Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Работа ГЭФ в России: Возобновляемые источники энергии. Энергоэффективность

Обзор портфеля проектов ГЭФ по возобновляемым источникам энергии

По мере развития экономики и сокращения числа людей, живущих за чертой бедности, развивающиеся страны сталкиваются с существенными изменениями климата и проблемами в энергоснабжении. Ниже приведены основные факты, вызывающие тревогу.

Согласно прогнозам, объем мирового энергопотребления возрастет с 138 ТВт в 2006 г. до 162 ТВт в 2015 г. и до 199 ТВт в 2030 г., то есть рост составит 44 %. Предполагается, что в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объем энергопотребления возрастет на 73 %, в то время как в странах — членах ОЭСР прирост составит всего 15 % (бюллетень «Ecology In Action» (EIA), 2009).

В настоящее время на долю развивающихся стран приходится около половины всех выбросов углекислого газа. При сохранении существующего положения в будущем объем выбросов в развивающихся странах будет увеличиваться быстрее, чем в промышленно развитых (den Elzen M. и Hohne N., 2008).

Более трех миллиардов человек по всему миру использует для удовлетворения базовых энергетических потребностей традиционные твердые виды топлива (дерево, навоз и сельскохозяйственные отходы), что приводит к загрязнению воздуха в помещениях сверх нормативов, предусмотренных международными стандартами (Данные Института устойчивых экосистем (SEI), 2009).

Выбросы, образующиеся при сжигании традиционной биомассы для приготовления пищи, составляют примерно 18 % общего объема выбросов парниковых газов (данные Института устойчивых экосистем (SEI), 2009).

Сегодня более 1,6 миллиарда человек (как правило, проживающих в Африке и Южной Азии) не имеет доступа к электричеству. 80 % населения стран Африки, расположенных южнее Сахары, использует в быту керосин и аккумуляторы, а в деловой сфере — дизельные генераторы (Всемирный банк, 2008).

В течение нескольких десятилетий среднедушевой ВВП и среднедушевое потребление энергии в большинстве развивающихся стран будет ниже, чем в промышленно развитых странах. Также в последующие десятилетия среднедушевой объем выбросов углекислого газа в сфере энергетики в развивающихся странах будет значительно ниже этого показателя в развитых странах (Всемирный банк, 2008).

В связи с возрастающим спросом на энергоносители традиционные источники энергии становятся неблагоприятными с экологической, экономической и социальной точек зрения. Кроме того, продолжение их использования приведет к существенному увеличению объемов выбросов углекислого газа (Всемирный банк, 2008 г.).

На долю энергетики приходится примерно 65 % мирового объема выбросов парниковых газов (данные ОЭСР/МЭА, 2009).

Энергетика — источник большого числа социальных, экономических и климатических проблем. И она же — ключ к их решению. Без доступа к чистым, надежным и высокоэффективным источникам энергии большая часть населения Земли лишается перспектив экономического развития и надежды на повышение уровня жизни.

Очевидно, что модели потребления и производства энергии необходимо изменить. Это основная задача, требующая всестороннего анализа и выработки экологически безопасных решений. В этих условиях значение возобновляемых источников энергии даже не ставится под сомнение. Они жизненно необходимы для борьбы с бедностью, развития сельскохозяйственных регионов и сохранения окружающей среды. Эффективное использование возобновляемых источников энергии в сельскохозяйственных регионах позволяет повысить доходность, улучшить здоровье населения, обеспечить мощности для перекачивания воды для орошения, обработки собранного урожая, доставки энергии в жилищный сектор с целью освещения домов, школ и больниц. Важность этого для удаленных сельскохозяйственных районов просто невозможно переоценить.

Возобновляемые источники энергии также могут помочь в борьбе с безработицей и в обеспечении условий для экономического роста. Технологии, основанные на их использовании, более трудозатратны, чем традиционные, но в то же время они могут создать дополнительные рабочие места. При инвестировании 1 миллиона долларов США в возобновляемые источники энергии в течение десяти лет:

  • в ветровой энергетике обеспечивается занятость на 5,70 человеко-лет;
  • в солнечной энергетике — на 5,65 человеко-лет;
  • в угольной энергетике — на 3,96 человеко-лет.

Большинство возобновляемых источников энергии практически не применяется в развивающихся странах. Характер этих источников предполагает, что для их использования не нужны централизованные энергосети. А значит, развивающиеся страны могут существенно сэкономить, отказавшись от создания и развития таких сетей. Развитые страны этого преимущества лишены, так как там централизованные системы распределения энергии уже созданы.

Основное препятствие на пути к широкому применению возобновляемых источников энергии — большая сумма первоначальных затрат, в частности, на установку оборудования. Те, кто больше всего нуждается в этой технологии, как правило, ограничены в средствах — чаще всего это жители бедных сельскохозяйственных регионов. Более активное создание социально-экономического потенциала, реализация мер по поощрению, разработка соответствующей политики и повышение спроса на возобновляемые источники энергии в определенной степени могут способствовать решению проблем, существующих в развивающихся странах. Тем не менее для получения заметного эффекта в вытеснении источников углеродных выбросов в энергетике потребуется существенно больший объем инвестиций. Как минимум 75 % всего объема этих инвестиций следует направить в страны, не состоящие в ОЭСР (МЭА, 2009).

Стратегия ГЭФ в отношении возобновляемых источников энергии

ГЭФ решает вопросы, связанные с изменением климата, действуя по двум направлениям: смягчения и адаптации. Направление смягчения влияния на климат предполагает сокращение объемов выбросов парниковых газов посредством повышения энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и экологически безопасного транспорта. Адаптация предусматривает меры по минимизации негативного влияния, оказываемого изменением климата. ГЭФ признает важность энергетики для экономического развития, а также то, что использование ископаемых видов топлива сопровождается рядом неблагоприятных последствий, в отличие от применения экологически безопасных возобновляемых источников энергии. В связи с этим Фонд определил своей стратегической целью поддержку проектов, способствующих распространению технологий на основе возобновляемых источников энергии, и работу с регулятивными органами для изменения принципов и правил работы этого важного сектора экономики.

Финансирование развития технологий на основе возобновляемых источников энергии и содействие в устранении препятствий на пути к их внедрению составили основу стратегии ГЭФ в отношении изменения климата. Объем портфеля проектов ГЭФ по альтернативной энергетике составляет более 1 миллиарда долларов США. Среди этих проектов — развитие источников энергии на основе внесетевых и сетевых фотоэлектрических, гелиоводонагревательных, ветровых и геотермальных установок, микроГЭС, установок по получению метана из отходов, а также установок для переработки биомассы для получения электричества и тепла.

Развитие стратегии ГЭФ в отношении возобновляемых источников энергии

В течение пилотного этапа существования ГЭФ (1991–1994 гг.) основной целью стратегии была демонстрация ряда технологий, пригодных к использованию для стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере. После реструктуризации, в периоды ГЭФ 1 (1994–1998 гг.), ГЭФ 2 (1998–2002 гг.) и ГЭФ 3 (2002–2006 гг.), Фонд сконцентрировал внимание на достаточно развитых, доступных и прибыльных технологиях, распространению которых препятствовали информационные, институциональные, технологические, политические или финансовые барьеры. Деятельность в рамках этой стратегии была названа «устранением препятствий», поскольку ее задачей была ликвидация указанных барьеров. Государствам оказывалась поддержка при включении в энергетическое законодательство положений о возобновляемых источниках энергии. В частности, ГЭФ активно способствовал развитию проектов утилизации отходов биологического происхождения.

