Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Морской транспорт и окружающая среда

Процессы глобализации приводят к увеличению потребности в перевозке людей и товаров. Интенсификация морских перевозок, в свою очередь, означает рост выбросов углекислого газа (CO 2) в атмосферу, что ведет к изменению климата.

Контейнеровоз Maersk Line покидает порт Гонконга

Контейнеровоз Maersk Line покидает порт Гонконга

Изменение климата сказывается абсолютно на всем. Морские перевозки — это часть проблемы, но в то же время и часть ее решения, так как в этой отрасли имеется огромный потенциал для снижения углеродных выбросов.

Ни морские, ни авиационные перевозки не подпадают под действие Киотского протокола, хотя на повестке дня 15 й и 16 й конференций Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) стоял вопрос о включении требований к судоходству в текст нового международного соглашения. Объем углекислого газа, выделяемого в ходе морских перевозок, превышает количество выбросов такой страны, как Германия, поэтому очевидно, что эта отрасль должна регулироваться договорами по изменению климата.

Maersk Line активно продвигает идею о том, что регулирование углеродных выбросов на водном транспорте должна взять на себя Международная морская организация (ММО) — специализированное учреждение ООН. Однако на последнем собрании Комитета ММО по защите морской среды эта инициатива не нашла поддержки. Некоторые страны дают понять, что подпишут подобное соглашение, только если будут вынуждены это сделать, другие не торопятся заключать договоры, касающиеся отдельных отраслей — таких, как морские перевозки, считая, что все направления деятельности, влияющие на климат, должны быть охвачены соответствующей Рамочной конвенцией ООН. И хотя в соглашении, подписанном на 16 й Конференции сторон РКИК в Канкуне, по-прежнему нет речи о морском транспорте, есть надежда, что переговоры в ММО пойдут более активно.

Морской транспорт и окружающая среда

Это важно, так как в снижении углеродных выбросов имеется значительный потенциал повышения эффективности перевозок. И, что еще важнее, отсутствие контроля за выбросами может привести к тому, что этот сектор будет восприниматься как отсталый, не отвечающий современным требованиям, несмотря на все его гигантские возможности по созданию низкоуглеродной экономики.

Вот лишь несколько примеров потенциальных возможностей повышения эффективности перевозок:

  • Компания Maersk Line поставила перед собой цель: к 2020 году сократить выбросы CO 2 в расчете на один перевозимый контейнер на 25 % по сравнению с показателями 2007 года. На сегодняшний день уже удалось сократить выделение углекислого газа более чем на 10 % за счет «малого хода» — снижения скорости судов с 25 до 20 узлов — и других мер.
  • Программа «Малый ход», стартовавшая в 2007 году, позволяет добиваться значительной экономии топлива. Уменьшение скорости на 20 % сокращает расход топлива на 40 %. Это позволяет компенсировать рост длительности перевозок увеличением их частоты, добавив на ту же линию одно–два судна.
  • Суда компании, вставшие в строй в 2011 году, отличаются более эффективным использованием топлива по сравнению с аналогичными новыми судами, при проектировании которых не уделялось так много внимания вопросам экономичности.
  • Maersk Line запустила проект, в рамках которого ведется поиск новых технологий, применение которых на судах позволит увеличить их экономичность и снизить негативное влияние на окружающую среду.

Кроме того, компания продолжает агитировать страны, входящие в ММО и РКИК, забыть о разногласиях и объединиться, заключив договор, касающийся влияния морских перевозок на изменение климата, который распространялся бы на все судоходные компании, независимо от флага, под которым ходят их суда. Действие договора могло бы заключаться, например, во введении своеобразного «налога на углерод», который приходилось бы уплачивать во время закупки топлива. При этом, конечно же, увеличатся расходы перевозчика, но в Maersk Line, понимая важность мер по сокращению углеродных выбросов, с радостью готовы пойти на это.

Проблемы и решения

Морской транспорт и окружающая среда

Решение проблемы изменения климата в результате деятельности человека — серьезная задача. Консолидации усилий в этом вопросе мешает тот факт, что решать ее предлагается мерами принудительного ограничения. Вместо этого следовало бы больше внимания уделять сегментам рынка, для которых переход на низкоуглеродные технологии означает не сокращение, а развитие и рост.

