Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

интервью   проекты ЮНИДО   ЕврАзЭс   промышленное развитие   экология   энергоэффективность   зеленое строительство   зеленые стандарты   качество жизни   сертификация   передача технологий   гидропоника   ГХФУ   ХФУ   R22   озоновые дыры   монреальский протокол   киотский протокол   общественное обсуждение   профессиональное образование   аммиак   промышленность   углерод   глобальное потепление   парниковый эффект   технологии   очистка воды   сточные воды   химический лизинг   зарубежный опыт   энергоаудит   альтернативные источники энергии   биоэнергетика   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   ГЭФ   переработка мусора   саморегулируемые организации   тепловые насосы   нормативы и правила   природный газ   биоразнообразие   инвестиции   возобновляемые источники энергии   гранты   частное партнерство   озоновый слой   землепользование   мировой океан   рыболовство   конференции   социальная ответственность   морские перевозки   энергоменеджмент   уран   ядерная энергетика   озоноразрушающие вещества   биотопливо   законопроекты   налоговые льготы   промышленная интеграция стран   международное сотрудничество   энергосбережение   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Революция сознания

Революция сознания

24 мая на главной профильной выставке «АРХМосква-2012» выступил знаменитый испанский архитектор Энрик Руиз Гели, лауреат Всемирного архитектурного фестиваля WAF-2011 и обладатель почетного приза «Лучшее здание мира» за уникальный по техническим и концептуальным характеристикам офисный комплекс Media-TIC в одном из экспериментальных районов Барселоны.
Во время церемонии награждения директор фестиваля Пол Финч подчеркнул, что автор победившего проекта в полной мере продемонстрировал не только глубочайшее осознание ответственности, которая сегодня лежит на каждом профессионале, участвующем в создании урбанизированной среды, но и возможность кардинального подхода в борьбе с серьезными вызовами XXI века — глобальным потеплением, угрозой экологической катастрофы, нехваткой энергоресурсов и другими.
О практических методах этой борьбы и новом взгляде на развитие городской среды в меняющихся климатических и экономических условиях с господином Гели беседовала генеральный директор Национального агентства устойчивого развития Светлана Дувинг.

Энрик Руиз Гели

Энрик Руиз Гели: «Нас будут называть поколением, освещавшим дороги, на которых нет машин»

— Сейчас очень много говорят о климатических и экологических проблемах, которые грозят привести нашу цивилизацию к фатальному исходу. По Вашему мнению, это политические спекуляции или объективное положение дел?

— Я считаю, что это реальность, в которой нам, к сожалению, предстоит жить на протяжении ближайшего времени. Глобальное потепление действительно существует, и к его воздействию нужно соответствующим образом готовиться. Просто в северных странах — таких, как Россия — оно пока не так заметно и воспринимается скорее как положительная тенденция. У вас становится теплее. Но не стоит забывать, что большая часть населения планеты проживает на юге, где повышение температуры даже на десятые доли градуса катастрофически сказывается на качестве и продолжительности жизни. Взять хотя бы Испанию. Когда мне было 20 лет, летняя 40-градусная жара продолжалась всего пару недель в году, а лето длилось, как и положено, три месяца. Сейчас у нас лето продолжается чуть ли не полгода, температура выше 38 градусов держится не менее двух месяцев. Представляете, насколько увеличилась нагрузка на системы кондиционирования, которые и так, как известно, потребляют 80 % электроэнергии в зданиях, а также на здоровье людей, особенно с сердечно-сосудистыми заболеваниями? Да и здоровые люди чувствуют себя в такой обстановке некомфортно.

— Но могут ли представители отдельных профессий — например, архитекторы — повлиять на такие глобальные процессы? Не переоцениваете ли Вы свои силы?