В 2004 г. в рамках стратегии по устранению препятствий основное внимание было уделено деятельности в следующих областях:

  • Политические механизмы: государство должно сыграть основную роль в выработке политики, благоприятствующей внедрению экологически безопасных технологий.
  • Технология: ассортимент доступных технологий должен включать наиболее проработанные и готовые к внедрению решения — более зрелые технологии внедрять проще.
  • Повышение осведомленности: ключевые участники, в особенности участники рынка, должны обладать информацией о технологии, ее стоимости, сфере применения и рынке.
  • Деловые модели и модели доставки: предпочтение отдается рыночным механизмам; для создания и обслуживания рынка необходимо наличие соответствующих предприятий и учреждений.
  • Доступность финансовых средств: для распространения технологии необходимо обеспечить наличие соответствующих финансовых ресурсов.

Кроме того, на этапе ГЭФ 3 основное внимание было сосредоточено на сокращении долгосрочных издержек при использовании технологий, обеспечивающих малые выбросы парниковых газов. Эти технологии еще не были выведены на рынок, в связи с чем отличались дороговизной по сравнению с традиционными решениями. Например, сложность и высокая стоимость технологии концентрированной солнечной энергии (ТКСЭ) стали серьезным препятствием к ее распространению.

На этапе ГЭФ 4 (2006–2010 гг.) Фонд принял две стратегические программы по возобновляемым источникам энергии, одна из которых направлена на развитие рыночного механизма предложения и спроса на возобновляемые источники электроэнергии в сетевых системах, а другая — на пропаганду устойчивого производства энергии из биомассы. Разработка отдельной стратегической программы по биомассе была признана необходимой для демонстрации ее важности и согласования с другими проектами из портфеля ГЭФ, связанными с рациональным использованием лесных ресурсов.

Стратегия по возобновляемым источникам энергии, принятая в рамках ГЭФ-5

На пятом этапе пополнения Фонда поддержка ГЭФ позволит увеличить объем инвестиций в развитие технологий, связанных с возобновляемыми источниками энергии, благодаря признанию их роли не только в противодействии изменению климата, но также и в решении вопросов доступности энергии, энергетической безопасности, сохранения окружающей среды и устойчивого развития. ГЭФ планирует не ограничиваться разработкой благоприятной политики и правовых норм, а пропагандировать инвестиции в возобновляемые источники энергии, в том числе и в сравнительно небольших и бедных развивающихся и наименее развитых странах, где наблюдается нехватка как государственных, так и частных средств и очень ограниченно распространены современные энергетические решения. Фонд намеревается инвестировать в проекты, реализация которых приведет к прорыву в распространении надежных и наименее затратных технологий на основе возобновляемых источников энергии.

Учитывая острую потребность сельских районов развивающихся стран в энергии, ГЭФ включает в свои планы распространение не только сетевых, но и автономных источников электричества, а также обогревателей, работающих на местных возобновляемых ресурсах — биомассе, энергии солнца, ветра, текущей воды и тепла земных недр. Реализация проектов позволит создать для малого и среднего бизнеса на местах возможность расширения технических мощностей для установки, эксплуатации и обслуживания решений на основе возобновляемых источников энергии. Кроме этого, ГЭФ планирует способствовать расширению производства метана из биомассы для выработки электричества и для отопления. И наконец, поддержка Фонда может также способствовать созданию условий для расширения устойчивого производства биомассы, используемой далее для производства твердых и жидких видов биотоплива, способного заменить ископаемые виды горючего.

Продвижение решений на основе использования биомассы требует учета критериев устойчивого развития, чтобы поддержка ГЭФ не привела к угрозе продовольственной безопасности и лесным ресурсам, снижению плодородности почвы, увеличению объема выбросов парниковых газов, а также к нарушению принципов, относящихся к сохранению биологического разнообразия или рациональному земле- и водопользованию.

В рамках данного направления вмешательство ГЭФ может представлять собой техническую помощь в разработке политики и нормативно-правовой базы, создание технических и институциональных условий и механизмов инвестиций в развитие и распространение решений на основе возобновляемых источников энергии.

Инвестиции ГЭФ в проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии. Обзор портфеля

Распределение проектов ГЭФ, связанных с возобновляемыми источниками энергии, по регионам и объемам финансирования

Рис.1. Распределение проектов ГЭФ, связанных с возобновляемыми источниками энергии, по регионам и объемам финансирования
Источник: Доклад на 16-й Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата, октябрь 2010 г.

ГЭФ, представляющий собой финансовый механизм Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), с начала своей деятельности в 1991 г. инвестировал 2,5 миллиарда долларов США в мероприятия по смягчению воздействия на климат и адаптации к его изменению, а также привлек дополнительные инвестиции на сумму 15 миллиардов долларов. В государственном секторе ГЭФ стал крупнейшим источником финансирования мероприятий по передаче экологически безопасных технологий развивающимся странам. Проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии, представляют собой значительную часть инвестиционного портфеля ГЭФ.

С 1991 года по октябрь 2010-го их доля в общем портфеле проектов ГЭФ по изменению климата возросла примерно до 1,2 миллиарда долларов США. При этом в среднем на проект выделяется 5,3 миллиона долларов. К средствам, выделяемым ГЭФ, добавляются 7,5 миллиарда долларов в рамках софинансирования.

С момента создания ГЭФ участвовал в 208 проектах, связанных с возобновляемыми источниками энергии. Большая часть инвестиций в этой сфере была направлена в страны Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна (рис. 1).

Большая часть средств, выделяемых ГЭФ, направляется на реализацию проектов по продвижению возобновляемых источников энергии (рис. 2) без указания конкретной технологии. Это объясняется тем, что роль Фонда заключается в активизации и трансформации энергетических рынков в целом. Однако если местные климатические и рыночные условия позволяют особо выделить какую-либо определенную технологию, ГЭФ направляет средства на вывод на рынок именно ее.

Действия по активному продвижению технологий на основе возобновляемых источников энергии

Действия ГЭФ по продвижению использования возобновляемых источников энергии, предпринимаемые в каждом конкретном случае, варьируются от устранения препятствий и создания благоприятных условий до непосредственного инвестирования в развитие технологий. В проектах по развитию альтернативной энергетики может быть множество участников: правительства, частные компании, финансовые посредники, адресаты технической помощи, поставщики технологий и подрядчики, а также разработчики проектов.

Создание благоприятных рыночных условий

Участвуя в разработке политических и нормативно-правовых решений, стандартов и условий сертификации, а также в распространении информации, ГЭФ стремится создавать условия, благоприятствующие увеличению объемов производства и потребления энергии на основе возобновляемых источников.

