Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Подготовка к «Зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки

Подготовка к «Зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки

Недалеко от города Инчхон (Республика Корея) строится международный деловой район Сонгдо — целый город площадью 1500 акров, спроектированный с учетом стандартов «зеленого» строительства. Экологический дизайн позволит снизить потребление электроэнергии, повысить энергоэффективность, утилизировать отходы, а также производить экологически чистую энергию, используя возобновляемые источники. Планируется, что к 2015 г. — моменту завершения строительства — более 40 % территории Сонгдо будет занято зелеными насаждениями, в том числе парком площадью 100 акров. Также в планах — велосипедные дорожки общей протяженностью 16 миль, большое количество станций подзарядки электромобилей, система переработки отходов, не нуждающаяся в использовании мусоровозов.

О том, что страна будет развиваться в направлении «зеленого роста», президент Ли Мен Бак официально объявил 15 августа 2008 г. Основой новой концепции развития на ближайшие 60 лет он назвал «экологически ориентированный рост с отказом от использования углеводородов». Президент определил «зеленый рост» как «сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и достижение тем самым устойчивого экономического развития. «Зеленый рост» — это новая парадигма развития, которая создает новые двигатели экономического роста и рабочие места с задействованием «зеленых» технологий и экологически чистой энергии».

В течение следующих полутора лет Правительством Республики Корея была создана структура, задача которой — претворение в жизнь объявленной президентом Ли стратегии «зеленого роста». В основе структуры — четыре ключевых компонента:

Подготовка к «Зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки

  • Комитет президента по вопросам «зеленого роста». В состав комитета, представляющего собой консультационный орган при президенте, входят 14 министров и 36 представителей частного сектора, профессиональная деятельность которых имеет отношение к «зеленому росту». Руководство осуществляют премьер-министр и председатель. Комитет является местом согласования межминистерских мер на высшем уровне, а также предоставляет общественности и частному сектору консультации по вопросам, связанным с этими мерами.
  • Стратегия «зеленого роста» и Пятилетний план. Стратегия, подготовленная Комитетом президента, предусматривает, что к 2020 г. Республика Корея войдет в семерку стран с наиболее развитой «зеленой» экономикой, а к 2050 г. — в пятерку. Стратегия состоит из трех элементов: снижение выбросов в атмосферу парниковых газов и адаптация к изменению климата, создание новых мощных двигателей, использующих «зеленые» технологии, повышение уровня жизни путем «озеленения» жизненного уклада и превращения республики в образцовую страну с «зеленой» экономикой.
    Стратегия призвана доказать, что «зеленый рост» Кореи — это действительно новая модель экономического развития. У «зеленого роста» намного более широкая сфера применения, чем у энергетической или экологической политики, несмотря на то что он все же не распространяется на социальную сферу.
    В выполнение Пятилетнего плана правительство инвестирует 2 % от ежегодного ВВП — вдвое больше, чем рекомендуется ЮНЕП.
    Как отметил президент Ли, основой стабильного «зеленого роста» станет повсеместный непрерывный процесс внедрения инноваций как в технологической, так и в институциональной сферах. Целью нововведений будет предотвращение ухудшения экологической обстановки, вызываемого экономическим ростом, а основными средствами — стимулирование капиталовложений в использование неуглеродных источников энергии, а также сохранение и восстановление природных ресурсов.
  • Национальный план по уменьшению выбросов парниковых газов. Принимая во внимание то, что высокая энергоемкость национальной промышленности делает экономику уязвимой для международных энергетических кризисов и возможных ограничений на использование углеродов, основной целью нововведений «зеленого роста» становится уменьшение объема выбросов углекислого газа. В ноябре 2009 г. правительство приняло среднесрочный план, предусматривающий уменьшение выбросов парниковых газов на 30 % к 2020 г. На саммите COP15 в Копенгагене президент Ли сделал это решение международным политическим обязательством, объявив, что Корея будет добиваться поставленной цели добровольно и по собственной инициативе.
    Одностороннее принятие плана по уменьшению объема выбросов парниковых газов позволило Корее стать первопроходцем в сфере «зеленого роста».
    Основную роль в создании первоначального рынка, а также запуске, продвижении и поддержке процесса «зеленых» инноваций продолжает играть правительство, осуществляющее поддержку и регулирование, особенно в том, что касается научно-исследовательской деятельности. В числе мер, принятых в рамках выполнения плана, можно назвать внедрение так называемой отраслевой системы управления снижением выбросов, а также запланированное к 2015 г. внедрение системы торговли правами на выброс парниковых газов.
  • Закон, обеспечивающий «зеленый рост» с отказом от углеродов, принятый в апреле 2010 г., позволяет правительству вмешиваться в рыночные отношения при внедрении «зеленого роста». Помимо прочего, закон предусматривает ассигнования для системы торговли правами на выброс парниковых газов.