— Уверен, что могут, и я лично доказываю это своими работами. Крайне важно, чтобы представители различных сфер деятельности начинали смотреть на обсуждаемую нами проблему под новым углом, осознавая, насколько велико сегодня влияние урбанизированных территорий, в создании которых ведущую роль играют именно проектировщики, на экологический и климатический баланс нашей планеты. По данным экспертов, города дают более 65 % выбросов СО2 и различного рода загрязнений. Поэтому именно в изменении подходов к формированию городских территорий и строительству зданий заложен огромный потенциал для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. И что важно — я это подчеркиваю — уровень развития строительных технологий уже позволяет комплексно и при относительно небольших затратах реализовывать проекты экологически чистых зданий с нулевым энергопотреблением и нулевыми выбросами СО2. Для сравнения: современный автомобиль оснащен десятками различных компьютеров, которые контролируют самые различные параметры его движения, делают его комфортным, а сейчас все чаще — и экологичным. Можно говорить, что мы вошли в эру умных автомобилей. Так почему же «умных» зданий у нас единицы и большая часть домов до сих пор мало чем отличается от строений XIX века? Я уверен, это происходит потому, что большая часть проектировщиков просто не хотят менять свое видение и идти в ногу со временем.

— Во время мастер-класса Вы отметили, что в любом процессе очень важен хотя бы один практический пример. Поделитесь своим опытом. Как Вы пришли к этому новому видению? И в чем заключается уникальность Вашей методологии?

Революция сознания

— В этом нет никаких секретов. Просто надо не стоять на месте и постоянно повышать свой профессиональный уровень, а еще не бояться экспериментировать. Мы живем в век информации, и кто ею владеет, тот в буквальном смысле слова владеет миром. Тем более практически любая информация сейчас доступна в Интернете. Я и сам учусь 24 часа в сутки. Что касается нашей методологии, то мы ее разрабатывали в течение семи лет. Это был долгий, высокопрофессиональный и кропотливый труд. Теперь она запатентована, и мы можем построить такое же здание, как Media-TIC, в любой стране мира и почти в любых условиях.

Главный принцип — оригинальная стальная конструктивная система, которая подвешивает все этажи, облегчая нагрузку на фундамент на 60 %. Соответственно, на порядок уменьшается расход материала на изготовление фундаментов. Конкретно в Media-TIC эта экономия в пересчете на финансовые показатели достигла 1,5 млн евро, что для заказчика было весьма значимым. Несмотря на кажущийся сложный рисунок и изящность каркаса, конструкция рассчитана таким образом, чтобы сохранять устойчивость, в случае если какой-либо из ее элементов перестанет работать.

Офисный комплекс Media-TIC в Барселоне
Проектировщик – архитектурное бюро Cloud 9, архитектор Э. Руиз Гели

Общая площадь — 23 100 м2.

Комплекс является зданием с нулевыми выбросами. Применение технологий экоустойчивого строительства позволило добиться снижения выбросов CO2 на 95 %, в том числе:

  • благодаря использованию центрального кондиционирования и «чистой» энергии — на 20%;
  • благодаря использованию гелиопанелей на крыше — на 10 %;
  • благодаря применению динамических солнечных фильтров из материала ETFE (этилентетрафторэтилен) — на 55%;
  • благодаря использованию энергоэффективных датчиков присутствия — на 10%.

Офисный комплекс Media-TIC в Барселоне

Заказчиками комплекса выступили компания The Consortium of Zona Franca CZFB и администрация экспериментального района 22@ Barcelona. Реализована «цифровая» модель формирования городской среды, базирующаяся на основных постиндустриальных принципах: информация / коммуникация / технологии. Отличительными чертами комплекса являются полифункциональность и социальная направленность. В здании предусмотрены площади для размещения крупных компаний, небольшие офисы, предназначенные для бизнес-инкубатора, а также аудитории и экспозиционное пространство для проведения различных муниципальных мероприятий — семинаров, выставок, конференций.

Здание является одним из самых инновационных офисных комплексов в мире. Благодаря уникальной конструкции авторам удалось значительно снизить вес здания (на 60 %), соответственно, сэкономив на стоимости фундаментов около 1,5 млн евро. В комплексе нет массивных перекрытий, устойчивость постройки обеспечивается оригинальным наружным каркасом, который как бы подвешивает здание, одновременно облегчая его. Проблема снижения электропотребления была решена, в том числе посредством исключения необходимости в ночной подсветке. Внешний каркас комплекса покрыт натуральной минеральной краской-люминофором, специально разработанной для данного проекта.