В большинстве проектов ГЭФ предусмотрено участие в формировании национальной политики в отношении альтернативной энергетики, например, путем составления проектов или пересмотра уже существующих национальных стратегий, путем разработки оперативных схем и планов.

Чрезвычайно важны и разработка стандартов, испытание и сертификация технологий на основе возобновляемых источников энергии. Эффективные стандарты и методы испытаний позволяют существенно повысить качество, надежность решений и их приемлемость для потребителей (Eberhard, 2004).

Финансирование

Рис. 2. Объем инвестиций ГЭФ в технологии на основе возобновляемых источников энергии

Рис. 2. Объем инвестиций ГЭФ в технологии на основе возобновляемых источников энергии
Источник: Доклад на 16-й Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата, октябрь 2010 г.

Основным препятствием на пути инвестирования в энергетику на основе возобновляемых источников, в особенности в развивающихся странах, остается недостаток финансирования. В проектах ГЭФ уделяется большое внимание поиску путей для эффективного устранения этого препятствия силами финансовых посредников (банков, финансовых институтов развития, микрокредиторов), поставщиков, торговцев, обслуживающих компаний, конечных пользователей, а также совместными усилиями перечисленных участников рынка.

За прошедшие 20 лет ГЭФ, действуя через свои исполнительные организации, осуществлял следующие виды деятельности:

Предоставление грантов и финансирование сопутствующих расходов на подготовку проектов и получение инвестирования. ГЭФ предлагает условные кредиты на покрытие сопутствующих расходов и гранты на покрытие капитальных затрат по инвестициям. Аналогичным образом ГЭФ финансирует первоначальные расходы на разработку проекта. Сумма такого финансирования может составлять до 5 % и более от общего объема инвестиций. Процентная ставка и график выплат по условным кредитам аналогичны ставке и графику традиционного кредита, но при определенных условиях кредит можно не возвращать.

Снижение характерных для технологии рисков по проектам. Например, самый существенный риск при строительстве геотермальной электростанции возникает при бурении первой скважины, даже если поверхностная геофизическая съемка дала хороший результат. В рамках проектов ГЭФ в странах Африки, Карибского бассейна и Восточной Европы создаются средства страхования интересов инвесторов от рисков, связанных с геологическими и техническими особенностями процесса реализации таких проектов.

Создание схемы микрофинансирования. Финансирование расходов частных потребителей — домохозяйств и мелких предприятий — на покупку оборудования для использования возобновляемых источников энергии часто считается финансовыми учреждениями низкоприоритетным направлением, особенно в развивающихся странах. ГЭФ оказывал поддержку существующим финансовым учреждениям или создавал новые организации, занимающиеся микрофинансированием расходов указанных групп, например затрат на покупку систем для использования солнечной энергии в Бангладеш и Уганде.

Поддерживаемые ГЭФ технологии на основе возобновляемых источников энергии

За прошедшие 20 лет только посредством прямых инвестиций ГЭФ реализовал проекты по установке систем для получения энергии из возобновляемых источников общей электрической мощностью более 3 ГВт и тепловой — 2,8 ГВт. В начале, во время пилотного этапа работы ГЭФ, использовались уже проверенные и одобренные технологии. В течение этапа ГЭФ 1 доля проектов по каждой из технологий оставалась неизменной, однако число проектов возросло. Существенное расширение диапазона технологий произошло на этапах ГЭФ 2 и ГЭФ 3. На протяжении третьего этапа реализация всего нескольких проектов использования солнечной тепловой и геотермальной энергии привела к заметному увеличению объема мощностей на основе возобновляемых источников энергии. На этом же этапе произошла дальнейшая диверсификация портфеля технологий за счет включения в него новых, не до конца апробированных технологий, находящихся на докоммерческом этапе развития.

Солнечная энергия

Солнечная тепловая энергия
Солнечное излучение может использоваться в качестве высокотемпературного чистого источника энергии для отопления и выработки электроэнергии. Энергия Солнца может использоваться непосредственно для нагревания воды или преобразовываться в электричество при помощи фотоэлектрических систем (ФЭ-систем). Кроме того, излучение можно сфокусировать, что позволит получить высокую температуру для поддержания термодинамических циклов с целью выработки электроэнергии. Большое количество солнечного излучения, характерное для большинства развивающихся стран, делает солнечную энергетику идеальным источником энергии в этих странах.

Солнечные системы отопления

ГЭФ принял участие в 14 национальных и межнациональных проектах внедрения солнечных систем отопления в 29 странах, при этом сумма финансирования составила 39,7 миллиона долларов США. Для реализации этих проектов удалось привлечь софинансирование в пропорции 1:3,7, что позволило установить системы общей номинальной мощностью 2,45 ГВт.

Солнечная тепловая энергия

Самую существенную поддержку ГЭФ получила технология концентрированной солнечной энергии (КСЭ). Фонд помог в осуществлении трех национальных и одного глобального проектов, в которых предусмотрено использование солнечного тепла, выделив 149 миллионов долларов США. Дополнительное финансирование составило 890 миллионов. Это позволило установить системы общей электрической мощностью 70 МВт.

При содействии Всемирного банка ГЭФ создал портфель из трех демонстрационных электростанций на КСЭ в Мексике, Марокко и Египте. В рамках этих проектов были построены солнечные поля мощностью в среднем 30 МВт, входящие в состав гибридных газотурбинных электростанций. Успешное сочетание газовых турбин и солнечных электростанций позволяет контролировать количество отдаваемой энергии, что делает это решение экономически привлекательным. Однако предложенная технология не вызвала ожидаемого энтузиазма, а сами проекты развивались очень медленно.

Внесетевое фотоэлектричество

ГЭФ профинансировал более 70 проектов по выработке электроэнергии при помощи бытовых солнечных систем и внесетевых фотоэлектрических установок в 68 странах. Объем инвестиций со стороны ГЭФ составил 361 миллион долларов США, коэффициент привлечения дополнительных средств — 1:7. Дополнительное финансирование позволило установить системы с общей номинальной пиковой мощностью 124 МВт.

Реализация проектов ГЭФ привела к быстрому росту производства фотоэлектрических элементов в нескольких странах. Это позволило повысить качество и сократить издержки, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение сферы применения бытовых солнечных систем и внесетевых ФЭ-систем.

Сетевое фотоэлектричество

ГЭФ оказал поддержку 21 проекту по выводу на рынок и установке подключаемых к сети ФЭ-систем. Их пиковая мощность оценивается в 40 МВт. В большинстве проектов эти системы комбинируются с небольшими ветро- и гидроэлектростанциями и зачастую обслуживают локальные сети. Сумма финансирования со стороны ГЭФ составила 160 миллионов долларов США, в рамках софинансирования было дополнительно привлечено еще 1,6 миллиарда долларов.

Ветровая энергетика

Современные исследования показывают, что потенциал ветровой энергетики существенно превышает мировую потребность в электричестве. Тем не менее, несмотря на 40 %-ный годовой прирост мощности в ветровой энергетике в течение последних 25 лет, только 1 % общемировой потребности в электричестве в настоящее время покрывается за счет энергии ветра. Более 98 % существующих ветрогенераторов установлено в странах ОЭСР, Китае и Индии.