Подготовка к «Зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки

Быстрый подъем «зеленого» бизнеса

С момента официального объявления о курсе на «зеленый рост» в Корее начался стремительный подъем «зеленого» бизнеса. Все основные коммерческие группы включили «зеленые» операции в список высокоприоритетных инвестиций. С 2008 по 2010 год совокупный объем таких вложений со стороны 30 самых крупных коммерческих групп ежегодно рос на 75 %, составив в итоге 15,1 млрд вон (около 13 млн долларов США).

Основными целями инвестирования стало производство оборудования для возобновляемой энергетики, высокоэффективного электрического оборудования и экологически чистых автомобилей, а также адаптация к изменению климата.

Ажиотаж вокруг «зеленого роста» разделили и мелкие, и средние предприятия. Некоторые из них уже стали мировыми лидерами в области производства запасных частей и комплектующих для солнечных и ветровых электростанций.

Главным инвестором «зеленого роста» остается правительство, уделяющее особое внимание развитию «зеленой» инфраструктуры. В качестве наиболее крупных примеров можно назвать проекты по восстановлению четырех основных рек и созданию национальной сети высокоскоростных железных дорог.

Секреты успеха «зеленого роста»

Успех «зеленого роста» в Корее обусловлен сочетанием как минимум трех факторов: политической воли руководства страны, принципа «духа первенства» в области уменьшения объема выбросов парниковых газов и защиты окружающей среды, эффективного взаимодействия всех соответствующих министерств.

Текущей задачей является стабильное уменьшение объема выбросов парниковых газов и охрана окружающей среды. Задача достаточно серьезная, если учесть необходимость сохранения конкурентоспособности промышленности на международном рынке и политическую неопределенность, которая еще более усилится перед президентскими выборами в декабре 2012 г.

Подготовка к «Зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки

Цель — «зеленый рост» во всем мире

Одной из задач политики «зеленого роста» в Корее является содействие принятию этой стратегии во всех странах, особенно — в развивающихся. С этой целью Правительство Кореи выступило с рядом международных инициатив:

  • В 2008 г. была запущена ежегодная программа помощи развивающимся странам Азии в реализации проектов «зеленого роста» в рамках программы Восточно-Азиатского климатического партнерства (EACP).
  • В 2010 г. Корея официально присоединилась к Комитету содействия развитию при Организации экономического сотрудничества и развития и объявила, что продолжит увеличивать долю своего участия в Официальной помощи в целях развития (ОПР), особенно в экологическом аспекте, включая инициативу EACP, чтобы достичь среднего значения ОПР/ВНД для стран-членов ОЭСР.
  • В июне 2010 г. был основан Институт глобального «зеленого» роста (GGGI), призванный стать международным научно-исследовательским центром для консультационной помощи развивающимся странам в области «зеленого роста», а также для оказания помощи в выполнении отдельных проектов в этом направлении. GGGI управляется международным советом директоров и финансируется Кореей и другими развитыми странами-партнерами. В октябре 2011 г. в число стран — партнеров GGGI вошло 11 стран, в том числе 6 развивающихся. GGGI является партнером многих международных организаций и институтов.
  • В 2009 г. ОЭСР приняла предложение Кореи о проведении исследования политики «зеленого роста», что положило начало двухлетнему проекту. После опубликования заключительного отчета в мае 2010 г. ОЭСР объявила о своем намерении распространить стратегию «зеленого роста» как в странах — участницах ОЭСР, так и в других странах. По вопросам «зеленого роста» было начато сотрудничество ОЭСР с другими международными организациями, такими как ЮНЕП и Всемирный банк.
  • Правительство подготавливает открытие Центра «зеленых» технологий, целью которого является содействие развитию «зеленых» технологий во всем мире и, в частности, в развивающихся странах.

Все эти инициативы направлены на создание структуры глобального «зеленого роста» к выгоде всех стран, на содействие устойчивому развитию, а также сотрудничеству в вопросах смягчения последствий изменения климата.

Автор

Сугил Янг

Корейский экономист, основатель и председатель Форума зеленого инвестирования Кореи, с июля 2010 г. — председатель Президентского комитета по вопросам «зеленого роста»


Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.