Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Озоновый режим как инструмент регулирования выбросов закиси азота

Оксид азота (N2O) — парниковый газ с высоким потенциалом глобального потепления, обладающий к тому же способностью разрушать стратосферный озон. Однако на данный момент оборот N2O регулируется исключительно в рамках Киотского протокола, принятого в 1997 году. Целью исследования, положенного в основу данной статьи, было выяснить степень угрозы разрушения озонового слоя Земли из-за выбросов N2O в атмосферу в условиях неопределенности относительно мер по предотвращению изменения климата в будущем. Результаты изучения интересующего нас вопроса могли бы быть полезными для Сторон международных озоновых соглашений (Венской конвенции 1985 года и Монреальского протокола к ней 1987 года). Именно участники данных соглашений должны принять меры по урегулированию выбросов N2O. Существуют как определенные правовые подходы по контролю N2O, применяющиеся в рамках озонового режима/озоновых соглашений, так и способы разделения полномочий между нынешними и будущими международными климатическими соглашениями. Целью стратегий по снижению выбросов N2O является принятие мер в отношении антропогенной деятельности, включая сельское хозяйство. Современная политика по управлению N2O и основным формам химического азота могла бы проводиться в рамках озонового режима. Перспективу включения оксида азота в озоновый режим не стоит рассматривать в качестве признака неспособности должным образом решить проблему при помощи Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Более того, данный шаг явился бы дополнительным ценным инструментом в экологической политике и дипломатии.

Выбросы оксида азота способствуют одновременно и изменению климата, и разрушению стратосферного озона. На данный момент оксид азота является третьим по степени воздействия на изменение климата веществом после углекислого газа (CO2) и метана (CH4). N2O является далеко не единственным парниковым газом, разрушающим озоновый слой Земли. Например, хлорфторуглероды (ХФУ) также обостряют обе экологические проблемы. Контроль над ХФУ способствовал смягчению последствий как от разрушения озонового слоя, так и от антропогенного изменения климата. При этом оборот ХФУ и N2O регулируется разными международными соглашениями: ХФУ — универсально принятым в 1987 году Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, N2O — принятым в 1997 году Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). Последнее соглашение ратифицировано не всеми государствами. Кроме того, срок его действия истек в 2012 году. Несмотря на то что второй период обязательств продлится до 2020 года, цели по сокращению парниковой эмиссии остаются неясны, а состав стран-участниц сократился. Ввиду того, что выбросы N2O серьезно угрожают озоновому слою, в данной работе исследуются проблемы, решения которых заинтересуют стороны озоновых соглашений в случае рассмотрения ими вопросов регулирования N2O. Однако данную работу не следует интерпретировать как явное выступление в защиту предложенного сценария.

Озоновый режим (Венская конвенция 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года) общепризнанно является самым эффективным международным экологическим соглашением. С одной стороны, действие Монреальского протокола способствовало сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) на 98 %, с другой — замедлило антропогенное изменение. Монреальский протокол ратифицирован всеми странами мира, все его участники связаны между собой юридическими обязательствами. Финансовым механизмом Монреальского протокола выступает Многосторонний фонд, финансирующий проекты по сокращению выбросов ОРВ в развивающихся странах за счет субсидий государств с развитой экономикой. Также существует механизм принуждения, ограничивающий торговлю ОРВ. В состав авторитетных экспертных групп (комиссий по оценке) входят представители международных организаций, государственных структур, промышленности, научного сообщества. Стороны — участницы Монреальского протокола могут воспользоваться действующей институциональной схемой, если решат установить режим по контролю N2O. Так, например, перед тем стороны могут запросить у Группы по техническому обзору и экономической оценке (ТЕАП) детальный обзорный технико-экономический доклад по осуществлению стратегий по контролю N2O (и, возможно, организовать Комитет по техническим вариантам замены N2O (N2O Technical Options Committee)). Более того, Многосторонний фонд Монреальского протокола может применить накопленный опыт, полученный в ходе реализации успешных проектов в области сельского хозяйства и содействующий применению методов по уменьшению или замещению использования бромистого метила, являющегося пестицидом.