На пути развития ветровой энергетики существует множество технических, экономических, финансовых, институциональных, рыночных и прочих препятствий. Для их преодоления во многих странах созданы различные политические инструменты, такие как капитальные субсидии, налоговые льготы, оборотные энергетические сертификаты, тарифы на подаваемую в сеть энергию, гарантии доступа к сети и обязательные к соблюдению стандарты.

ГЭФ оказал поддержку ряду проектов в сфере ветроэнергетики в 38 странах. Это позволило установить системы общей мощностью почти 1 ГВт. На реализацию 40 проектов, составной частью которых является развитие ветроэнергетики, ГЭФ потратил 252 миллиона долларов США, а сумма привлеченных инвестиций составила 1,9 миллиарда долларов.

Опыт показывает, что доступность ресурсов и степень знакомства с технологией являются ключевыми факторами, влияющими на развитие рынка. Наиболее же существенным барьером на пути успешного продвижения ветроэнергетики являются законы, препятствующие подключению генераторов на возобновляемых источниках энергии к сети, а также дополнительные издержки станций, распределяющих электроэнергию, полученную при помощи турбин.

Международный опыт дает несколько примеров успешного решения этой проблемы, в том числе путем создания портфеля возобновляемых источников энергии и введения гарантированных тарифов на электроэнергию, отдаваемую в сеть. ГЭФ помогает странам подготовить и принять эти нормативно-правовые акты.

ГЭФ профинансировал проект по возобновляемым источникам энергии в Российской Федерации

29 ноября 2009 г. был запущен пятилетний проект «Россия. Программа развития возобновляемых источников энергии» (ПРВИЭ), софинансируемый ГЭФ и МФК (Международной финансовой корпорацией). Это первый проект ГЭФ-МФК по развитию возобновляемых источников энергии в Российской Федерации.

Цель проекта — создание условий для формирования в России стабильного рынка возобновляемых источников энергии при тесном сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирным банком.

Проект ПРВИЭ включает в себя как предоставление консультационных услуг, так и развитие финансовых механизмов. Сумма инвестиций ГЭФ — более 10 миллионов долларов США, еще 142 миллиона приходится на софинансирование. Большая часть суммы софинансирования — это два коммерческих кредита, предоставленных МФК и ЕБРР. С российской стороны реализацией проекта занимается Министерство экономического развития Российской Федерации.

В рамках реализации проекта ПРВИЭ предусмотрено устранение препятствий к широкому использованию возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, развитие соответствующей нормативно-правовой базы и рыночных механизмов стимулирования. Программа охватывает отдельные регионы России, отобранные исходя из наличия в них благоприятных предпосылок к развитию возобновляемых источников энергии. Это, в частности, регионы, где подобные проекты уже реализуются, где имеются возобновляемые источники энергии, а также значимая потребность в электричестве и тепле и необходимая инфраструктура. Кроме этого, деятельность в рамках ПРВИЭ направлена на повышение информированности основных участников рынка и лиц, ответственных за принятие решений, что в конечном счете должно привести к ощутимым инвестициям в развитие возобновляемых источников энергии в России.

Основные компоненты Программы

Компонент 1. Разработка нормативно-правовой базы, в рамках которой решаются основные юридические и законодательные вопросы, в частности, разрабатываются меры поощрения инвестиций в развитие возобновляемых источников энергии. Подчиненные задачи: развитие информационной базы для выработки основных принципов; поддержка межведомственной рабочей группы в разработке законодательства по возобновляемым источникам энергии; достижение всеобщего согласия и повышение информированности общественности; разработка необходимых принципов и подзаконных актов.

Компонент 2. Развитие рыночных возможностей, решение вопросов экономической целесообразности и устранения препятствий, связанных с рыночной инфраструктурой, отношением рынка к различным технологиям на основе возобновляемых источников энергии, а также возможности их реализации в России. С целью предотвращения чрезмерного распыления усилий, эти мероприятия будут проводиться в 2–3 регионах, включенных в Программу. Подчиненные задачи: оценка возобновляемых источников энергии; договоры и юридическая поддержка инвесторов; развитие рыночной инфраструктуры.

Компонент 3. Финансирование развития возобновляемых источников энергии — решение вопроса о доступности финансовых продуктов, необходимых разработчикам и инвесторам, действующим в сфере возобновляемых источников энергии, например: долгосрочное финансирование и выполнение требований, необходимых для получения возможности предлагать продукцию независимым энергетическим проектам и другим инвесторам/разработчикам. Подчиненные задачи: создание необходимых возможностей в банковском секторе и учреждение финансирующей организации.

Посредством выполнения этих трех компонентов Программы предполагается создать в России рынок возобновляемых источников энергии. Основными индикаторами успеха проекта станут:

  • Прямое сокращение суммарного объема выбросов парниковых газов на 5 миллионов тонн эквивалента CO2 в течение 20 летнего цикла инвестирования, косвенное сокращение суммарного объема выбросов парниковых газов на 20–200 млн тонн.
  • Принятие законов и внедрение программы поощрения развития возобновляемых источников энергии, в том числе:
    • формирование нормативно-правовой базы, предусматривающей создание механизмов поощрения, позволяющих возобновляемым источникам энергии конкурировать с традиционными источниками; анализ и реализация различных налоговых льгот, субсидий, оплаты подаваемой в сеть энергии, ускоренной амортизации;
    • обеспечение прозрачности, предсказуемости и эффективности процессов и процедур получения разрешений на аренду земли, получения прочих разрешений и лицензий, позволяющих обеспечить необходимую поддержку (в том числе в виде инвестиций) развития частного сектора со стороны, например, независимых производителей энергии;
    • создание нормативно-правовой базы в сфере возобновляемых источников энергии, обеспечивающей решение вышеперечисленных вопросов на региональном (в рамках федеральных округов, областей, краев) и, возможно, на местном уровнях управления, если для решения таких вопросов требуется поддержка.
  • Принятие решений о финансировании 30 проектов по развитию возобновляемых источников энергии.
  • Направление на реализацию проектов в сфере возобновляемых источников энергии инвестиций от МФК, ЕБРР и других спонсоров на общую сумму 366 миллионов долларов США.
  • Достижение мощности генерации энергии, полученной из возобновляемых источников, до 205 МВт.
  • Достижение к 2015 году ежегодной выработки 770 ГВт•ч электроэнергии из возобновляемых источников энергии.

ГЭФ и энергоэффективность

В настоящее время в государственном секторе ГЭФ — один из крупнейших спонсоров повышения энергоэффективности: в развитие этой сферы более чем в 90 развивающихся странах и странах с переходной экономикой ГЭФ инвестировал 850 миллионов долларов США, еще 5,9 миллиарда приходится на софинансирование. Предполагается, что эти вложения позволят к 2020 году снизить объем выбросов углекислого газа на 1,3 миллиарда тонн.

