Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Внимание, подрыв! …или кое-что из жизни старых покрышек

Внимание, подрыв! …или кое-что из жизни старых покрышек

Это примерно одна тысяча тонн шин. Всего в переработке нуждается около миллиона тонн покрышек в год

Это примерно одна тысяча тонн шин. Всего в переработке нуждается около миллиона тонн покрышек в год

Человек не в состоянии представить себе, сколько это — миллион тонн. Адекватное восприятие такой массы невозможно до тех пор, пока ее не с чем сравнить. «Миллион тонн использованных покрышек в год» представить еще сложнее, ведь обычному человеку вряд ли случится увидеть покрышек больше, чем складировано на рядовом пункте шиномонтажа. Между тем специалисты утверждают, что в этом году у нас в стране будет выброшено около 1,2 миллиона тонн покрышек. Большая их часть, увы, останется в земле навечно или вылетит в атмосферу в виде токсичного дыма.

На площадке завода по переработке покрышек в городе Радужный собрано всего 10 000 тонн лысой резины. Чтобы оценить ежегодный объем, попробуйте представить себе площадку в сто раз больше той, что на снимке. Фотография слабо передает масштаб, но поверьте, видевшие это своими глазами и осознавшие масштабы бедствия начинают по-настоящему испытывать страх и за атмосферу, и за Землю. Сто футбольных полей, покрытых шинами в несколько рядов. Кто знает, сколько таких полей мы уже закопали и сожгли за годы ускоренной автомобилизации страны…

Автоматизация: от традиционной для опасных производств до современной

Автоматизация: от традиционной для опасных производств до современной

В наше время есть два подхода к утилизации старых шин (не считая, конечно, привычного для нас захоронения). Первый предполагает разделение и измельчение компонентов покрышки, затем дальнейшее их использование: металлический лом — в переплавку, резиновую крошку — в асфальт или в покрытия для спортплощадок, текстильный корд — куда получится. Второй подход: получение топлива с помощью пиролиза, то есть разложения резины без доступа кислорода. На первый взгляд: второй подход эффективнее — идет же вся Европа по пути максимального использования биотоплива. Чем это топливо хуже? Но это только на первый взгляд. На практике же пиролиз дорог и малоэффективен, к тому же в результате получается топливо весьма сомнительного качества с большим содержанием примесей, сжигание которого само по себе вредит окружающей среде. Так что, несмотря на повсеместную интернет-рекламу установок пиролиза для переработки покрышек, эффективно и стабильно работающих предприятий такого типа нет. Многие пробуют, но после первого же года работы теряют интерес — слишком невыгодно.

Иное дело — производство резиновой крошки и металлического лома. В стране, где бедственное состояние дорог вошло в поговорку, такая крошка должна быть предметом первой необходимости. Причины того, что резиновую крошку не закупают производители асфальта по всей стране, не имеют отношения к технологиям, поэтому обсуждать их мы не станем, лишь констатируем факт — подвижки есть и тут: сейчас расположенный рядом с Радужным асфальтобитумный завод как раз налаживает с соседями первые рабочие контакты. Наш интерес в другом: познакомиться с технологиями переработки на практике.

Завод в закрытом городе Радужный Владимирской области — одно из немногих в нашей стране предприятий, осуществляющих сбор и переработку использованной автомобильной резины, и единственное предприятие, где используется уникальная технология разрушения шин. Превратить старую покрышку в нечто полезное — совсем не просто. Ее можно измельчить механическим путем, но это неэффективно ни с коммерческой, ни с энергетической точки зрения: ножи для измельчения — дорогой расходный материал, к тому же на переработку тонны резины уходит 800–1000 кВт электроэнергии. Иное дело — технология мастеров из Радужного. Они используют преимущественно энергию взрыва, поэтому затраты электроэнергии вчетверо ниже (порядка 200 кВт на тонну), да и та расходуется не на измельчение, а на охлаждение, сортировку и перемещение отходов.

