Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Модернизация производственных фондов предприятий: в поисках оптимального подхода

Альтернативная энергетика, био- и нанотехнологии, робототехника, системы, основанные на использовании технологий виртуальной реальности станут локомотивами экономики будущего. Чтобы вернуть России высокий статус в мире экономически и индустриально развитых стран, российским предприятиям необходимо уже сегодня приступать к модернизации производственных фондов, пополнению их наиболее современным и высокотехнологичным оборудованием.

Масштабы проблемы

Электрификация всей страны – один из первых модернизационных проектов СССР

Электрификация всей страны – один из первых модернизационных проектов СССР

В России массовое перевооружение производства осуществлялось во время индустриализации и в послевоенный период. Впоследствии новая техника устанавливалась преимущественно на новых предприятиях и на производствах оборонного комплекса, а старые предприятия практически не подвергались реконструкции и перевооружению. Без модернизации на большинстве из них сегодня невозможны ни выпуск конкурентоспособной продукции, ни увеличение производительности труда, ни сокращение издержек.

Потребность в полномасштабном обновлении технического парка производственных предприятий в России очевидна. Об этом говорят скупые на эмоции цифры статистики. Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) в 2009 году провел выборочное исследование одной тысячи крупных и средних промышленных предприятий. Оказалось, что у 55 % из них полностью выработавшие свой ресурс производственные фонды составляли более половины парка оборудования (в количественном выражении).

Свои неутешительные оценки по этому поводу дает и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (табл. 1, табл. 2). Наиболее близко к критическому состояние технической базы электроэнергетики: в 2010 году возраст 39 % ТЭС превысил 40 лет, а к 2020 му 57 % ныне действующих мощностей ТЭС выработают свой ресурс и будут выведены из эксплуатации. Срочного обновления требует производственное оборудование угольной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.

Таблица 1. Степень износа основных фондов в организациях по видам экономической деятельности1 (конец года; в процентах)

Отрасль20052006200720082009
Добыча полезных ископаемых51.751.050.045.645.9
Обрабатывающие производства44.143.141.741.041.1
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак35.936.836.337.140.6
текстильное и швейное производство47.842.542.140.241.8
производствр кокса и нефтепродуктов36.938.039.240.839.9
химическое производсво50.546.943.742.942.8
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий45.041.740.840.238.2
производство машин и оборудования46.944.941.842.342.9
производство транспортных средств и оборудования51.953.652.151.550.3
прочие производства34.736.436.135.437.3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды48.643.945.540.141.7
1По коммерческим организациям (кроме субъектов малого предпринимательства). Источник: Спрвочник „Промышленность России. 2010“. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
Техногенные катастрофы часто происходят вследствие изношенности основных фондов предприятий. В России из 60 тыс. существующих гидросооружений 6 тыс. работают свыше ста лет, а 400 находятся в аварийном состоянии

Техногенные катастрофы часто происходят вследствие изношенности основных фондов предприятий. В России из 60 тыс. существующих гидросооружений 6 тыс. работают свыше ста лет, а 400 находятся в аварийном состоянии

Для модернизации предприятий необходимо новое оборудование, но сегодня в стране, судя по всему, недостаточно технических ресурсов для ее создания. Позиции России в машиностроении и станкостроении уже не те, что были два-три десятилетия назад. В 2008 году все российские производители выпустили менее 10 тыс. единиц оборудования (для сравнения: в 1990 году в СССР было произведено 101,5 тыс. единиц техники).

Ситуация с обновлением производственных фондов усугубилась вследствие кризиса 2008–2010 гг., из-за которого были приостановлены или полностью свернуты инвестиционные программы многих промышленных предприятий. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2005–2008 гг. показывал прирост. В 2009 м он снизился по сравнению с предыдущим годом в добывающей промышленности на 14 %, а в обрабатывающей — на 20 %. Своеобразными «рекордсменами» падения инвестиций стали деревообработка, целлюлозно-бумажная и обувная промышленность, где вложения в основной капитал сократились на 47, 40 и 36 % соответственно.