Значительную часть своих ресурсов ГЭФ инвестировал в проекты, направленные на устранение рыночных и других препятствий к повышению энергоэффективности. Благодаря поддержке ГЭФ в развивающихся странах принят ряд законов, нормативных актов, стандартов и правил сертификации зданий, промышленного оборудования, бытовой техники и осветительных приборов. В этих странах были созданы необходимые рыночные механизмы и финансовые инструменты, стимулирующие внедрение энергоэффективных технологий, многие из которых были переданы развивающимся странам, также при содействии ГЭФ.

Таблица 2. Энергоэффективность в Российской Федерации
Комплексная программа
Организация, отвечающая за реализацию Проект Финансирование ГЭФ (долл. США) Софинансирование (долл. США) Дата утверждения проекта
ПРООН Стандарты и маркировка для пропаганды энергоэффективности 7 810 000 32 250 000 5 апреля 2010г.
ЮНИДО/ЕБРР Программа преобразования рынка для повышения энергоэффективности в отраслях российской промышленности с наибольшим объемом выбросов парниковых газов 15 385 000 135 750 000 22 июля
2010г.
ЕБРР Повышение энергоэффективности общественных зданий в Российской Федерации — в рамках Комплексной программы повышения энергоэффективности 9 210 000 62 900 000 3 ноября 2010г.
ЕБРР Повышение энергоэффективности городских жилых зданий в Российской Федерации 9 670 000 86 700 000 19 ноября 2010г.
ПРООН Переход к рынку энергоэффективных осветительных приборов 7 020 000 20 500 000 16 марта 2010г.
ПРООН Энергоэффективность зданий на северо-западе России 5 840 000 23 250 000 8 октября 2010г.

ГЭФ продолжает уделять внимание вопросам повышения энергоэффективности как основному способу противодействия изменению климата и надеется привлечь к сотрудничеству государственные организации и частные предприятия, что позволит ему продолжать играть роль основного источника финансирования глобальных экологических проектов.

Энергоэффективность в Российской Федерации

ГЭФ совместно с Программой развития ООН (ПРООН) заложил фундамент работы в сфере энергоэффективности в России, реализовав в 1996 и 2002 годах два проекта: «Создание потенциала для устранения основных барьеров на пути к повышению энергоэффективности жилых зданий и систем теплоснабжения в России» и «Внедрение экономически эффективных мер энергосбережения в российском образовательном секторе».

По результатам проведенной работы Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), совместно с ПРООН и ЕБРР, разработала новую комплексную программу по повышению энергоэффективности в России. Этот рамочный документ, состоящий из шести полномасштабных проектов, был утвержден Советом ГЭФ в апреле 2008 г. Проекты были согласованы с приоритетными направлениями Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 г., принятой 28 августа 2003 г.

Стратегия предусматривает:

  • сокращение прямых издержек на выработку и использование энергии за счет рационального расходования, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь;
  • повышение финансовой стабильности и эффективности использования потенциала энергетического сектора, повышение производительности труда;
  • максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни граждан.

В таблице 2 перечислены проекты Программы. Каждый из них посвящен какому-то одному важному направлению повышения энергоэффективности, позволяющему существенно сократить выбросы парниковых газов.

Особое внимание — Программе ЮНИДО/ЕБРР по преобразованию рынка для повышения энергоэффективности в отраслях российской промышленности с наибольшим объемом выбросов парниковых газов 1

В рамках комплексной программы ЮНИДО установило прочные партнерские отношения с ЕБРР с целью выработки решений для энергетической индустрии и других отраслей, являющихся существенным источником выбросов парниковых газов. Средний показатель энергоэффективности российской промышленности существенно ниже среднего общемирового значения. Этому имеется ряд объяснений: устаревшее оборудование, традиционно низкие цены на электроэнергию и обилие энергоресурсов, а также низкая заинтересованность правительства и руководителей предприятий в исправлении ситуации.

Однако положение быстро меняется. Правительство Российской Федерации поставило амбициозную цель: снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 %. Внутренние цены на ископаемое топливо постоянно растут, приближаясь к мировому уровню, реформы в секторе энергоснабжения привели к возникновению свободного рынка электроэнергии, что позволило запустить рыночные механизмы формирования цен на электричество.

Эти изменения резко повысили интерес к проблеме повышения энергоэффективности. Но все-таки пока на пути внедрения энергоэффективных решений остается множество серьезных препятствий. Так, требуется повысить осведомленность руководителей предприятий в этом вопросе. Кроме этого, правительству необходимо уделить больше внимания разработке и внедрению действенных принципов энергоэффективности.

В других странах действенными оказались системы регулирования потребления энергии (СРПЭ). В среднем они позволяют повышать энергоэффективность на 1–2 % в год в течение многих лет. Это в 2–3 раза превышает эффект от простой замены устаревшего оборудования. Повышение энергоэффективности было продемонстрировано на примере как крупных компаний, так и малых и средних предприятий. Тем не менее практика показала, что требования СРПЭ к последним не могут быть столь же строгими, как к большим компаниям.

Для повышения энергоэффективности есть два пути. Первый — замена имеющегося оборудования на более экономичное. Второй — системная оптимизация– которая предполагает более сложный порядок действий, требующий гораздо больших усилий, но эффективный с точки зрения результативности. Например, замена двигателя может дать 5 % экономии энергии, а замена всей машины на более эффективную позволит выиграть от 20 до 50 %. Считается, что энергопотребление промышленных секторов можно снизить более чем наполовину, если применять системный подход. Ожидается, что в России этот эффект во многих случаях будет выше, чем в других странах, поскольку на многих заводах используются устаревшее оборудование и технологические процессы.

В России уже имеется опыт оптимизации водоснабжения. Системный подход позволяет увеличить (в 2–3 раза!) КПД существующих насосных систем, не превышающий 10 %. Для повсеместного распространения этого опыта требуется создание в промышленности возможностей для внедрения СРПЭ и средств системной оптимизации. В конце ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Для более эффективного исполнения этого закона предусмотрена реорганизация структуры Министерства энергетики Российской Федерации. Например, один из ассоциированных органов, занимавшихся решением исследовательских задач, преобразуется в Российское энергетическое агентство со значительно расширенным кругом обязанностей. Конечно, для разработки и реализации мер, а также для контроля их исполнения придется привлечь множество экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом.

В рамках утвержденного Советом ГЭФ проекта на десяти крупных и пятидесяти малых и средних предприятиях будут введены в действие СРПЭ. На примере этих предприятий будут продемонстрированы конкурентные преимущества, которые дает система регулирования потребления энергии. Сотни компаний узнают о СРПЭ, что, возможно, вызовет у их руководителей желание установить такие системы и на своих предприятиях. Уровень осведомленности о ситуации с энергоэффективностью в различных отраслях промышленности в России существенно возрастет. Подобные изменения могут стать основой для введения национального стандарта регулирования потребления энергии и добровольного принятия этого стандарта в будущем. В рамках реализации проекта обучение пройдет тысяча местных экспертов, сотрудников предприятий и государственных служащих. Эти эксперты могут составить основу для реализации политики по энергосбережению в масштабе всей России.

