Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Т. С. Кипчатова, руководитель корпоративных отношений IBM в России и СНГ: «Корпоративное волонтерство развивает будущих бизнес-лидеров»

ХХI век ставит перед бизнесом новые вызовы. Один из них — растущие стандарты корпоративной социальной ответственности и необходимость интеграции КСО в структуру бизнеса. О превращении социальной ответственности в «точку роста» для бизнеса мы решили поговорить с Татьяной Кипчатовой, руководителем корпоративных отношений IBM в России и СНГ. Татьяна — автор ряда публикаций об адаптации для России зарубежных общественных практик и технологий социального инвестирования, участник международных исследовательских программ и программ развития лидерства: Public Policy Analysis, CEU International Public Policy Center, Budapest (2001–2002); Synergos Institute» Global Philanthropy & Foundation Building program, USA (2003–2005); IBM Leadership Development Program (2008–2010).

Корпоративное волонтерство развивает будущих бизнес-лидеров

— Корпоративное волонтерство — одна из новых для России составляющих корпоративной социальной ответственности. Расскажите о корпоративном волонтерстве. Как это реализовано в IBM? Сотрудники привлекаются на определенный срок или подобные проекты выполняются в рамках более крупных инициатив?

— Одной из главных задач корпоративного волонтерства в IBM является создание особой среды для развития личной инициативы, лидерства сотрудников, то, что на Западе оформлено в понятии «community» («сообщество», «общность» — англ.) — сообществ, которые занимаются вопросами, связанными со своей средой проживания.

Наша компания активно поддерживает и поощряет волонтерство сотрудников. Фактически каждый третий сотрудник IBM — волонтер. Для поддержки волонтерства разработан и постоянно обновляется специальный интранет-ресурс — On Demand Community. On Demand Community — это инструмент, содержащий более двухсот презентаций, руководств, брошюр и видеоматериалов, которые рекомендуются к использованию при работе с некоммерческими организациями (НКО) и школами. Так, волонтеры, собирающиеся уделить свое время подросткам, найдут здесь презентации о безопасности в Интернете, идеи для инженерных экспериментов TryScience, материалы о выборе инженерных профессий. Волонтеры, собирающиеся оказать содействие НКО, найдут рекомендации по технологическому планированию и управлению проектами для НКО, рекомендации для НКО по переходу на СПО, маркетинговые стратегии.

— Почему для IBM так важно, чтобы ее сотрудники вовлекались в волонтерскую деятельность?

— Волонтерство — очень важный аспект развития общества, в современном мире очень важно уметь сочувствовать чужому горю, помогать. С другой стороны, в своих социальных проектах бизнес преследует собственные цели. Так и должно быть, на мой взгляд, ведь быть бизнес-лидером в своей области и не знать, какие социальные, экологические и прочие проблемы имеются в обществе, — значит, терять половину своей компетентности. Поэтому компания IBM рассматривает волонтерство как движение по развитию лидерства. Во-первых, в таких проектах очень ярко проявляются личные качества, в том числе и деловые, лидерские. Мы поощряем организаторские способности наших сотрудников в таких проектах. Кроме того, для них это совершенно новая среда, и им приходится приспосабливаться к работе в новых условиях, что также выявляет наиболее талантливых и инициативных сотрудников. Миссию волонтерских инициатив мы видим прежде всего в поддержке распространения информации, кроме того, оказываем определенные консалтинговые услуги, помогаем в разработке бизнес-планов по развитию того или иного проекта.

В этом году стартовала специальная инициатива в честь 100-летнего юбилея IBM — Сelebration of Service, этим масштабным волонтерским движением компания отмечает юбилей по всему миру. Данная инициатива дала возможность многим людям, работающим в бизнес-среде, узнать, что такое некоммерческие организации. В рамках инициативы в течение года сотрудники обязаны принять участие в волонтерских проектах. Бизнес получает большую отдачу — расширяется круг бизнес-связей сотрудников, они получают новый социальный опыт.