По оценке Минэкономразвития России, в целом инвестиционные потребности отечественной экономики до 2025 года составят 2,5 трлн долларов. По оценкам независимых экспертов, не менее пятой части от этой суммы должно пойти на мероприятия по обновлению основных и производственных фондов.

Для модернизации производственных фондов российским предприятиям, очевидно, придется мобилизовать все доступные им ресурсы (как внутренние, так и привлеченные из внешней среды). При этом многие предприятия смогут рассчитывать на всестороннюю поддержку со стороны государства. Роль государства как основного агента модернизации характерна для всех модернизационных стратегий конца XIX и всего XX века. Правительства разных стран, в том числе и российское, используют целый набор экономических механизмов для поддержки модернизации производственных фондов предприятий: субсидирование и прямое финансирование проектов, предоставление государственных гарантий по кредитам, налоговые преференции и поддержка на законодательном уровне. Ну а на межгосударственном уровне помощь модернизируемым предприятиям оказывает ООН.

Модернизация за казенный счет

Стан «5000» на Магнитогорском металлургическом комбинате позволит обеспечивать заготовками производителей труб большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Сумма инвестиций в проект составила около 40 млрд руб.

Стан «5000» на Магнитогорском металлургическом комбинате позволит обеспечивать заготовками производителей труб большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Сумма инвестиций в проект составила около 40 млрд руб.

Во всем мире применяется практика субсидирования покупателей производственного оборудования. Заключается она в выделении таким покупателям на безвозмездной основе ассигнований из федерального, региональных или местных бюджетов. Программы модернизации производств в странах Юго-Восточной Азии, осуществленные в 1970–1980 гг., базировались в основном на мерах государственной поддержки. В их числе выделение безвозмездных субсидий на приобретение нового оборудования в Китае, адресная поддержка финансово промышленных конгломератов (чеболей) в Южной Корее, продажа японским предприятиям валюты для закупки за рубежом оборудования и технологий по специальному курсу и т. п.

В России субсидии сегодня охотно выдают малым и средним предприятиям. Например, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы предоставляет субсидии, составляющие от 25 до 50 % капитальных расходов на реализацию инновационных проектов (в том числе на приобретение оборудования). В денежном выражении минимальный размер такой субсидии составляет 2,5 млн рублей.

Крупным государственным и коммерческим предприятиям со значительной долей в капитале государственного участия субсидии выделяются в том случае, если предприятия эти имеют значительный потенциал для роста. Так, 75 млрд рублей Правительство РФ выделило АвтоВАЗу (29 тыс. рублей в пересчете на каждого сотрудника). В рамках Государственной программы технической и технологической модернизации сельского хозяйства на 2008–2012 гг. используется субсидирование покупателей сельхозтехники в сумме 15–20 % от объема инвестиций.

Во многих российских регионах применяется субсидирование процентных ставок кредитов. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства Ростовской области могут воспользоваться такой формой государственной поддержки на пополнение оборотных средств в случае расширения производства и реализации инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются в соответствии с Постановлением администрации Ростовской области от 11.04.2005 № 116 «О субсидировании процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства» из средств областного бюджета.

Таблица 2. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме основных фондов организаций по видам экономической деятельности1 (на конец года; по полной учетной стоимости; в процентах)

Отрасль20052006200720082009
Добыча полезных ископаемых21.921.520.820.419.5
Обрабатывающие производства17.015.313.713.212.8
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак7.66.95.86.37.3
текстильное и швейное производство19.014.010.79.69.8
производствр кокса и нефтепродуктов13.612.612.312.412.9
химическое производсво23.219.917.716.315.4
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий15.512.911.612.611.9
производство машин и оборудования19.317.815.215.013.6
производство транспортных средств и оборудования28.227.425.725.024.0
прочие производства8.57.87.76.87.0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды15.313.414.912.713.9
1По коммерческим организациям (кроме субъектов малого предпринимательства). Источник: Справочник „Промышленность России. 2010“. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

К сожалению, говорить о высокой эффективности субсидирования как метода поддержки модернизируемых предприятий в РФ приходится с осторожностью. За долгие годы руководители большинства советских заводов и фабрик привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, полученные средства не возвращаются, а их расходование плохо контролируется…