Существенное влияние на реализацию программы, предложенной ГЭФ, может оказать комбинация различных мер. Эффекта синергии можно добиться, дополнив предложение ГЭФ высокоэффективными средствами финансирования, предлагаемыми ЕБРР, Российской программой финансирования устойчивой энергетики (РПФУЭ), а также поступлениями от торговли квотами на выброс парниковых газов, и использованием специализированных кредитных и акционерных инструментов. Инвестиции в программное и аппаратное обеспечение в рамках реализации проекта позволят использовать средства, получаемые по этим линиям финансирования, более эффективно и рационально. Ожидается, что через пять лет в результате реализации проекта удастся дополнительно сократить объем выбросов углекислого газа (исходя из 10 летнего цикла эксплуатации оборудования) примерно на 3,8 миллиона тонн. В проекте будут использованы опыт финансирования и сеть контактов в России, создававшаяся ЕБРР последние 20 лет, в сочетании с осуществляемой ЮНИДО международной программой передачи технологий и наращивания потенциала в сфере регулирования потребления энергии и оптимизации систем.

ИНИЦИИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ КОТЛЫ В КИТАЕ, ВЬЕТНАМЕ И РОССИИ

Минь Янь (Ming Yang), старший экофинансист, ГЭФ

Введение

ГЭФ — многосторонний финансовый механизм, созданный в 1991 г., выделяет развивающимся странам гранты на реализацию проектов и программ по защите окружающей среды. В данной статье рассказывается о роли ГЭФ в продвижении промышленных энергоэффективных котлов, приводится краткое описание проекта, реализация которого позволила привлечь инвестиции для внедрения таких котлов в Китае. Также здесь описываются преимущества участия ГЭФ в подобных проектах во Вьетнаме и в России.

Около 20 лет назад ГЭФ, Всемирный банк и Правительство Китая разработали и реализовали проект по повышению энергоэффективности промышленных котлов в Китае. Затем, последовав примеру китайской «политики открытых дверей и реформ», Вьетнам привлек иностранные инвестиции в промышленный сектор. За последние несколько лет из Китая, Южной Кореи и Тайваня во Вьетнам было перенесено большое число производств. Этот процесс во многом аналогичен происходившему примерно 20 лет назад переносу технологий и иностранных производств в Китай.

Россия включена в рассмотрение в связи с тем, что в настоящее время в сфере энергоэффективности и выбросов углекислого газа сложилась ситуация, во многом аналогичная наблюдавшейся в Китае два десятилетия назад. На рисунке 3 показана углеродоемкость промышленности Китая (красная линия), России (сплошная синяя линия) и мира (зеленая линия). Если сместить синюю линию на 20 лет назад, мы получим пунктирную синюю, помеченную как «Тень России», которая практически полностью повторяет очертания красной линии. На рисунке ясно видно, что углеродоемкость промышленности России в период с 1990 по 2008 год менялась аналогично тому же показателю промышленности Китая в период с 1971 по 1990 год. Это означает, что перед Россией открываются те же перспективы повышения энергоэффективности, что и перед Китаем 20 лет назад.

Китай. История успешных инвестиций ГЭФ в промышленные котлы

В начале 1990 х годов на энергетическую отрасль Китая приходилось 80 % от общего объема выбросов парниковых газов в стране. Главным источником выбросов было сжигание угля в средних и малых промышленных котлах, производящих менее 65 тонн пара в час на установку. В 1990 году в Китае в таких котлах было сожжено более 350 миллионов тонн угля (около 35 % всего угля, потребляемого в стране), при этом в атмосферу было выброшено 715 миллионов тонн углекислого газа (30 % от общего объема выбросов, производимых энергетикой Китая).

Китай. История успешных инвестиций ГЭФ в промышленные котлы

Рис. 3

На начало 1990 х годов в Китае насчитывалось примерно полмиллиона промышленных котлов, не использовавшихся в энергетической отрасли. Более половины всех котлов вырабатывало от 1 до 4 тонн пара в час, а средняя выработка составляла всего 2,3 тонны в час. В отличие от других крупных промышленно развитых стран, где от котлов, в которых сжигается уголь, в основном уже отказались, более 95 % промышленных котлов в Китае работало на угле. Если учесть преимущества угля перед нефтью и отсутствие крупных залежей газа в Китае, можно ожидать, что потребление большого количества угля продолжится и в XXI веке.

В последней четверти прошлого века в Китае продолжали использоваться котлы, созданные с применением принципов и технологий, характерных для первой половины XX века. КПД промышленного котла составлял в среднем 60–65 %. В развитых же странах КПД котлов аналогичного размера и назначения редко бывал ниже 80 %. Увеличение теплового КПД китайских котлов до мирового уровня позволило бы снизить потребление угля на 60 миллионов тонн в год. Для того чтобы добиться этого, ГЭФ при участии Всемирного банка и Правительства Китая профинансировал один проект.

Цель проекта состояла в сокращении выбросов парниковых газов, снижении общего количества взвешенных частиц и уменьшении объемов выбросов двуокиси серы (SO2) и окислов азота (NOx). Это предполагалось сделать за счет разработки экономичных энергоэффективных и более экологичных промышленных котлов; массового производства и продвижения улучшенных моделей котлов, отвечавших эксплуатационным требованиям; широкого распространения более энергоэффективных и экологически безопасных технологий путем укрепления организационных структур, улучшенного обмена информацией и реформирования политики в сфере энергоэффективности и защиты окружающей среды.

План проекта ГЭФ

Ниже перечислены компоненты проекта с указанием их стоимости и суммы финансирования со стороны ГЭФ.

Модернизация имеющихся моделей котлов, общая стоимость — 53,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 16,5 миллиона долларов.

Установка новых моделей котлов с высоким КПД, общая стоимость — 44,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 13,7 миллиона долларов.

Техническое содействие и обучение производителей и потребителей котлов, общая стоимость — 2,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 1,3 миллиона долларов.

Контроль и оценка, управление реализацией проекта, общая стоимость — 2,1 миллиона долларов США, вклад ГЭФ — 1,3 миллиона долларов.

ГЭФ финансировал дополнительные издержки по проекту, рассчитываемые как разность между стоимостью «альтернативы ГЭФ» и «базового проекта». Стоимость статьи «базовый проект» определялась как сумма расходов, которые понес бы Китай при самостоятельном удовлетворении существовавшего спроса на промышленные котлы. Дополнительные расходы — это расходы, понесенные производителями котлов при покупке современных технологий, в том числе затраты на лицензирование, инженерно-техническое обеспечение, выборочную закупку и коммерческую демонстрацию. Также в состав дополнительных расходов включены расходы на модификацию производственных помещений для изготовления более энергоэффективных котлов. Общая сумма дополнительных расходов производителей котлов при реализации статьи «альтернативы ГЭФ» составила примерно 30,2 миллиона долларов США. Для обеспечения жизнеспособности и эффективной реализации проекта потребовалось дополнительно 2,6 миллиона долларов США. В эту сумму вошли расходы на мониторинг, оценку и управление его реализацией. Таким образом, общая сумма финансирования по данному проекту со стороны ГЭФ составила 32,8 миллиона долларов США, а сумма привлеченных инвестиций Всемирного банка и Правительства Китая — 68,6 миллиона долларов США.

