Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Вывод гидрохлорфторуглеродов из обращения в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее

Согласно Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, график вывода гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) из обращения в России регламентируется Копенгагенской и Монреальской поправками. Этот график такой же, как и у других развитых стран (так называемых «стран второй Статьи»). Вступившие в силу с 1 января 2010 года для Российской Федерации ограничения на оборот ГХФУ пока не слишком жесткие: потребление ГХФУ предлагается ограничить на уровне 999,23 тонны ОРП (тонна ОРП — произведение метрической тонны вещества на величину его озоноразрушающего потенциала).

В 2008 году потребление ГХФУ в России было на уровне примерно 1133 тонн ОРП. При этом значительная доля пришлась на R22, который используется в основном в холодильном и климатическом оборудовании, и около трети (31,7 %) — на ГХФУ 142b, применяемый в производстве вспененных материалов. Из всего этого количества лишь 280 тонн ОРП, или около 5000 метрических тонн ГХФУ, было произведено в России, остальное импортировалось.

Прошлое

В конце октября 2009 года в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации прошла конференция, посвященная ограничению оборота опасных хладагентов на территории страны. В ее рамках были разработаны предложения к Плану поэтапного сокращения производства и потребления ГХФУ, предусматривавшие квотирование ввоза этих веществ, а также постепенное сокращение их потребления. Однако в реальности все происходило не так, как планировалось. Так, одними из первых с трудностями столкнулись дистрибьюторы, которым было фактически отказано в ввозе ГХФУ.

Собственное производство ГХФУ явно не покрывало потребностей страны, а перекрытие импортных каналов привело к дефициту хладагентов уже к концу февраля 2010 года. Цены на ГХФУ 22 (R22) выросли в среднем в два раза и продолжали расти. Учитывая, что ни одно из трех имеющихся в России предприятий (расположенных в Перми, Волгограде и в Кирово Чепецке) не производит ГХФУ в одноразовой таре, под угрозой банкротства оказался весь сектор холодильного и климатического бизнеса, занимающийся производством, пуско-наладочными работами и сервисным обслуживанием соответствующего оборудования. Монтажники, прошедшие профессиональную подготовку в последние годы, никогда не работали с многоразовыми баллонами, у многих небольших компаний не оказалось ни баллонов, ни хладагента.

ГХФУ, подлежащие выводу из обращения в Российской Федерации

Участники рынка ожидали, что ситуация некоторым образом поправится к началу климатического и холодильного сезона, то есть к концу марта 2010 года, когда Ростехнадзор должен был выработать критерии выдачи квот на импорт. Однако этого не произошло, и ввоз ГХФУ в Россию практически прекратился.

Потребление R22 в России очень велико. При этом значительная часть стратегических хранилищ продовольствия была переведена на R22 совсем недавно, уже в первом десятилетии XXI века. Вдобавок большинство новых холодильных агрегатов, установленных в многочисленных супер- и гипермаркетах, на продуктовых складах и терминалах, проектировались как раз в расчете на R22. То же касается и кондиционеров, особенно бытовых: недорогое в эксплуатации и обслуживании, надежное оборудование на R22 различных производителей ввозилось в нашу страну миллионами единиц, и чем большими запретами такое оборудование обрастало в других странах второй Статьи, тем доступнее оно становилось для нашего рынка. В сезон 2010 года, когда лето преподнесло жаркий сюрприз почти всей европейской части России, наблюдался рост продаж кондиционирующего оборудования, работающего на R22.

А КАК У НИХ?

Изучение опыта Европы, уже прошедшей путь, который нам сейчас придется преодолевать в спешке, может оказаться весьма полезным. В странах ЕС фактический запрет на оборот ГХФУ вошел в силу 1 января 2010 года (практически с 10-летним опережением графика Монреальского протокола), сейчас идет активная подготовка мероприятий по выводу ГФУ.

Что же предлагают для использования в качестве хладагентов в холодильной и климатической технике в ЕС и США? То же, что предполагается и у нас: системы на аммиаке, углеводородах, углекислом газе. При этом отчетливо видна тенденция к переходу на хладагенты природного происхождения. В Европе, особенно в Восточной, пока еще много установок на ГФУ, однако в Скандинавских странах их эксплуатация облагается серьезными налогами. Аналогичные законопроекты подготавливают и другие государства региона.

Следует отметить, что в Западной Европе постоянно увеличивается доля агрегатов, работающих на аммиаке. С углеводородами все не так однозначно: как правило, на них работают только небольшие (до 25 кг хладагента) системы, и размещать их требуется только снаружи зданий, в связи с чем для охлаждения требуется вторичный контур. Активно ведутся исследования по использованию в качестве хладагента обыкновенной воды.

Редакция журнала поддерживает контакты с ведущими европейскими экспертами по вопросам использования ГХФУ, ГФУ и других фторсодержащих газов. Мы будем держать наших читателей в курсе событий в Европе.

Настоящее

Механизм квотирования ввоза по-прежнему отсутствует. Официально в нашу страну R22 не ввозят, неофициальный же ввоз, судя по сезону 2010 года, процветает, что неудивительно в условиях высокого уровня коррупции, неподготовленности таможенников и отсутствия специфической контрольной аппаратуры на таможенных постах.

Оборудование на R22 по-прежнему продается. Конечно, спрос на кондиционеры снизился, и у потребителя появилась возможность задуматься о перспективах покупки кондиционера на «запретном» хладагенте, однако на практике не только потребители, но даже менеджеры по продажам не всегда знают о существовании каких-то международных обязательств по выводу ГХФУ. Ожидавшийся скорый запрет на ввоз оборудования будет введен, по всей видимости, не ранее чем через год-два.

График сокращений потребления ГХФУ для Российской Федерации

Полноценной альтернативы R22 по-прежнему нет, это признают все профессионалы климатической и холодильной индустрии, однако искать замену придется. Универсального решения в этом вопросе не существует. Смесевые хладагенты вроде R410 и гидрофторуглероды (ГФУ) типа R134a — лишь временная замена ГХФУ. Тут уместно вспомнить, что и сами ГХФУ когда-то внедрялись в качестве временной замены ХФУ. Не стоит повторять ту же ошибку.

Единственной серьезной альтернативой остаются природные хладагенты, такие, как углекислота, аммиак и углеводороды. Однако у каждого из них есть свои недостатки: углекислотная система требует рабочего давления не ниже 80 бар, аммиак ядовит и горюч, углеводороды взрывоопасны.

Будущее

По всей видимости, Россия не станет повторять путь Европы и менять ГХФУ на ГФУ, а постарается сразу перейти на безопасные для озонового слоя и климата природные хладагенты. Для осуществления этой стратегии потребуется реализации целого комплекса мер: обучение и сертификация монтажников и специалистов, создание предприятий для сбора, регенерации и утилизации ГХФУ, составление реестра существующих банков ОРВ и обеспечение функционирования отрасли в переходный период.

Ответственность за вывод ГХФУ из оборота возложена в нашей стране на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а ЮНИДО будет выполнять роль исполнительного агентства Глобального экологического фонда (ГЭФ).

Редакция «ЮНИДО в России»

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.