Техника на выгодных условиях

Энергетическая отрасль остро нуждается в масштабных инвестициях. Только ОАО «Газпром» - новый собственник ОГК-6 – в настоящее время выполняет 4 крупных инвестпроекта

Энергетическая отрасль остро нуждается в масштабных инвестициях. Только ОАО «Газпром» — новый собственник ОГК-6 – в настоящее время выполняет 4 крупных инвестпроекта

Часто государство берет на себя обязательство компенсировать часть стоимости оборудования его приобретателю при покупке новой техники для основных фондов. Подобные подарки возможны в рамках государственной поддержки тех или иных программ развития отраслей и отдельных предприятий. Интересен опыт Франции, где предпринимателям возмещается 80 % инвестиций, сделанных в установки солнечной теплоэнергетики, что способствует распространению возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Предприятиям бывает выгодно сдавать государству устаревшее оборудование под гособязательства оплаты части стоимости нового оборудования для основных фондов (трейд-ин). Например, в Иране программа стимулирования замены старых автомобилей нацелена только на сегмент коммерческого транспорта. Правительство выделило около 30 млн долларов в национальной валюте для замены 1,5 тыс. автобусов и 2,5 тыс. микроавтобусов, средний срок эксплуатации которых превышает 18 лет.

Наконец, получить технику модернизируемое предприятие может и не приобретая ее в собственность. Лизинговые операции приравниваются к кредитным, однако после окончания срока лизинга (аренды) объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если только договором не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача его в собственность лизингополучателя).

В 2010 году Россия выделила 1,235 млрд руб. на поддержку лизинга оборудования в 49 регионах. Господдержка была оказана, в частности, приобретателям отечественного производственного оборудования — им компенсировалась часть затрат на уплату лизинговых платежей. Почти половина новых сделок на рынке лизинга (46,7 %) по итогам трех кварталов 2010 года пришлась на связанные с государством лизинговые компании.

По спирали интенсивного развития

Экономисты утверждают, что использование морально устаревшей, хотя физически еще не изношенной, техники приводит к относительному увеличению затрат на производство, сдерживает совершенствование технологических процессов. Предприятие вынуждено решать, что для него лучше: нести потери от досрочной замены устаревшего оборудования и получить экономию от внедрения более прогрессивной технологии или же эксплуатировать морально устаревшую технику до полного списания ее стоимости, но при этом терять возможность роста эффективности производства в перспективе.

Обычно сопоставления свидетельствуют в пользу досрочной замены машин.

Это подтверждается и конкретными примерами. Так, ПО «БелАЗ» в 1996 г. приняло стратегическое решение о начале сплошной модернизации производства с созданием единой сети, объединяющей все станки с числовым программным управлением. Для проведения техперевооружения привлечены были кредитные ресурсы (только закупка станков обошлась заводу в 119 млн долларов) под гарантии Национального банка Чехии.

Проект был завершен в 2002 г. (и принес свои плоды: существенно увеличились номенклатура и объем производства техники). Но сегодня БелАЗ вступил в активную фазу нового техперевооружения, которая рассчитана на 2008–2012 гг. На заводе уверены, что уровень производимого в мире оборудования за последние годы вырос, и чтобы продолжать выпускать конкурентоспособную продукцию, нужно снова обновлять парк производственного оборудования.

Понимая, что процесс обновления техники должен быть постоянным, оргструктуру завода дополнили подразделением, отвечающим за техперевооружение на всех его стадиях. В него вошли наладчики, программисты, создающие управленческие программы, специалисты, занимающиеся внедрением нового оборудования. Свои подразделения, специализирующиеся на техперевооружении, были выделены также в группах механиков и электриков.

Под честное государственное…

Государственной программой технической и технологической модернизации сельского хозяйства на 2008-2012 гг.

