Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Резиновые дороги

Есть вещи, о которых обычно стараются не думать. Одна из них описана в статье о Водоканале Санкт-Петербурга, опубликованной в этом же номере журнала. О другой, настолько серьезной, что ей посвящен отдельный проект ЮНИДО, будет рассказано ниже. Речь пойдет об отходах, о правильном обращении с ними, об их переработке и утилизации.

Чем дальше развивается человечество, тем больше мусора оно производит

Чем дальше развивается человечество, тем больше мусора оно производит. К примеру, парк машин в стране таков, что за год мы выбрасываем около 1 000 000 тонн использованных автомобильных покрышек, из которых максимум 6–7 % впоследствии перерабатываются. Почти мегатонна нефтепродуктов, металла, текстиля ежегодно просто выбрасывается на помойку. Автомобильные покрышки — далеко не единственный вид отходов, но ситуация с их утилизацией весьма показательна.

Цель проекта ЮНИДО выстроить технологические цепочки утилизации определенных видов отходов так, чтобы в землю, то есть на полигоны для захоронения, не поступало почти ничего. Собрать, отсортировать, переработать, утилизировать — кажется, что все очень просто, но в нашей стране нет, по сути, ни одного вида отходов, для которого этот процесс был бы выстроен как нужно. В большинстве случаев все сводится к захоронению, иногда — к сжиганию, приводящему к тому, что в атмосферу выбрасываются тонны вредных соединений, потенциал глобального потепления которых гораздо выше, чем у относительно безобидных в этом отношении фреонов, выводимых из обращения в рамках другого проекта ЮНИДО. Разлагаясь на полигонах, отходы отравляют грунтовые воды, превращая окрестные земли в ядовитую пустыню.

Первыми направлениями для приложения усилий ЮНИДО выбрала переработку резиновых покрышек и утилизацию электротехнического мусора. Оба вида отходов хорошо подходят для переработки, их удобно собирать и сортировать. В то же время, если их не утилизировать, они в буквальном смысле будут отравлять нам жизнь. Впрочем, ограничиваться только этими видами мусора ЮНИДО не собирается, планируя в дальнейшем работать и с другими отходами.

Пункт «Утилизация старых покрышек» уже давно прописался в перечне услуг шиномонтажа. Однако желающие заплатить за то, чтобы избавиться от колеса, в очередь пока не выстраиваются. Да и где гарантия, что вместо утилизации покрышку не бросят на ближайшей помойке? Большая часть легальных станций шиномонтажа имеет чисто формальные договоры на утилизацию, остальные же не имеют вовсе никаких.

При этом покрышка может быть переработана почти полностью, став источником энергии, стройматериала, металла или текстиля. Покрышки можно использовать при строительстве дорог: благодаря резиновой крошке, полученной в процессе переработки, дорожное покрытие не трескается от температуры и вибрации, служит дольше традиционного асфальта, отличается улучшенным сцеплением колеса с дорогой. Металлический корд можно переплавить, а текстильный применить в строительстве в качестве утеплителя.

Почему же наши дороги остаются разбитыми, а использованные автопокрышки без пользы валяются повсюду, даже в лесной чаще, где, кажется, не ступала нога человека, можно на них наткнуться? Ответ на этот вопрос нельзя сформулировать коротко, причин тут много. Одна из них — фактическое отсутствие сбыта продуктов переработки, за исключением, пожалуй, металлического лома. Дорожная отрасль настолько закрыта и консервативна, что нет речи не то что о поддержке переработки автопокрышек, но даже об интересе к ней. Причины понятны: повышение межремонтных сроков дорожным организациям не слишком выгодно, ведь тогда работы по ремонту будет меньше. Конечно, есть определенная надежда на платные дороги, хозяева которых будут заинтересованы в высоком качестве покрытия, но пока таких дорог у нас явно недостаточно.

Другая сфера использования резиновой крошки — травмобезопасные нескользящие покрытия для стадионов и детских площадок. Тут активность в основном — на муниципальном уровне, повыше, однако ее явно недостаточно для создания устойчивого рынка сбыта. Даже несмотря на то что травмоопасный асфальт на спортивных площадках во дворах и у школ — первейший враг демографического роста, никакой массовой замены покрытия не происходит. Одни лишь загородные и спортивные клубы, а также частные образовательные учреждения, давно использующие травмобезопасные покрытия из резиновой крошки и переработанных полимеров, увы, не сделают переработку шин выгодной. Есть однако надежда, что к Олимпиаде, Универсиаде и чемпионату мира по футболу нам понадобится много современных спортивных объектов, а возрождение большого спорта приведет к возрождению и малого, дворового, которому тоже понадобятся продукты переработки.

При всей очевидной выгодности цепочки «сбор — сортировка — переработка — реализация» заставить ее работать не так-то просто. Из-за небольшого объема мощностей и сомнительных перспектив реализации вторсырья единичные компании, занимающиеся сбором и переработкой покрышек, вынуждены брать деньги с тех, кто желает сдать шины в переработку.

