Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Евгений Геннадьевич Гашо: «Представители промышленных предприятий готовы к активному участию в законотворческом процессе»

С экспертом Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгением Геннадьевичем Гашо беседует эксперт Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» Ирина Задирако.

Ирина Задирако: После выхода ФЗ-261 в конце 2009 года в России основное внимание было сосредоточено на энергосбережении и повышении энергетической эффективности в бюджетной сфере, в домохозяйствах, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Энергоэффективность российской промышленности значительно позже стала выходить на передний план государственной политики. Почему? Проблема в том, что частному бизнесу приходится самостоятельно решать эти вопросы, или причина в низкой (до 10%) доле расходов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в себестоимости российской промышленной продукции?

Евгений Геннадьевич Гашо - эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Евгений Гашо: Российские эксперты в области энергоэффективности всегда говорили, что ФЗ-261 не регулирует правоотношения в промышленности. Первые два-три года после принятия закона в промышленности не происходило ничего. Начав разрабатывать региональные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, мы обратили внимание, что промышленность не находится в сфере интересов заказчиков программ. В 2010–2011 годах 20% регионов декларировали свои намерения заниматься промышленностью, и только половина из них — то есть 10% — включали в программы какие-то отдельные мероприятия, посвященные промышленности.

Доля ТЭР в себестоимости промышленной продукции различается от отрасли к отрасли и вряд ли является фактором, определяющим невысокий интерес к энергосбережению. Есть оценки, в соответствии с которыми стоимость энергоресурсов в России находится на уровне США. В промышленности, работающей в конкурентной среде и при наличии серьезной воли первых лиц, делается немало. Есть примеры предприятий, на которых удельная доля затрат энергоресурсов на выпуск единицы продукции находится на хорошем среднемировом уровне.

Ирина Задирако: Зачастую системы теплоснабжения да и силовое оборудование на промышленных предприятиях находятся не в лучшем техническом состоянии. Низкий КПД и неэффективное использование энергоресурсов как будто не волнуют менеджеров и собственников. В беседах с руководителями предприятий часто встречается ответ «нет проектов модернизации, потому что нет денег». Хотя ситуация чаще всего обратная. В России реализуется Проект ЮНИДО по повышению энергоэффективности промышленности, в котором есть компонента, в рамках которой предприятию обеспечивают 10% снижения затрат на ТЭР без дополнительных вложений и получают оплату из полученной экономии. Но при этом менеджмент и собственники оказываются не готовы к такому сотрудничеству. Как это преодолевать?

Евгений Гашо: В 2012 году мы выполняли интересную работу по определению барьеров для повышения энергоэффективности в пяти отраслях промышленности. Разослали 1200 анкет, получили назад 300. Результаты опроса опубликованы, и они говорят о том, что усилия по повышению энергоэффективности в промышленности предпринимаются. Проводятся энергоаудиты, итоги которых позволяют формировать программы конкретных действий для промышленных предприятий. При этом отраслевые союзы не проявляют активности, так как не видят своей роли в организации работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на промышленных предприятиях. Только угрозы сообщить в Минпромторг России об отсутствии интереса к деятельности в области энергосбережения заставляют отраслевые союзы и ассоциации общаться на эту тему. Большая проблема — низкое качество госуслуг. Получение льгот, субсидий, налоговых вычетов — невероятно сложные бюрократические процедуры. Объективной статистики по количеству предприятий, получивших льготы, нет, но, судя по тому, что мы слышим на конференциях, таких единицы… Ну, и конечно, серьезным препятствием является очень высокая стоимость заемных денег.

Было бы целесообразно шире освещать на различных мероприятиях, в СМИ, в том числе электронных, успешный опыт повышения энергоэффективности в российской промышленности. Это поможет в преодолении пассивности, страха, недоверия.

Ирина Задирако: В России появляются новые нормативно-правовые механизмы для повышения энергоэффективности в промышленности. Как Вы оцениваете их востребованность? Что предстоит сделать для расширения практики их применения?

Евгений Гашо: Аналитический центр имеет опыт перевода и адаптации европейского перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые представляют собой «технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения». Необходимость актуализировать справочник НДТ связана не только с потребностью обновления перечня. Важно, чтобы сам перечень технологий занимал не более половины справочника, а оставшуюся часть следует посвятить тому, что с перечнем делать: прописать инфраструктурные элементы, разработать руководство по обеспечивающим мероприятиям, которое показало бы, как воспользоваться процедурой внедрения НДТ и получить комплексную поддержку.