Государственной программой технической и технологической модернизации сельского хозяйства на 2008-2012 гг. запланировано обновление имеющегося (на 2006 г.) перка тракторов на 40, зерно- и кормоуборочных комбайнов на 50 и 55% соответственно

Теоретики утверждают, что получение банковского кредита на модернизацию производственных фондов в принципе не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала. Объемы привлекаемых финансовых средств могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита могут быть сделаны в кратчайшие сроки и т. п. Проблема же заключается в том, как на практике убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.

Государство и здесь приходит на помощь модернизируемым предприятиям, предлагая программы госгарантий по кредитам при покупке техники. В рамках программы государственных гарантий по кредитам предприятий, проведенной Министерством регионального развития РФ, в 2009 году было выделено 300 млрд рублей.

Программы госгарантий по кредитам широко распространены и за рубежом. Например, Управление малого бизнеса США (U. S. Small Business Administration) в рамках программ поддержки и защиты интересов субъектов малого предпринимательства предоставляет гарантии банкам в пределах 40 % от суммы займа при расширении и модернизации уже действующих предприятий. Объем программ Small Business Innovation Research Program и Small Business Technology Transfer Program в США в начале 2000-х гг. составлял около 2 млрд. долларов.

Налоговые преференции

На Белорусском автомобильном заводе  начинают новую программу модернизации

На Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ) начинают новую программу модернизации

Другой метод поддержки модернизируемых предприятий — налоговые преференции. Потенциал снижения налогов в большинстве стран, преодолевших кризис, сегодня невелик, однако все понимают, что без налоговых льгот обновить оборудование многим компаниям вряд ли удастся. Поэтому такими льготами поддерживаются те виды деятельности, которые должны обеспечить на предприятиях модернизацию и инновационный процесс.

На Украине предприятия могут получить трехлетний кредит по уплате налога на прибыль при реализации инвестиционно-инновационных проектов, а также снижение ставки налога с 25 до 20 % в случае направления прибыли на покупку оборудования.

В России применяется инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он является формой отсрочки уплаты налога на прибыль сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. ИНК предоставляется предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов на сумму, составляющую не более 30 % стоимости приобретенного оборудования.

Правительства разных стран принимают целый ряд мер для регулирования амортизационных отчислений предприятий — одного из базовых механизмов воспроизводства основных средств. В ряде стран с высоким уровнем инфляции он недостаточно эффективен. Как показали расчеты специалистов Национального института экономики, если инфляция составляет 2 %, а депозитная ставка — 6 % годовых, создаются предпосылки введения процесса воспроизводства активной части основных фондов в нормативный режим самофинансирования.

Благодаря стимулирующим мерам со стороны государства ежегодные темпы роста мощностей энергетических установок на возобновляемых источниках энергии в Европе составляют 60%

Благодаря стимулирующим мерам со стороны государства ежегодные темпы роста мощностей энергетических установок на возобновляемых источниках энергии в Европе составляют 60%

Программа восстановления экономики США предполагает расширение механизма ускоренной амортизации. Оборудование стоимостью до 250 тыс. долларов может быть амортизировано на полную стоимость в первый год после приобретения. Из стоимости более дорогого оборудования сразу вычитаются 250 тыс. долларов, а на оставшуюся часть стоимости коэффициент амортизации в первый год составляет 50 %. Далее остаточная стоимость оборудования амортизируется по стандартной схеме в течение 7 лет.

Минфин России также относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации к мерам инновационной поддержки. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не пообъектно, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению.

В перспективе в России должен уменьшиться также перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте оборудования. В течение трех лет с начала эксплуатации будет освобождена от обложения налогом на имущество энергоэффективная техника. Планируется запуск пилотного проекта по налоговому администрированию инновационных компаний, призванного создать для них особо дружелюбный налоговый режим. Этот опыт впоследствии будет распространен и на другие сферы экономики.

Закон суров, но это закон!

Любое государство проводит более или менее жесткую политику протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются весьма эффективными средствами защиты отечественных производителей, в особенности тех из них, кто находится на стадии модернизации производственных мощностей.