В России проекты НКО были представлены на проходившем в Москве 7–8 апреля 2011 года Сервисном форуме IBM. Каждая из его сессий была посвящена отдельному проекту. Сотрудники IBM могли зарегистрироваться на одну или несколько сессий и выбрать проект, в котором они будут участвовать в качестве волонтеров. На форуме было организовано «голосование» жетонами. По результатам голосования все организации получили небольшие гранты от IBM.

В рамках Celebration of Service компания выделила отдельный грантовый фонд, который направляется на поддержку наиболее успешных проектов.

— Одной из недавно прозвучавших в России социальных инициатив компании стал сервисный корпус IBM — Corporate Service Corps. Каким образом происходит вовлечение сотрудников в работу над этим проектом?

Корпоративное волонтерство развивает будущих бизнес-лидеров

— Это специальная программа, в которую наша компания вкладывает немалые средства, но и отдача получается значительной. В ее рамках сотрудники IBM объединяются в небольшие проектные команды и направляются в страны с развивающимися экономиками, чтобы оказать помощь организациям некоммерческого и государственного сектора. Данные организации получают помощь на безвозмездной основе.

Программа фактически была разработана по образцу Корпуса мира (Peace Corps — USAD) — американского агентства по международному развитию. IBM первой сделала подобную программу в рамках одной компании. Идея состоит в том, что специалисты из корпоративного сектора проводят значительную часть времени, вовлекаясь в общественные проекты, при этом компания сохраняет за сотрудником все его привилегии и засчитывает данную работу как основную. Такие затраты оправданны, поскольку люди возвращаются с опытом деятельности в совершенно иной среде, со свежим взглядом и новыми идеями по улучшению бизнеса. Кроме того, волонтерские программы выполняются как в больших, так и в малых международных командах, и этот опыт является уникальным с точки зрения межкультурных коммуникаций и личностного роста.

— Какие услуги IBM оказывает в рамках таких проектов?

IBM в России и СНГ принимает участие в этом проекте сразу в двух направлениях. С одной стороны, сотрудники IBM в России и странах СНГ сами становятся участниками Сервисного корпуса и работают над различными проектами в других странах мира, а с другой — российские организации являются получателями услуг Сервисного корпуса. Уже состоялось три визита — в Казань, Сочи и Алматы. Готовится визит в Ростов-на-Дону. Команды сотрудников IBM оказывают услуги pro bono (на общественных началах). Это эксперты с большим опытом работы в области маркетинга, технические специалисты, инженеры, специалисты в области бизнес-консалтинга, и все они приезжают специально, чтобы заниматься решением задач, которые ставят перед собой правительство или федеральные органы самоуправления конкретной области, региона.

— Какие задачи приходится решать?

— В Казани нам предложили сотрудничать с двумя крупными учреждениями: Национальным музеем Республики Татарстан и федеральным Приволжским университетом (бывшим Казанским государственным университетом). Одной из важных задач, стоящих перед музеем, было расширение аудитории. Сотрудники Сервисного корпуса предложили интегрированную маркетинговую стратегию, включающую методику работы в современной бизнес-среде. Этот проект получил высокую оценку со стороны руководства и сотрудников музея. В рамках проекта было предложено сосредоточиться на двух новых аудиториях — студентах и иностранных туристах, которые все чаще посещают столицу Татарстана. По предварительным оценкам, реализация разработанной программы позволит увеличить посещаемость музея с 250 до 650 тыс. человек в год.

Корпоративное волонтерство развивает будущих бизнес-лидеров

— Проходили ли сотрудники музея специальное обучение в рамках проекта?

— Да, безусловно. Прежде всего спецкурсы по маркетингу и коммуникациям. Специалисты Сервисного корпуса подготовили большую презентацию, которая была представлена на заключительной встрече всех сотрудников музея и суммировала наработки по всем задачам, поставленным администрацией и сотрудниками музея. Были сформулированы миссия музея, брендовая политика и пошаговая стратегия маркетинга и предложена идея выявления потребностей и интересов посетителей музея.