Правовые основания для установления озонового режима

На данный момент N2O как парниковый газ регулируется в рамках РКИК ООН и Киотского протокола к ней (Статья 4 РКИК ООН; статьи 2, 5 и 7 и Приложения A-B Киотского протокола). При этом, с истечением срока первого периода действия Киотского протокола в 2012 году, возникает неясность по поводу второго периода обязательств с 2013 по 2020 г. Кроме того, нет гарантии по вступлению нового соглашения в силу до 2015 года, что ведет к росту неопределенности по поводу того, как парниковые газы, в настоящее время включенные в Киотский протокол, будут регулироваться в будущем. Следовательно, изучение возможностей принятия мер по регулированию N2O в рамках озонового режима, а также исследование того, каким образом данные меры могли бы взаимодействовать с существующими и будущими международными климатическими режимами, является рациональным подходом к решению проблемы.

Правовые основания для регулирования N2O

Ни Венская конвенция 1985 года, ни Монреальский протокол не содержат определения ОРВ (Статья 1, Озоновая конвенция и Монреальский протокол). Несмотря на это, Стороны — участницы двух соглашений относят N2O к одному из тех химических веществ, которое изменяет «химические и физические свойства озонового слоя». Данное положение закреплено в Венской конвенции. Принимая во внимание угрозу N2O стратосферному озоновому слою, данное положение дает основания полагать, что N2O юридически можно классифицировать как ОРВ с целью регулирования его в рамках Венской конвенции и Монреальского протокола.

Конвенция по озону обязывает Стороны осуществлять контроль над деятельностью человека, которая «оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя». По этой причине, несмотря на то что Монреальский протокол ранее регулировал лишь производство и потребление ОРВ, Стороны могли бы регулировать выбросы N2O (являющегося «отходом», нежелательным побочным продуктом, намеренное производство и потребление которого крайне ограниченно).

Кроме того, подход Монреальского протокола дает преимущества в области сокращения сельскохозяйственных выбросов N2O, позволяя сместить центр внимания на потребление, а не на выбросы. Данный метод в настоящее время используется в рамках климатического режима. Сосредоточение внимания на потреблении, вероятно, было бы более эффективным подходом к решению проблемы, чем попытки контроля выбросов. Выбросы N2O в сельском хозяйстве разнородны и тяжело поддаются контролю.

Каким образом контролировать выбросы N2O в рамках озонового режима

Существует два способа регулирования выбросов закиси азота в рамках действия Озоновой конвенции. Первый способ предполагает внесение поправок, включающих N2O в Монреальский протокол в качестве регулируемого вещества, а также установление мер по контролю сокращения выбросов N2O. Второй способ подразумевает принятие и ратификацию нового протокола в соответствии со статьей 8 Венской конвенции. Целью данного протокола станет регулирование преимущественно N2O.

Взаимосвязь с действующим климатическим режимом

Меры по контролю N2O в рамках озонового режима должны быть приняты в соответствии с принципами РКИК ООН и ее конечной целью (статьи 2–3 РКИК ООН). Рамочная конвенция ООН об изменении климата явно предписывает Сторонам «запрашивать и использовать, по мере необходимости, услуги и сотрудничество со стороны компетентных международных организаций и межправительственных и неправительственных органов и использовать предоставляемую ими информацию», например, Монреальского протокола. Стороны — участницы Киотского протокола уже выполнили данное обязательство путем передачи ответственности за сокращение выбросов парниковых газов от двух секторов экономики, авиации и бункерного топлива, соответственно, Международной организации гражданской авиации и Международной морской организации. Оба соглашения могли бы быть дополнены юридическими положениями для смягчения потенциальных разногласий и противоречий между уполномоченными органами, которые и приняли бы участие в дискуссиях о предполагаемых поправках по ГФУ (гидрофторуглеродам) к Монреальскому протоколу.

Взаимодействие с посткиотским климатическим режимом

До сих пор ведутся переговоры по поводу второго периода действия Киотского протокола, а также относительно окончания данного срока в 2015 году для заключения нового соглашения, которое придет на смену Киотскому протоколу. Такой режим переговоров означает, что с юридической точки зрения посткиотский климатический режим мог бы быть установлен таким образом, чтобы меры по контролю N2O в рамках озонового режима были введены с минимальными затруднениями. Таким образом, с юридической точки зрения в рамках озонового режима возможно не только регулирование N2O, но и выработка нового соглашения сейчас, вероятно, была бы эффективнее, чем после любого другого потенциального нового соглашения по изменению климата.