Характерный пример — повышение импортных пошлин на продукцию зарубежных предприятий, конкурирующих с отечественными. Таким способом государство обычно поддерживает крупнейших национальных производителей. Например, Украина в прошлом году повысила пошлины на импорт нефтепродуктов. Правительство страны тем самым стремилось создать (и, по мнению ряда экспертов, успешно создало) условия для модернизации украинских нефтеперерабатывающих заводов, осваивающих выпуск востребованного рынками топлива стандартов Евро 4 и Евро 5.

В России меры прямого ограничения импорта могут вводиться Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений». Однако все ввозимые товары должны соответствовать техническим, санитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в России. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

Во имя природы

Эффективная поддержка предприятиям, обновляющим производственные фонды, может быть оказана и на межгосударственном уровне. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата создал общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами. Сотням экологически неблагополучных предприятий в развивающихся странах этот документ предоставил возможность существенно снизить затраты на обновление производственной техники и получить в свое распоряжение наиболее современные технологии. Новое оборудование, технологии или деньги на модернизацию предприятия получают от инвесторов, заинтересованных в приобретении квот, в результате реализации так называемых проектов совместного осуществления.

Проекты совместного осуществления подготавливаются модернизируемыми предприятиями и верифицируются по утвержденной программе. Они должны отвечать трем критериям:

  • энергетическая и экологическая эффективность;
  • технический и финансовый потенциал;
  • экономический и социальный эффект.

В мире сегодня подготовлено и реализуется более четырех тысяч проектов совместного осуществления. Активно подключились к процессу Индия, Китай, Бразилия, государства Евросоюза и другие страны, в том числе члены СНГ.

Предприятия Украины, например, успешно стали использовать возможности обновления производственного парка техники за счет продажи квот еще до начала первой фазы реализации положений Киотского протокола (2008–2012 гг.). Донецкое областное коммунальное предприятие «Донецктеплокоммунэнерго» разработало проект совместного осуществления, предполагающий сокращение выбросов парниковых газов на 650 тыс. тонн. Часть этого проекта финансировалась за счет собственных средств предприятия и привлеченных инвестиций, а часть — за счет покупателя квот из Литвы, предоставившего итальянские газовые горелки для модернизации котельных «Донецктеплокоммунэнерго».

Уже несколько десятков украинских предприятий может похвастаться реализованными проектами совместного осуществления, а украинские единицы сокращения выбросов (ЕСВ) котируются на рынке как товар с достаточно высокой степенью ликвидности.

Соглашение с Чикагской климатической биржей по торговле квотами на выброс парниковых газов планировал подписать Казахстан. Проекты совместного осуществления в области энергоэффективности готовят белорусские специалисты. Киотский протокол поддерживает и Россия, имеющая большие излишки по квотам, которые она может обменять на новую технику для обновления производственных мощностей предприятий. Принят Федеральный Закон от 4.11.2004 № 128 ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», выпущены Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 215 р, Комплексный план действий по реализации в Российской Федерации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и ряд других документов.

Программа модернизации производственных предприятий России потребует закупки новой техники, большая часть которой будет импортирована

Программа модернизации производственных предприятий России потребует закупки новой техники, большая часть которой будет импортирована

Впрочем, реальные действия по реализации положений Киотского протокола в России стали возможны совсем недавно, когда Правительство РФ возложило на Сбербанк полномочия оператора углеродных единиц по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов. Это предусматривается постановлением от 28 октября № 843 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

Механизмы торговли сокращениями выбросов углекислого газа в атмосферу впервые заработали в России лишь 20 декабря 2010 года — об этом свидетельствует «Российский реестр углеродных единиц». Тогда впервые были переведены за пределы РФ 4,2 млн. тонн единиц сокращения выбросов, ставшие результатом утилизации хладона 23 в ООО «Завод полимеров КЧХК» и ОАО «Галоген», находящихся под управлением ОАО «ГалоПолимер». Всего же государство выделило Сбербанку 30 млн. тонн ЕСВ — для осуществления сделок по пятнадцати проектам совместного осуществления, победившим в первом конкурсе Сбербанка и Минэкономики. Для справки: общий размер квоты РФ на выброс парниковых газов в период с 2008 по 2012 г. составляет 16 617 095 319 тонн.

