по квотам Минприроды России ГХФУ-141b для разрешенного использования добросовестным дистрибьюторам становится невыгоден, так как нелегалы предлагают его быстрее и значительно дешевле. Кроме того, по мнению докладчика, сотрудники ФТС России редко отслеживают динамику цен на хладоны и не доверяют официальным контрактам даже проверенных поставщиков (таких как компания DuPont), а корректировка таможенной стоимости хладонов занимает значительное время, иногда месяцы. Еще одним потенциальным источником контрабандных хладонов является ввоз (транзит) через границы государств — членов Таможенного союза.

Старший специалист по маркетингу подразделения фторпродукты ООО «Дюпон Наука и Технологии» Т. А. Маркина в докладе, посвященном защите от подделок хладагентов DuPont, подчеркнула, что фальсифицированные хладагенты не только наносят вред экологии, но и представляют опасность для бизнеса и клиентов. Выявлены случаи, когда они содержали пожаро- и взрывоопасные газы, такие как метан, этан, пропан или бутан, а также представляли прямую угрозу жизни потребителей (токсичный, самовозгораемый и вызывающий коррозию пластика и алюминия хладагент R40 или хлористый метил). Так, в 2011 г. в судостроительной отрасли из-за применения нелегально ввезенного хладона R134a (реально — смесь хладонов R134a и R40) произошло четыре взрыва: два во Вьетнаме, один в Китае и один в Бразилии. Также были зафиксированы три смертельных случая, и более одной тысячи холодильных установок были изъяты из эксплуатации. По мнению Т. А. Маркиной, в основном подделываются одноразовые баллоны 13,62 кг, поставка поддельных хладагентов осуществляется из Китая, а повторное наполнение — в ОАЭ, Индонезии и на Филиппинах. Она проинформировала присутствующих о программе компании DuPont по борьбе с подделками, а также рассказала об официальных каналах поставки продукции DuPont в Россию и выразила готовность поддержать работу силовых структур по предотвращению нелегального ввоза хладагентов.

Генеральный директор группы компаний «Транскул» И. В. Михайлов посвятил свой доклад основным пяти проблемам, которые ведут не только к экологическому ущербу, но и к колоссальному недополучению таможенных сборов и налоговых поступлений в российский бюджет.

Первая проблема — это свободный импорт гидрофторуглеродов (далее — ГФУ) в условиях запрета на ввоз ГХФУ. В сопредельных Украине и Казахстане, где отсутствуют жесткие ограничения на ввоз ГХФУ, это вызвало 4-х кратный рост импорта ГХФУ-22 и 141b, которые затем нелегально поставляются в Россию. Также возросли поставки запрещенной продукции под видом разрешенной (ГХФУ-22 под видом ГФУ-134a), а на рынке появилось огромное количество новых плохо контролируемых импортеров.

Вторая и третья проблемы — трансфертное ценообразование дочерними компаниями производителей ГФУ и использование импортерами фирм-однодневок, в результате которого занижается поступление налогов и пошлин в бюджет Российской Федерации.

Четвертая проблема — недостаточная квалификация персонала, допущенного к экологически вредным и опасным (газы под давлением) веществам — ГХФУ и ГФУ.

Пятая проблема — это оборот одноразовой тары, которая не облагается пошлиной, ведет к увеличенным выбросам ГХФУ и ГФУ в атмосферу и создает огромное количество трудноутилизируемых промышленных отходов.

Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушающих веществ и снижению их выбросов и утечек

Общий список предлагаемых докладчиком мер включает: введение обязательной аттестации персонала для работы с опасными веществами — ГХФУ и ГФУ; организация обмена информацией между ФТС России и ФНС России об импортерах и экспортерах ГХФУ и ГФУ в рамках их регистрации; более пристальное внимание со стороны ФТС России и ФНС России к вопросам использования трансфертного ценообразования дочерними компаниями производителей ГФУ; включение в Проект ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России предложений по сбору, утилизации и восстановлению не только ГХФУ, но и ГФУ; ужесточение требований ФТС России, предъявляемых к импортерам ГФУ (проверка наличия разрешений на ввоз ГФУ, проверка наличия сертификатов качества и протоколов лабораторных испытаний, обучение персонала ФТС России использованию экспресс-анализаторов хладагентов).

Минприроды России докладчик рекомендовал законодательно запретить трансграничное перемещение ГФУ без наличия соответствующего разрешения (по аналогии с ЕС); инициировать усиление требований к импортерам при выдаче разрешений; ввести обязательную письменную отчетность (производство, импорт, экспорт, потребление и реализация ГХФУ, ГФУ, а также других фторсодержащих веществ, например гексафторид серы); присоединиться к европейскому Регламенту по контролю за оборотом фторсодержащих газов; инициировать введение запрета на обращение одноразовой тары для всех типов хладагентов, включая углеводороды (изобутан), а также ввести обязательную письменную отчетность перед Минприроды России (производство, импорт, экспорт, потребление и реализация ГХФУ, ГФУ, а также других фторсодержащих веществ).

Представитель Россоюзхолодпрома А. В. Скоренко сообщил, что масштабы использования ОРВ в холодильной отрасли до конца не осознаны. Огромные проблемы представляет отказ от их использования в секторах промышленности с государственным участием, где данному вопросу не всегда уделяется должное и своевременное внимание. В частности, в ближайшее время следует всесторонне рассмотреть проблему обеспечения бесперебойной работы холодильного оборудования специального назначения.

По окончании докладов была проведена дискуссия, в ходе которой участники совещания обсудили поднятые в его рамках вопросы и договорились создать под эгидой ЮНИДО рабочую группу для подготовки институциональных предложений для Минприроды России.

Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.