Польза для окружающей среды в глобальном масштабе

По прогнозу Всемирного банка, сделанному в 1996 году, к 2016 году примерно 50–60 % выработки энергии в сфере применения промышленных котлов в Китае будет приходиться на более энергоэффективное оборудование, появившееся в результате реализации проекта ГЭФ. Согласно прогнозу, прямая экономия за счет его применения составит около 102 миллионов тонн угля, а суммарный объем выбросов углекислого газа сократится почти на 181 миллион тонн.

В декабре 2004 года Всемирный банк провел аудит реализации проекта, а в марте 2005 года Отдел оценки ГЭФ представил окончательный отчет. Согласно этому отчету и результатам аудита, к 2019 году проект позволит сократить объем прямых выбросов углекислого газа на 160 миллионов тонн. Чистая стоимость сокращения выбросов углекислого газа для ГЭФ составила 0,205 доллара США за тонну углекислого газа, что значительно ниже курса 14 евро за тонну, действовавшего на углеродном рынке Евросоюза при торговле квотами на выбросы в декабре 2010 г.

С учетом возможных погрешностей, а также быстрых темпов изменений на энергетическом рынке Китая Отдел оценки ГЭФ сделал вывод, что цель проекта была в основном достигнута.

Вьетнам. Легкий заработок на промышленных котлах

По разным оценкам, к концу 2010 года во Вьетнаме использовалось около 4000 средних и малых промышленных котлов. Около двух третей из этого числа принадлежит государственным компаниям и находится в собственности Министерства промышленности Вьетнама. Более 90 % этих котлов имеет производительность менее 5 тонн пара в час на установку. Проведенные недавно исследования на местах показали, что фактический КПД промышленных котлов составляет 33–70 % в случае использования угля и 50–85 % — нефти. 45 % из числа обследованных котлов расположено в северной части страны и в основном работает на угле, а 31 % — находится в Южном Вьетнаме и использует, как правило, нефть. Примерно 39 % нефтяных и 47 % угольных котлов произведено или установлено до 1985 г. Большая часть котлов изготовлена в Китае, остальные — в Японии, Вьетнаме, России и США. Ясно, что потенциал энергосбережения в этой сфере весьма велик.

План проекта по промышленным котлам

В 2007–2008 годах проводился аудит энергоэффективности на двух производственных предприятиях Вьетнама с целью использования полученных данных для разработки проекта по повышению энергоэффективности котлов. Ниже приведены результаты аудита одного из предприятий.

Всего на проверявшемся заводе было установлено 9 малых промышленных котлов. Они располагались в трех котельных и были подключены к трем различным системам распределения котлового пара. В первом помещении находилось четыре котла общей производительностью 28 тонн пара в час (две установки производительностью по 4 т/ч и две — по 10 т/ч). Общая производительность котлов, расположенных во втором помещении, составляла 12 тонн в час (3 установки по 4 т/ч). Оставшиеся два котла располагались в третьем помещении, работали на дизельном топливе и имели общую мощность 28 МВт. Котлы из первых двух помещений подавали пар к технологическим линиям, котлы в третьем помещении использовались для подачи горячей воды в заводские душевые. Каждая котельная была оборудована отдельной системой подачи пара/подвода тепла. В 2007 году эти котлы потребили 5350 тонн мазута и 192 тонны дизельного топлива.

В системах подачи пара этих трех котельных помещений был выявлен большой потенциал энергосбережения. Обычно система подачи пара включает в себя котлы, паропроводы, паровые прессы, паровой клапан, трубопроводы для конденсата, резервуары для сбора пара и насосы подачи конденсата в котлы. Чем компактнее система и чем меньше в ней утечек, тем выше ее эффективность. Осмотр на месте выявил, что две парокотловые системы на заводе были негерметичными и некомпактными. Большие объемы пара и горячей воды (а значит, и энергии) в этих двух системах попросту выбрасывались.

В первой паровой системе пар, выходящий из котла (190 °C), направлялся в рабочее помещение, находившееся примерно в 100 метрах от котлов. К моменту использования пара его температура составляла около 150 °C. Отработанный пар и горячая вода разделялись пароотделительным клапаном. Горячий конденсат (около 98 °C) закачивался в водоохладительный резервуар в котельной, затем, охладившись до 90 °C, закачивался в котел. Согласно технической спецификации котла температура подаваемой воды должна была быть не выше 90 °C. В процессе охлаждения горячей воды в резервуаре терялось огромное количество энергии. Кроме этого, в водоохладительный резервуар возвращалось всего 64 % (18 т/ч) отработанной горячей воды из пароотделительного клапана, остальная вода терялась через утечки в системе. В котлы подавалось 36 % (10 т/ч) пресной воды, имевшей среднюю температуру около 30 °C.

Потери энергии во второй системе были еще больше. Вся система в целом была открытой, и в ней вообще не было предусмотрено повторное использование горячей воды.

В таблице 3 приведены все характеристики систем.

Таблица 3. Баланс пара и горячей воды в двух паровых системах
 Паровая система 1Паровая система 2
(т/ч)()(т/ч)()
Общий выход пара2810012100
Рециркуляция горячей воды16400
Подача свежей воды103612100
Повторное использование горячей воды в жилой зоне2,81000
Потери горячей воды7,22612100

Третья система была проще. В двух дизельных котлах нагревалась вода, подаваемая в душевые. Автор статьи считает лишним использование котлов для этой цели. Вода, подаваемая в душевые, должна быть нагрета примерно до 50 °C. Эту температуру можно получить, используя нагревание отработанным паром из технологической линии.

Таким образом, были намечены два основных направления, в которых можно было добиться повышения КПД системы. Во первых, необходимо было обеспечить замкнутый цикл в паровой системе для предотвращения утечек пара и горячей воды. Во вторых, конденсат, имеющий температуру 98 °C, перед подачей в котел следовало пустить через теплообменник для нагревания воды, подаваемой в душевые помещения. С этой целью необходимо было установить два теплообменника (один в душевом помещении, другой — на выходе топочных газов из котлов). Пар и горячая вода из первой паровой системы были пущены по следующему маршруту: выход из котла (пар, 190 °C, 1 МПа) → технологическая линия (пар, 155 °C, 0,7 МПа) → пар на клапанах в конце технологической линии (горячая вода, 98 °C) → перекачивание горячей воды в душевые помещения (горячая вода, 98 °C) → вход в теплообменник в душевых помещениях (горячая вода, 90 °C) → выход из теплообменника в душевых помещениях (горячая вода, 60 °C) → возвратный трубопровод отработанной котловой воды (50 °C) → фильтр (50 °C) → подача воды в теплообменник на выходе топочных газов (50 °C) → подача воды из теплообменника на выходе топочных газов в котлы (70 °C). Экономия энергии в новой системе составила более 50 %.

Общие выгоды от реализации проекта

За срок эксплуатации системы, составляющий 20 лет, общая экономия мазута и дизельного топлива составит 53 600 тонн и 3840 тонн соответственно. Это позволит сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу примерно на 206 780 тонн. Исходя из общей суммы инвестиций в 434 800 долл. США, стоимость сокращения объема выбросов углекислого газа на 1 тонну составляет 2,1 доллара США.