— Смогут ли дальше администрация и сотрудники музея использовать предложенные Вами стратегии?

— Да, поскольку мы передали все методические материалы, подробные рекомендации. Также они всегда могут получить консультацию у наших специалистов.

Правительство планирует вложить значительные средства в проект по развитию Национального музея Татарстана, в том числе с учетом разработанных нами рекомендаций.

Высокую оценку организаций получили и проекты, реализованные в рамках визита Сервисного корпуса в Сочи. Так, в рамках проекта для Зимнего театра Сочи была разработана методика решения проблем неравномерного (сезонного) наполнения залов. Команда IBM предоставила ряд рекомендаций, в том числе по распространению билетов онлайн. В Департаменте образования Сочи был выполнен проект по созданию системы оценки образовательных учреждений, который был высоко оценен руководством.

— Одним из самых известных проектов IBM в России является Виртуальный Эрмитаж. Какова история этого проекта?

— Это огромная работа, которая была начата в 1997 году и продолжается по сей день. Виртуальный Эрмитаж — один из знаковых проектов IBM не только в России, но и во всем мире. Это полностью благотворительная программа, которая начиналась с создания специалистами IBM студии цифровых изображений. В период работы над этим проектом было разработано много новых технологий в области защиты прав интеллектуальной собственности. По технологии водяных знаков было защищено несколько патентов, несколько — в области сканирования объемных предметов. Также за это время сотрудники музея прошли специальное обучение работе с новыми технологиями.

Благодаря партнерству с IBM музей сформировал цифровую коллекцию, с которой можно познакомиться из любой точки мира. Проект стал возможным благодаря технологическому гранту IBM в 2 миллиона долларов.

На данный момент отсканировано более 15 000 объектов. Был создан сайт, где хранится эта цифровая коллекция, кроме того, с 2003 года на сайте работает электронный магазин, где можно купить цифровые реплики произведений искусства. Интересно отметить, что, по статистике, до 90 % посетителей сайта приходят из англоязычных стран и лишь 10 % — из России и СНГ.

Был создан информационно-образовательный центр, который находится в Галерее Растрелли. На самом сайте был создан образовательный проект «Виртуальная академия», в рамках этого проекта можно пройти обучение и тестирование по одной из выбранных тем по истории искусства и смежным областям. Также IBM создала специализированные информационные киоски, которые получили распространение более чем в 60 странах.

Наш сайт был признан одним из лучших музейных сайтов в мире на тот момент и до сих пор держит свою марку, его посещаемость — более 2,5 миллиона человек в год.

Информационный киоск IBM в Эрмитаже

Информационный киоск IBM в Эрмитаже
(источник: сайт IBM)

— Какое место в структуре социальной ответственности IBM занимают экологические и гуманитарные проекты?

— Корпоративная политика IBM в области охраны окружающей среды была опубликована в 1971 г. IBM также стала первой международной компанией, получившей единую всемирную регистрацию согласно стандарту системы управления состоянием окружающей среды ISO 14001. Регистрация охватывает операции IBM по разработке, проектированию и производству ИТ-продуктов во всем мире.

Одной из глобальных инициатив компании является программа World Community Grid, которая состоит из двух компонентов. Первый направлен на использование на добровольной основе мощностей персональных компьютеров, которых сейчас к системе подключено уже более 1,8 млн, а с другой стороны, это плотное сотрудничество с научным сообществом, для того чтобы выявить наиболее актуальные научные и гуманитарные проблемы нашего века и заняться их решением. В области гуманитарных задач особое место занимают вопросы здравоохранения — поиск лекарств, анализ и моделирование структуры ДНК и другие. В области экологии также есть ряд важных задач, среди которых, например, моделирование стихийных бедствий.

Благодарим Татьяну Станиславовну за предоставленные материалы.
Интервью подготовила А. Г. Ананьева, эксперт ЮНИДО

Авторы

Ананьева А.Г.

Ананьева А.Г.

Национальный эксперт Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации


Кипчатова Т.С.

Руководитель корпоративных отношений IBM в России и СНГ


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.