Если руководство по применению перечней не прописано в нормативных правовых документах, то мы получаем такие списки, как, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности». В результате перечень энергоэффективного оборудования есть, а как получить на это оборудование налоговые льготы детально не прописано. Проекты таких нормативных правовых актов появлялись в России многократно с 2011 года. Пора к этой работе привлечь представителей промышленных предприятий.

Настораживает недостаточно широкое и конструктивное участие в законотворческом процессе заинтересованных участников — представителей промышленных предприятий, профессиональных союзов и ассоциаций. И как следствие — некомплексный подход, недоучет интересов промышленных предприятий. Так, например, недавно внесенный в Государственную думу Российской Федерации законопроект «О промышленной политике» не содержит даже упоминаний о повышении энергоэффективности предприятий.

Ирина Задирако: Каковы же базовые принципы промышленной политики в сфере энергосбережения?

Евгений Гашо: Обозначить перечень приоритетов промышленной политики с учетом повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения как драйверов практической модернизации промышленности можно следующим образом.

Первое, что необходимо сделать, — это проведение промышленной переписи и энергетических обследований предприятий, создание баз данных, доступных профессиональному сообществу. Второе — интеграция программ модернизации, энерго- и ресурсосбережения промышленного предприятия. Третье — интеграция законодательства по промышленной политике, стратегическому планированию и энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Четвертое — отработка различных механизмов государственной поддержки. Пятое — определение наилучших доступных технологий, разработка стандартов. Шестое — создание руководства по подбору и реализации НДТ с учетом отраслевой и региональной специфики. Наконец, седьмое — мониторинг реализации, в том числе через все виды программ энергосбережения.

Отражать указанные приоритеты в законотворческом процессе мы считаем своей задачей.

Ирина Задирако: Вы являетесь одним из организаторов мероприятия «Иннопром», ежегодно проводимого в Екатеринбурге и ставшего уже признанной площадкой обсуждения проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в российской промышленности. Есть ли примеры, которые можно не просто отметить как успешные, но и сделать на их базе обучающие модули, полезные предприятиям, находящимся в начале пути энергосбережения?

Евгений Гашо: Уральский регион дважды в год, в апреле и в июле, принимает у себя представителей промышленных предприятий для обсуждения актуальных проблем энергосбережения. Представители промышленных предприятий готовы к активному участию в законотворческом процессе. Эти инициативы обязательно надо поднимать на федеральный уровень и использовать в рабочих группах по подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Ирина Задирако: Проект ЮНИДО в России по повышению энергоэффективности российской промышленности реализуется четвертый год. За это время накоплен значительный методический материал, созданы инструменты обучения, средства информационной поддержки и обеспечения внедрения систем энергоменеджмента на промышленных предприятиях. Все это может быть востребовано российской промышленностью. Какие Вы видите возможности для этого? Будет ли целесообразно объединить усилия ЮНИДО и Аналитического центра по доведению этой информации до промышленных предприятий?

Евгений Гашо: Да, можно предложить провести совместные мероприятия Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Центра ЮНИДО в России по обсуждению нынешнего статуса законопроектной деятельности в области энергоэффективности для промышленных предприятий, зарубежного опыта, в том числе содержащегося в материалах и проектах ЮНИДО, а также практического опыта энергосбережения российских промышленных предприятий. Такой обмен мнениями различных участников общего процесса развития российской промышленности будет полезен и востребован.

Таблица. Матрица ответственности участников процесса повышения энергетической эффективности в российской промышленности, сформулированная участниками «Иннопрома»