Россия. Потенциал энергосбережения промышленных котлов

Потенциал энергосбережения в России очень велик. В 1990–1995 годах и без того низкая энерго­эффективность российской экономики снизилась еще больше. С 2000 по 2010 год ее энергоемкость (отношение количества потребляемой энергии к ВВП) снизилась примерно на 20 %. Но, несмотря на столь существенное снижение, экономика России продолжает оставаться наименее энергоэффективной в мире.

Российское правительство уделяет много внимания вопросу повышения энергоэффективности. Эта тема обсуждалась на проводившемся в 2006 г. в Санкт-Петербурге саммите стран «Большой восьмерки». Однако проектов и программ по повышению энергоэффективности, запущенных в России за последние пять лет, очень мало. Причиной тому огромное количество первичных энергоресурсов, а одно из следствий — высокая углеродоемкость экономики, аналогичная показателям Китая более чем двадцатилетней давности.

По мнению И. А. Башмакова, исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, потенциал энергосбережения российской промышленности превышает 45 % от уровня потребления энергии первичных источников в 2005 г. и составляет 294 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Это примерно 2 % от общемирового потребления энергии первичных источников. Приняв соответствующие меры, можно сократить выбросы углеродного газа по сравнению с показателями 2005 года на 50 %.

Потенциал энергосбережения промышленных котлов в сфере выработки тепла оценивается в 10,4 миллиона тонн нефтяного эквивалента или 8,4 % от объема потребления в 2005 г. По статистическим данным, средний КПД промышленных котлов в России составляет 68,6 % (И. А. Башмаков, 2009 г.).

По данным исследования Всемирного банка, проведенного в 2008 г., наибольшим потенциалом повышения эффективности обладают газовые промышленные котлы. В 2005 году котлы в России потребили 123,2 миллиона тонн нефтяного эквивалента, 66 % этого количества пришлось на промышленные котлы.

Спонсирование установки газовых промышленных котлов, в которых применены самые современные технологии, может сэкономить природный газ в количестве, соответствующем 5,1 миллиона тонн нефтяного эквивалента.

Следует отметить, что ситуация, во многом аналогичная положению в сегодняшнем Вьетнаме и Китае двадцатилетней давности, делает Россию крайне привлекательной для инвестиций в повышение энерго­эффективности.

Выводы и прогноз

В 1990 х годах ГЭФ удалось инициировать процесс инвестирования в энергоэффективные промышленные котлы в Китае. К выделенным фондом 32,8 миллиона долларов США добавились еще 68,6 миллиона от Всемирного банка и правительства Китая. Проект позволил сократить объем выбросов углекислого газа на 160 миллионов тонн. При этом стоимость такого сокращения оказалась самой низкой в мире: 20 центов за тонну углекислого газа.

Проведенный на месте аудит энергоэффективности производственного предприятия во Вьетнаме показал, что инвестирование в паровые котлы во Вьетнаме сегодня может дать результаты, аналогичные полученным в Китае 20 лет назад. Инвестирование 434 800 долларов в систему заводских котлов позволит предотвратить выброс в атмосферу 206 780 тонн углекислого газа, что соответствует стоимости в 2,1 доллара за тонну.

Ситуация с энергоэффективностью в России сегодня аналогична положению в Китае в 1990 х годах. КПД российских промышленных котлов примерно на 17 % меньше, чем у современных аналогов, использующихся в промышленно развитых странах. ГЭФ готов инициировать инвестиции в совершенствование промышленных котлов в России.

Инвестирование в повышение энергоэффективности промышленности — одно из основных направлений работы Группы ГЭФ по изменению климата и регулированию оборота химических веществ на пятом этапе деятельности фонда (ГЭФ 5). В Программной стратегии ГЭФ по изменению климата на 2010–2014 гг. перечислены следующие направления:

  • Демонстрация, реализация и передача новейших низкоуглеродных технологий.
  • Изменение рынка в соответствии с задачами повышения энергоэффективности промышленного и строительного секторов экономики.
  • Инвестиции в технологии на основе возобновляемых источников энергии.
  • Энергоэффективные низкоуглеродные виды частного и общественного транспорта.
  • Консервация и увеличение запасов углерода посредством рационального землепользования и лесо­пользования.
  • Мероприятия по поддержке и созданию социально-экономического и природоохранного потенциала.

Ресурсы ГЭФ для инициирования инвестиций в энергоэффективные котлы и сегодня доступны для Вьетнама и России. На период с 2010 по 2014 годы ГЭФ уже выделил Вьетнаму 13,89 миллиона долларов США, а России — 87,01 миллиона для работы по направлению «Изменение климата». Для получения гранта и создания проекта разработчикам следует связаться с Секретариатом ГЭФ и представителями ЮНИДО.

Благодарности

Автор доклада благодарит доктора Роберта Диксона (Robert Dixon), руководителя Группы ГЭФ по изменению климата и регулированию оборота химических веществ, за вдохновение, руководство и помощь в работе. Также автор выражает благодарность доктору Лили Уй Хэйл (Lily Uy Hale), руководителю оперативного отдела, за прочтение и комментирование статьи, а также доктору Рамешу Раманкутти (Ramesh Ramankutty), руководителю Группы ГЭФ по управлению и бизнес-стратегии, за помощь в подборе источников для написания статьи.

Литература

  • Башмаков И. А. (2009 г.). Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды. Энергоэффективность (2009 г.). 2:369–386 DOI 10.1007/s12053–009–9050–1, Springer.
  • Отдел оценки ГЭФ (2005 г.). Контроль и оценка. ГЭФ. Бланк окончательной оценки. GEF PMIS ID: 97, October. Подготовлено Анной Вигг (Anna Viggh), проверено Сивом Токлом (Siv Tokle).
  • ГЭФ (2009 г.). Инвестирование в энергоэффективность. Опыт ГЭФ. Буклет ГЭФ, Вашингтон, округ Колумбия.
  • ГЭФ (2010 г.). Стратегия по изменению климата. http://www.thegef.org/gef/sites/thegef.org/files/documents/document/GEF-5_CC_strategy.pdf
  • ГЭФ (2011 г.). Система прозрачного распределения ресурсов (STAR). http://www.thegef.org/gef/STAR.
  • Всемирный банк (1996 г.). Энергоэффективные промышленные котлы в Китае. Проектный документ, ноябрь 1996 г.
  • Всемирный банк (2008 г.). Энерго­эффективность в России. Переоценка резервов. http://www.ifc.org/ifcext/rsefp.nsf/AttachmentsByTitle/FINAL_EE_report_Engl.pdf/$FILE/Final_EE_report_engl.pdf



1 Особое внимание — Программе ЮНИДО/ЕБРР по преобразованию рынка для повышения энергоэффективности в отраслях российской промышленности с наибольшим объемов выбросов парниковых газов. Сопроводительная документация для подготовки проекта «Развитие рынка промышленной энергоэффективности в России», Заключительный отчет, ICF International, 20 апреля 2010 г.

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.