Это, например, ветрогенераторы и солнечные панели, энзимы, позволяющие сократить расход энергии и уменьшить количество химикатов, используемых на производстве, решения на основе информационно-коммуникационных технологий. Относятся к таким секторам экономики и морские перевозки.

Уже сейчас перевозка по воде является наиболее энергоэффективным способом доставки товаров. Так, при транспортировке пары обуви из Китая в Северную Европу по морю выделяется столько же углекислого газа, сколько выбрасывает обычный автомобиль, проехав два километра. Перемещение грузов по морю, а не по воздуху позволяет сократить углеродные выбросы более чем на 90 %.

Это значит, что чем больше будет доля водного транспорта в общем количестве перевозок, тем меньше углекислого газа окажется в атмосфере.

Такой подход совпадает с бизнес-стратегией Maersk Line. Компания активно отвоевывает транспортный рынок у авиа- и наземных перевозчиков, внедряя для этого различные инновационные подходы. Например, совместно с фирмой Aqualife разработан способ перевозки живых лобстеров по морю в специальных контейнерах. До этого живых лобстеров доставляли исключительно самолетами, что, среди прочего, сопровождалось значительными углеродными выбросами.

Даже транспортировку живых цветов можно осуществлять не по воздуху, а по морю — если торговцы цветами смогут приспособиться к более длительному сроку доставки. Сейчас цветы, чтобы сохранить их живыми, перевозят самолетами. Но на судах, благодаря возможности более точного регулирования температуры и влажности в специальных контейнерах, цветы могут дольше оставаться свежими.

Вообще, Maersk Line хотела бы, чтобы экологичность столь же сильно влияла на выбор компании-перевозчика, как стоимость услуг и скорость доставки. В октябре 2010 года Maersk Line стала первым судовладельцем, который провел независимую верификацию данных по углеродным выбросам всех своих судов, и теперь может предоставить достоверную информацию своим клиентам. Примером использования этих сведений может служить продукт «CO 2 Scorecard», позволяющий увидеть, сколько углекислого газа выделится в атмосферу при перевозке грузов Maersk Line, и сравнить эти цифры со средними показателями по отрасли.

Перемещение солнца

Кто-то может подумать, что лучшим решением будет вообще отказаться от международных перевозок и производить все необходимое на местах, чтобы избежать выделения углекислого газа в процессе транспортировки.

Организация Low-Carbon Leaders Project, опубликовавшая недавно доклад «Transformative Solution Leadership», придерживается иного мнения. В разделе доклада, названном «Разумная транспортировка товаров» (Smart Goods Transports), политикам и чиновникам рекомендуется перестать пытаться сократить перевозки и переключиться на поиск наиболее безопасных для окружающей среды способов удовлетворить потребности общества. Одна из важнейших потребностей человечества — продукты питания. Предполагается, что к 2050 году население Земли достигнет девяти миллиардов человек, это означает, что придется производить — и транспортировать — намного больше еды, чем сейчас.

В докладе обращается внимание на то, что экваториальные широты получают наибольшее количество солнечного тепла и света, что делает эти территории наиболее подходящими для выращивания растений. Авторы доклада считают, что было бы неплохо развивать на экваторе сельское хозяйство, а затем перемещать продукты питания к месту потребления способом, при котором углеродные выбросы минимальны. Эта концепция получила название «Перемещение солнца», она подразумевает, что расстояние, на которое перемещаются товары, не так важно, как количество углекислого газа, выделяющегося при их производстве и транспортировке.

Это создает беспрецедентные возможности для развития морского транспорта вообще и Maersk Line в частности. Уже сейчас при помощи энергоэффективных холодильных контейнеров компания предоставляет транспортные услуги производителям пищевых продуктов по всему миру, и, конечно, Maersk Line крайне заинтересована в развитии этого бизнеса.

Компания сокращает выделение углекислого газа в атмосферу, несмотря на отсутствие международного регулирования углеродных выбросов на транспорте. Хочется надеяться, что ее деятельность вдохновит политиков и чиновников, работающих над международными соглашениями по изменению климата.

Источник: Making It № 5 (I квартал 2011 г.)

Автор

Джейкоб Стерлинг

Джейкоб Стерлинг

Глава направления климата и окружающей среды в Maersk Line — крупнейшей компании, занимающейся морскими перевозками


Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.