Пожалуй, тут стоит кое-что пояснить. Дело в том, что просто взрывать покрышку абсолютно бессмысленно: ее разнесет на крупные куски, которые потом придется отправлять в механическую переработку. Поэтому резину покрышки предварительно делают хрупкой, охлаждая до –70 °С. При взрыве во взрывоциркуляторе под давлением 200 000 атмосфер она почти полностью отделяется от корда, причем большая часть выпадает в виде готовой крошки размером от 1 до 5 мм.

По словам главного конструктора линии в Радужном, кандидата технических наук Александра Андреевича Набока, эта технология уникальна. Начиналось все с рабочей модели в масштабе 1:3. Не сразу, но нашлись готовые профинансировать идею люди, и вот на месте пустующих строений промплощадки № 16 появилось современное предприятие экзотической пока для нас экологической промышленности.

Площадка в Радужном (когда-то Владимир 30) была выбрана неслучайно: город не так далеко от Москвы, всего около 150 км, при этом благодаря предприятиям оборонки, из-за которых поселок и получил статус закрытого, квалифицированных кадров здесь больше, чем в среднем по стране. И зарплаты, и арендные платежи тут значительно ниже, чем в Подмосковье. К тому же на промплощадках вокруг есть необходимые смежные производства: селитру для производства взрывчатки закупают неподалеку, а местный асфальтобитумный завод охотно приобретает получившуюся крошку. Однако, по мнению главного конструктора линии, такое предприятие может быть выстроено и в любом другом месте, были бы покрышки.

Интересные свойства наноматериалов

В процессе изучения свойств образующейся при взрыве резиновой крошки разработчики столкнулись с интересным явлением: свойства такой крошки сильно отличаются от свойств той же крошки, полученной путем механической переработки покрышек. Попробовали рассматривать «взрывную» крошку с помощью электронного микроскопа и обнаружили: все дело в механизме разрушения. При взрыве разрыв между частицами материала происходит по валентным связям, в результате отдельные частицы имеют определенный заряд, хотя в целом крошка электрически нейтральна. Это свойство обеспечивает более крепкую связь крошки с битумом или другой основой. Возможно, это не единственные плюсы, которые удастся извлечь из особенностей, связанных с уникальным механизмом разрушения шины, — свойства крошки из Радужного еще изучаются ведущими профильными научными организациями страны.

Внимание, подрыв! …или кое-что из жизни старых покрышек

Низкотемпературный холод                                  Сердце всего процесса —                                       Ну и конечно, без взрывчатки тоже
поставляют турбодетандеры                                 взрывоциркулятор                                                 ничего не выйдет

В покрышках у предприятия недостатка нет: их фурами привозят на завод и на сборочную площадку в Люберецком районе под Москвой. На месте переработки их сортируют по размеру и распределяют в партии по 250–300 кг. Крупные тракторные покрышки предварительно режут и сворачивают, чтобы те влезли в холодильную камеру. Там при температуре –70 °C покрышки выдерживаются чуть больше часа. Холод тут тоже непростой: вместо традиционной фреоновой системы, которой для получения подобного температурного уровня требуются мощные компрессоры и озоноразрушающие хладагенты, используются уникальные свойства турбодетандеров — специальных турбин, в которых давление газа падает вместе с его температурой. Для первой — фактически опытной — производственной линии были закуплены бывшие в употреблении шумные детандеры с советскими двигателями, в перспективе — модернизация с заменой детандеров на современные бесшумные агрегаты. Следует отметить, что даже достаточно старое оборудование оснащено современной автоматикой, что позволяет контролировать все параметры работы системы с единого диспетчерского пульта.