Кроме того, в комплексе применена система тепловых насосов, на крыше расположены солнечные панели, имеются датчики присутствия для автоматического включения и выключения освещения. Все это позволило превратить комплекс в пассивный дом с нулевыми выбросами СО2 и очень низкими затратами на эксплуатацию. В настоящий момент здание проходит сертификацию по Международной системе сертификации «зеленых зданий» LEED на уровень Gold.

Уникальная система фасадов — своеобразные лепестки-полости из пластиковой ETFE-пленки, в которые накачивается воздух, позволяют снижать ветровую нагрузку, а если в них подается газ — становятся своеобразными «антисолнечными шторами». Все инженерные системы полностью автоматизированы и работают на основании информации, поступающей от специальных датчиков, размещенных по всему зданию.

Революция сознания

Кроме того, снижение конструктивных нагрузок позволило убрать опоры на всем протяжении каждого этажа, и это оказалось настолько неожиданным, что обращает на себя внимание практически всех, кто попадает в это здание, и говорит о том, что мы живем в плену стереотипов. В наш комплекс часто приводят на экскурсию школьников. Они заходят в помещения и говорят: «Здесь чего-то не хватает!» Мы их спрашиваем, чего именно, и просим их нарисовать то, что, по их мнению, отсутствует. Поразительно, но 80% детей рисуют колонны! Значит, важно не просто строить новые здания, но и разрабатывать соответствующие образовательные программы, которые заставят по-новому взглянуть на процесс формирования городской среды в целом. И в нашем комплексе такие программы мы уже внедряем.

— Вы утверждаете, что Ваше здание не только не выбрасывает CO2, но и является нулевым по энергопотреблению. За счет чего достигается последний показатель?

Революция сознания

— Особое значение здесь имеет использование современных инженерных систем, а также применение альтернативной энергетики. Например, огромное внимание было уделено снижению потребления энергии осветительными приборами. Вообще излишняя освещенность, в том числе и по ночам, — одна из главных бед современных городов, которые строились на основе старого мировоззрения. Например, в 90-е годы попкультурным символом современной архитектуры Барселоны была знаменитая башня Акбар, сверкавшая и переливавшаяся по ночам всеми цветами радуги. Сегодня тенденция кардинально поменялась, и наиболее прогрессивные проектировщики стремятся обеспечить освещенность площадей только в тех местах и в то время, когда это действительно необходимо. Тем более индустрия энергосберегающих светильников, датчиков движения и сопутствующих интеллектуальных систем быстро развивается. Я уверен: не только внуки, но уже и наши дети будут называть нас поколением, освещавшим дороги, на которых нет машин.

В проекте Media-TIC, конечно же, использованы все эти системы, но в вопросе освещения мы пошли намного дальше. Мы плотно работаем с биологами и пытаемся «подсмотреть» у природы то, что потом можно технически воспроизвести. Изучая особый вид светящихся медуз, обитающих в районе Барселоны, мы выяснили состав их люминесцентного вещества и сумели изготовить соответствующую люминесцентную натуральную краску, которой были покрыты фасады и конструкции здания. В результате ночью Media-TIC не требует искусственного освещения. Свойства этой краски таковы, что она «заряжается» не только от солнечного, но и от обычного рассеянного света и ночью излучает мягкий зеленоватый свет.

Революция сознания

— А как насчет систем вентиляции и кондиционирования? Вы говорили, что в здании представлена пассивная система кондиционирования на основе теплового насоса.

— Действительно, Media-TIC охлаждается тепловым насосом. Данная система является частью центральной системы кондиционирования, которая распределена на весь окружающий микрорайон. Охлаждающим элементом служит морская вода, к морю ведет подземная система труб, которая проложена на определенной глубине, где температура даже летом довольно низкая, что позволяет «отнимать» естественный холод у природы и отказаться от применения энергоемких систем охлаждения. Ну и, разумеется, интенсивность солнечного излучения и количество ясных дней в нашем регионе позволяют нам получать собственное электричество и тепло с помощью фотоэлектрических панелей и солнечных коллекторов, установленных на крыше здания.