Стратегии (принципы, политика, методы), влияющие на выбросы N2O в настоящее время

Методы, в настоящий момент использующиеся на местном, национальном, региональном и международном уровнях, прямо или косвенно регулируют выбросы N2O. Такие шаги могли бы быть потенциально использованы при всеобъемлющем глобальном усилии сократить выбросы N2O.

Регулирование

Киотский протокол к РКИК ООН на данный момент — единственное международное соглашение, в котором N2O является регулируемым веществом. Несмотря на то что Механизм чистого развития, учрежденный в рамках Киотского протокола, предоставлял кредиты на реализацию проектов по сокращению промышленных выбросов N2O (например, производство азотной/адипиновой кислоты), ни одного кредита не было выдано на реализацию сельскохозяйственных проектов. Национальные климатические стратегии, такие как закон об изменении климата в Великобритании, налог на углекислый газ в Австралии, также распространяются на N2O, но не содержат конкретных положений, сосредоточенных исключительно на N2O, поскольку данное вещество входит в так называемую «корзину» парниковых газов.

Снижение сельскохозяйственных выбросов закиси азота является целью следующих стратегий, реализуемых на различных государственных уровнях: количественный Протокол по сокращению сельскохозяйственных выбросов N2O провинции Альберта в Канаде, Австралийский сельскохозяйственный проект по сокращению выбросов углерода, а также протоколы, включенные в Американский углеродный реестр и Американский фонд по борьбе с изменением климата.

В отношении несельскохозяйственных выбросов N2O начиная с 2013 года в рамках Системы торговли квот на выбросы ЕС будут предоставлены кредиты для сокращения эмиссии N2O на предприятиях по производству азотной кислоты. Выдача данных кредитов позволит достичь поставленной цели — сокращение парниковой эмиссии на 21 % к 2020 году (относительно базового 2005 года).

Заключение

В данной статье исследованы ключевые проблемы, с которыми могут столкнуться Стороны Монреальского протокола при принятии решения о регулировании N2O в рамках озонового режима. N2O на данный момент представляет огромную опасность для стратосферного озона. При этом сокращение выбросов N2O, обладающего значительным потенциалом глобального потепления, могло бы принести значительные климатически выгоды. Снижение эмиссии N2O также могло бы сократить выбросы других форм азотного загрязнения. Правовые полномочия и Монреальского протокола, и Венской конвенции в сфере контроля выбросов N2O вполне ясны, а партнерство с существующими и будущими режимами является реальной перспективой. Меры (стратегии, план, действия) по смягчению последствий таких выбросов принимаются во всех основных секторах, несмотря на наличие серьезных проблем в сельском хозяйстве, вызванных неясной природой выбросов и необходимостью обдумывать вопросы продовольственной безопасности. Существует огромное количество стратегий, которые могли бы быть использованы для введения контроля N2O, в случае если Стороны озонового режима примут решение о регулировании данного вещества. В заключение, учитывая значимость закиси азота в пищевом производстве и легкость, с которой мог быть внесен вклад в решение бесчисленного количества экологических проблем, регулирование N2O требует тщательно разработанного подхода, что для любого другого международного соглашения было бы затруднительным.

Изменение климата — исключительно многогранная актуальная проблема, и, как определяет РКИК ООН, различные режимы должны действовать сообща для принятия мер в своей борьбе против изменения климата. Более того, было бы рационально расширить масштаб инструментов и институтов для решения проблемы. Следовательно, если N2O будет включен в озоновый режим, то это приведет к расширению горизонтов дипломатии устойчивого развития.

Источник: Kanter D., Mauzerall D. L., Ravishankara A. R., Daniel J. S., Portmann R. W., Grabiel P. M., Moomaw W. R., Galloway J. N. A post-Kyoto partner: Considering the stratospheric ozone regime as a tool to manage nitrous oxide // Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). — 2013. — Vol. 110, No 12. — pp. 4451–4457.

Перевод: Анна Балаганова, студентка 5-го курса Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета Н. Г. Чернышевского

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.