Со стороны предприятий:Данные. Развивать автоматизацию мониторинга потребления ТЭР (АСКУЭ, АСТУЭ), повышать требования к энергоаудиту и качеству энергопаспорта, развивать внутренние порталы и каталоги с кейсами и лучшими практиками, особенно в холдингах и объединениях.Планирование. Программа энергосбережения, экологическая программа, инвест. программа — должны слиться в единую программу модернизации производства, нацеленную на экономию ТЭР и средств на их оплату, снижение доли ТЭР в себестоимости, конкурентоспособность и снижение влияния на окружающую среду.Управление. Нужно понимание необходимости доведения системы энергоменеджмента (СЭнМ) к требованиям ИСО 50001. Организация отдельной службы по энергосбережению, выбрать показатели энергорезультативности и отслеживать их в динамике, создать систему мотивации, внутренние аудиты и т. п.Кадры. Видение перспективной потребности в кадрах, планы по их обучению и повышению квалификации, корпоративный заказ в вузы и корпоративные университеты, в т. ч. не свои.
Ком-поне-нты госу-дарст-вен-ной поли-тики:Сбор и агрегирование информации: создать устойчивый надежный базис для последующих работ.Разработка ГИС (цели, архитектура, участники и их взаимодействие, источники информации, последовательность наращивания функционала, права доступа), облачных баз данных, баз данных для бенчмаркинга по отраслям и технологиям. Сбор и обработка информации из экологических деклараций и отчетов. Государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на среду.Мониторинг программ (Минпромторг России, Минэнерго России, Минприроды России, МЭРТ), загрузка согласованной информации в ГИС, использование для планирования отраслевого и территориального.Мониторинг активности хозяйствующих субъектов в сфере внедрения принципов СЭнМ в соответствии с ИСО 50001 для целеполагания, методической работы, кадровой политики, «кнута» и «пряника».Инвентаризация потребностей в кадрах по отраслям. Объединение усилий вузов и корпоративных университетов.
Методическая работа: обучить и приучить (НДТ, LCA, СЭнМ, ГЧП и др.)Разработка стандартов и регламентов по автоматизации мониторинга, заливке в системы более высокого уровня. Разработка критериев отнесения к одной из 4 категорий в зависимости от влияния на окружающую среду (новый ФЗ по НДТ).Методики по разработке программ, шаблоны и типовые макеты, с учетом отраслевой специфики. Переход на планирование и расчеты мероприятий на протяжении всего жизненного цикла проекта, оборудования, объекта модернизации (LCA). Методики по переходу на НДТ.Методички, помогающие приложить принципы ИСО 50001 к конкретным отраслям.Разработка образовательных (бакалавриат, магистратура, повышение квалификации) программ и профессиональных стандартов.
Целеполагание и планирование На основе ТЭБ регионов, данных о нормах и факте энергопотребления по отраслям и технологиям — целеполагание, где что приоритетно развивать и кому к каким показателям стремиться. Планирование инвестиций (ГЧП). Разработка мер «кнута» и «пряника». Долгосрочные соглашения с отраслями, холдингами, крупными потребителями ТЭР. Формирование корпоративного и государственного заказов.
«Кнут», административные ограничения, технологические коридорыПрименение стандартов и регламентов по автоматизации мониторинга, заливке в системы более высокого уровня. Выдача комплексных экологических разрешений, установление технических и технологических нормативов (новый ФЗ).Требование об обязательности такой программы. Заключение добровольных долгосрочных соглашений с крупными предприятиями и холдингами с конкретными параметрами инвестиций в модернизации за период, снижения энергоемкости и выбросов в пересчете на СО2Требования по обязательности энергоаудита и требования к нему, переход по мере необходимости на IGA (инвестиционный энергоаудит).Требования по сертификации и наличию кадров определенной квалификации при допусках.
«Пряник» — экономическое стимулирование Обеспечить возможность реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации № 308. Субсидирование процентной ставки, повысить коэффициент ускоренной амортизации (сделать учет региона) для определенных проектов, госгарантии, снять это с регионального уровня, там нет денег.Национальная программа внедрения принципов ИСО 50001 для добровольцев из числа хозяйствующих субъектов по аналогии с американской SEP (Superior Energy Performance), стимулирование перехода на IGA (инвестиционный энергоаудит) для повышения привлекательности проектов для банков. 
Кадры (добор компетенций, обучение новым принципам и применению методик)Инвентаризация потребностей в кадрах по отраслям. Формирование корпоративного и государственного заказов. Объединение усилий вузов и корпоративных университетов. Разработка образовательных (бакалавриат, магистратура, повышение квалификации) программ и профессиональных стандартов.Обучение и пропаганда важности ЭЭ и экологической ответственности.Обучение и пропаганда по СЭнМ. Обучение энергетическому анализу хозяйственной деятельности (энергоанализ в терминологии ИСО 50001). 
Цели + (то, что может поставить только государство, но никогда не хозяйствующие субъекты)  EPCM, импортозамещение, локализация производств, приоритеты по отраслям, добор технологий и компетенций. 

Авторы

Гашо Е.Г.

Гашо Е.Г.

Эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации


Задирако И.Н.

Национальный эксперт ЮНИДО


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.