— Комплексный подход, над которым Вы так долго работали, был по достоинству оценен на Всемирном архитектурном фестивале. Но любой профессионал знает, что останавливаться на достигнутом нельзя. Каковы Ваши творческие планы?

Революция сознания

— Для нас главный враг — это глобальное потепление, на борьбе с ним мы и фокусируемся в нашей работе. Например, в Бахрейне уровень дезертификации, то есть опустынивания, вызванный глобальным потеплением, столь высок, что там наблюдается обезвоживание грунтовых пластов — вода уходит даже из-под земли. Соответственно, в проекте для этого региона мы работаем над внедрением технологии аккумулирования ночной влаги и возвращения ее назад в землю. На Карибских островах нам приходится противостоять ураганам, также вызванным глобальным потеплением. Мы стараемся работать над проектами для регионов, наиболее уязвимых с точки зрения изменения климата. Применяя различные уникальные решения, мы добиваемся зримого успеха в борьбе с этим разрушительным процессом.

— Вы впервые в России. Планируете ограничиться выступлением с просветительской лекцией в рамках выставки «АРХМосква» или хотели бы реализовать что-то из Ваших прогрессивных идей в нашей стране?

— Меня очень привлекает Россия с ее огромным культурным потенциалом, богатой историей, традициями революционных преобразований. Может быть, та революция сознания, о необходимости которой мы с вами сегодня говорили, начнется именно здесь? Мы со своей стороны готовы этому активно содействовать, в том числе путем строительства инновационных объектов. Такие планы уже есть, и скоро о них будет официально объявлено.

ETFE

ETFE

ETFE-пленка, или, как ее еще называют, ЭТФЭ-мембрана, — это полимерный материал с уникальными изолирующими и механическими свойствами. Впервые такие мембраны были разработаны компанией DuPont в 1972 году для применения в авиации и космонавтике. В этих отраслях в первую очередь были востребованы легкие материалы, сохраняющие стабильность в широком интервале температур. Действительно, при схожих свойствах ETFE-мембраны в десять раз легче стекла! При этом материал хорошо пропускает свет и ультрафиолетовое излучение, гнется и мнется и даже при деформации на 200 % сохраняет форму и не разрывается. В строительстве прозрачные полимерные мембраны стали применять еще в 80-х годах, но широкую известность материал получил в 2001 году, когда в Великобритании был открыт ботанический сад проекта «Эдем» с оранжереями под прозрачными куполами из ETFE. Не в последнюю очередь материал прославился еще и потому, что в этих гигантских оранжереях снимались эпизоды двадцатого фильма бондианы — «Умри, но не сейчас».

ETFE-мембраны позволяют архитектору реализовывать смелые фантазии — из них можно создавать фасады, навесы, тенты, козырьки, купола, организовывать пространство. На фасадах используют многослойные пневматические подушки из ETFE в алюминиевых или стальных профилях. Накачивая в такие подушки воздух или газ, можно добиваться изменения внешнего вида фасада или компенсировать нагрузки на конструкцию. Несмотря на то что мембраны пропускают солнечную радиацию, с их помощью можно регулировать поступление света и тепла через фасад, если при надувании пневмолинзы внутри нее будут двигаться полупрозрачные заслонки. Использование ETFE-мембран совместно с фотоэлектрическими преобразователями позволяет получать электроэнергию от солнечного света.

Двух–трехслойные пакеты мембран обладают теплоизоляционными свойствами, сравнимыми с обычными стеклопакетами. На сами пленки можно наносить изображения множеством способов, они очень медленно покрываются пылью и легко моются обычной водой. Мембраны не поддерживают распространение огня, не горят и плавятся при температуре 275 оС, при плавлении не текут. Важно, что сегодня производство пленок ETFE работает по замкнутому циклу и любое количество материала полностью утилизируется.

Среди самых известных примеров использования пленок ETFE в архитектуре — башня Rocket-tower Национального космического центра Великобритании в г. Лейстер (архитектор Николас Гримшоу, 2001 г.), футбольный стадион «Альянс Арена» в Мюнхене (архитекторы Herzog & de Meuron Architekten, 2005 г.).

Правила использования статей

© 2010 - 2017, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.