Конечно, не следует ожидать, что выход российских предприятий на рынок торговли квотами будет беспроблемным. Для реализации проекта совместного осуществления модернизируемые предприятия должны провести верификацию проекта (у специализированного агентства национального или международного уровня). А это требует весьма существенных — до сотен тысяч долларов — финансовых вложений и опыта. По оценкам экспертов, российские компании, нуждающиеся в модернизации (в том числе за счет иностранных инвесторов), скорее всего, будут ориентироваться на крупные сделки (в пределах 1–5 млн. тонн), продавая ЕСВ по 10–13 евро/т (разброс цен на ЕСВ в мире составляет 8,5–15,5 евро/т) в обмен на оборудование стоимостью до 500 млн. долларов.

Комплексное решение

Очевидно, что при обновлении производственных фондов российским предприятиям кроме поисков источников финансирования и техподдержки приходится решать и другие проблемы. На рынке труда не хватает грамотных управленцев и специалистов, способных правильно эксплуатировать современное высокотехнологичное оборудование. Назрела потребность в создании эффективной системы подготовки технического персонала, включающей не только качественное обучение рабочим специальностям, но и учитывающей текущую и потенциальную потребность в кадрах в каждой отрасли.

В отсутствие передовых технологий покупка новой техники (даже если у предприятия вдруг находятся необходимые деньги) вполне может оказаться неэффективной растратой вложенных средств. Требуются решение инфраструктурных проблем, налаживание взаимовыгодного информационного обмена между российскими и зарубежными предприятиями.

К сожалению, в сложившихся условиях государство вряд ли способно оперативно реанимировать или перенастроить систему подготовки специалистов. А значит, достаточное количество профессионалов нужной квалификации появится на рынке труда не скоро. Поставка же готовой рабочей силы из-за рубежа может оказаться весьма дорогостоящей и вряд ли в полной мере удовлетворит потребности российского рынка. Еще более затратным может стать технологическое перевооружение промышленности без четко выверенных государственных ориентиров…

Попытки (и порой весьма успешные) найти комплексное решение обозначенных проблем для того или иного предприятия осуществляются сегодня в русле программ технического содействия, проводимых в России специализированными международными организациями. В их числе отметим Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), имеющую огромный международный опыт в области технического содействия и реализации инвестиционных проектов.

Программы ЮНИДО работают в ряде регионов России, включая Санкт-Петербург, Московскую, Самарскую, Тверскую и Тамбовскую области, а также Республики Татарстан и Башкортостан. Цель реализуемых проектов — помочь отдельным предприятиям найти инвесторов, повысить управляемость бизнесом и выпускать конкурентоспособную продукцию. ЮНИДО реализует мероприятия по информированию предприятий, укреплению их кадрового потенциала, поддержке международного обмена профессиональными знаниями между предприятиями.

Один из крупных проектов ЮНИДО, запущенный в Самарской области, направлен на повышение конкурентоспособности региональных производителей автомобильных компонентов. Реализация проекта должна способствовать преодолению ряда экономических ограничений, связанных с небольшими объемами производств на малых предприятиях. Для этого специалисты ЮНИДО проводят программы обследования предприятий, разрабатывают для них конкретные рекомендации, обеспечивают обучение персонала всех уровней с привлечением международных и национальных экспертов. Работа строится на основе методик, успешно применявшихся ЮНИДО в таких странах как Сербия, Турция, Индия, ЮАР, Бразилия. Планируется также изучение опыта европейских производителей автокомпонентов на примере наиболее успешных производств.

В программу повышения эффективности производства включено 31 предприятие Самарской области, задействовано 5 национальных и 8 международных экспертов. На предприятиях — участниках программы предполагается внедрить методы и инструменты «Бережливого производства», провести обучение руководителей и специалистов по темам «Процесс постоянных улучшений», «Стандартизация», 5S, KAIZEN, «Базовые методы управления качеством в автомобильной промышленности (APQP, ANPQP)», RFQ.

Статью подготовили Алексей Шишков, Владислав Балашов

Авторы

Владислав Балашов

Владислав Балашов

Генеральный директор агентства технической информации «Творческая мастерская Владислава Балашова»



Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.