Но вернемся к охлажденным шинам. Манипулятор вытягивает заиндевевшие покрышки из камеры и отправляет их в последний путь, к месту взрыва, в замкнутую камеру взрывоциркулятора. Молодые специалисты по взрывным работам закладывают в шины несколько килограмм игданита из расчета 4–5 % от массы разрушаемых покрышек. Пакет со взрывчаткой окружают водяной рубашкой для исключения воспламенения при взрыве. Игданит — простейшее безопасное взрывчатое вещество из аммиачной селитры и дизельного топлива, лишь немного уступающее тротилу по мощности взрыва.

Внимание, подрыв! …или кое-что из жизни старых покрышек

Сначала покрышки требуется                           После часа в криокамере                                              Установка заряда, подрыв: были
охладить до -70 °C                                             пакет покрышек поступает во                                     покрышки — стала крошка
                                                                              взрывоциркулятор

Вот многотонная крышка загрузочного люка встает на место, мощные пневмоцилиндры расклинивают и намертво прижимают ее к корпусу. Внимание, подрыв! Один из шести подрывов, что ежечасно совершает бригада местных молодых специалистов. В помещении пульта — лишь небольшой «бум», даже пол не завибрировал. Наружу пошел относительно малотоксичный выхлоп, а в ковш под нижним люком упала металлическая мочалка с небольшим количеством резины на ней. Это да, резиновая крошка — все, что осталось от покрышек. Дальше — отделение металла, текстиля, сортировка с помощью немецких агрегатов, доведение до кондиции (домол) небольшого количества очень крупной крошки, и в финале — 400 килограммовый мешок с готовой продукцией.

Окончательный продукт переработки покрышек — крошка, которая сортируется по размеру

Окончательный продукт переработки покрышек — крошка, которая сортируется по размеру

Производительность завода на нынешнем технологическом уровне при работе в две смены — около 10 000 тонн резины в год, как раз то, что лежит сейчас на площадке рядом, а максимальная теоретическая производительность — 30 000 тонн. Это, конечно, капля в море даже относительно той части покрышек, которые образуются в Москве и области (порядка 150 000 тонн в год, или 15–20 % от общероссийского объема этих отходов). Однако конструкторы не оставляют радужных планов относительно развития завода и применения удачной технологии на других предприятиях. Вскоре будет модернизировано холодильное и транспортировочное оборудование, доведена до ума технология подготовки пакетов покрышек (в частности, можно будет уничтожать за один цикл много шин от легковых автомобилей), изменена схема сортировки продуктов «распада». Разработчики полны оптимизма и в отношении отечественных производителей нужного им оборудования: в стране еще остались предприятия, способные взять на себя изготовление сложного холодильного оборудования, главное — грамотно сделать проект. У главного конструктора много практического опыта, отличная теоретическая база и самые лучшие консультанты с профильных кафедр МГТУ им. Баумана. Так что в конечном итоге вопрос лишь в средствах, которые потребуются на строительство новых перерабатывающих заводов, и в сбыте готовой продукции. Среднему асфальтобитумному заводу, собравшемуся производить асфальт нового типа, нужно пять тонн резиновой крошки ежечасно. Вот только как объяснить руководству таких заводов и ДРСУ, что покрытие с резиной лучше традиционного? Но даже если это удастся, придется выполнить множество неочевидных действий по налаживанию системы сбора отработанной резины. Проще говоря, требуется создать систему, при которой у каждого автомобилиста будет возможность оставить свои старые колеса в шиномонтаже или на автопредприятии, а у шиномонтажа, наоборот, не будет возможности просто выбросить колеса в контейнер ТБО.

Но это уже тема совсем другого разговора. Мы же, несмотря на первоначальный скепсис (Взрыв плюс охлаждение? Да одно охлаждение до –70 градусов оставит владельца без средств!), убедились — технология стоит того, чтобы очень внимательно к ней присмотреться. И пускай она кажется не такой простой, как механическая переработка, зато она намного эффективнее. А ведь в борьбе за общую энергоэффективность промышленности вчетверо меньшие энергозатраты могут стать решающим фактором.

Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.