Ни о какой системной работе в этом направлении до недавнего времени говорить не приходилось. Поэтому на первых порах необходимо решить две важные задачи: понять, где и что нуждается в переработке, а также как именно можно это переработать. В рамках решения первой задачи планируется создание электронной карты, на которой будут отображаться все те проблемные места, где осуществляется несанкционированная свалка отходов. Такая работа сейчас ведется совместно с правительством Татарстана. Карта будет интегрирована с системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, а также с базой данных службы земельного кадастра, что позволит инспекторам из природоохранных органов не только оперативно отмечать возникшие горячие точки, но и сразу выяснить, кому принадлежит проблемный земельный участок. Благодаря такой карте будет проще осуществить сбор и доставку покрышек на специальную площадку, где их можно порубить на так называемые «чипсы», которые удобнее перевозить и перерабатывать. Разумеется, на карте будут учитываться любые свалки, независимо от вида мусора, и пригодится она не только для проекта ЮНИДО.

Чтобы отделить резину от металла и текстиля, а также переработать все вторичное сырье, требуется стационарное предприятие, расположенное не слишком далеко от места централизованного сбора. Создание таких предприятий возможно только на частные деньги при наличии госзаказа на продукты переработки. Необходимы, во-первых, стимулирующие меры, причем для всех участников цепочки, начиная с автовладельца, а во-вторых, соответствующие технологии.

В столице первый атлас наилучших природоохранных технологий будет создан совместно с городскими властями. Следует отметить, что в Москве и области ситуация с утилизацией резины чуть лучше, чем в целом по стране: есть нормативные документы, регламентирующие процедуры по утилизации, есть ответственность со стороны шиномонтажных мастерских и автобаз, да и земля в Москве и Подмосковье — слишком ценный ресурс, чтобы заваливать ее мусором. Поэтому создание атласа наилучших природоохранных технологий тут имеет особенный смысл: при наличии многочисленных источников использованной автомобильной резины, современных перерабатывающих предприятий, а также самого большого потенциального рынка сбыта продуктов переработки атлас поможет собрать всех участников процесса в одну цепочку. Именно построение таких цепочек, напомним, является главной целью проекта ЮНИДО. Рентабельность такой цепочки при должной эффективности — 300–400 %, что доказывает западный опыт, но только в случае, если работают все ее звенья.

Если утилизацией резины хоть кто-то занимается, то с электротехническим мусором ситуация пока безрадостная. На Западе 98 % компьютеров и электронных компонентов собирается и перерабатывается, у нас не перерабатывается вообще ничего. Лучшее, что ждет электронику, — из нее варварским образом выдернут элементы, содержащие драгметаллы.

Если утилизацией резины хоть кто-то занимается, то с электротехническим мусором ситуация пока безрадостная

Кажется, что при почти полном отсутствии в России электронной промышленности эта проблема для нас не особенно актуальна, но это не так. Помимо бытового электронного мусора существует огромное количество устаревших компьютеров и оргтехники из больших государственных и коммерческих организаций. В лучшем случае ее годами хранят в подвалах и хранилищах, боясь утечки информации с жестких дисков. Но обычно такая техника просто выбрасывается на свалку. И за двадцать лет компьютеризации там ее скопилось очень много.

Если просто выкидывать оргтехнику — в почву и атмосферу попадает множество токсинов и загрязнителей, включая тяжелые металлы. Переработка же может принести выгоду. Не пойдут в дело разве что кинескопы, из всего остального можно извлекать доход. Но для этого тоже необходима отлаженная технологическая цепочка. Часть техники может уйти на вторичный рынок, но он у нас практически не развит.

Нам придется учиться обращению с отходами, если мы не хотим в них утонуть. Японии понадобилось на это тридцать лет, но сейчас из мусора там создают искусственные острова. Этот путь — к экологичной и гармоничной жизни без накапливающихся отходов — длинный и сложный, но, не начав его сейчас, через два десятка лет мы себя просто отравим.

Одним из примеров разумного обращения с мусором скоро может стать город Пущино в Серпуховском районе Московской области. У этого города типичные для небольших подмосковных поселений проблемы: небольшой полигон ТБО уже забит отходами, сезонный наплыв дачников влечет за собой многочисленные несанкционированные свалки в лесах и на берегах рек. Четкого понимания, что же делать с отходами, нет ни у жителей, ни у городских властей. На базе Пущино и соседнего сельского поселения планируется создание так называемого экотауна, где отходы не будут накапливаться. На специальной площадке мусор будет сортироваться и перерабатываться. Для этого придется организовать раздельный сбор мусора, а значит — поменять образ мышления жителей. Если это получится в отдельно взятом городке, опыт можно будет перенести на другие города и регионы.

Проблема мусора — задача, требующая незамедлительного решения. Решать ее Россию заставляют не только (и не столько) обязательства, взятые на себя в рамках Стокгольмской конвенции 2001 года «О стойких органических загрязнителях», но и элементарная забота о завтрашнем дне. Подписание же международных соглашений дает России возможность использовать зарубежный опыт.

Конечно, на этом пути придется столкнуться с массой трудностей как технологического, так и психологического характера, ведь придется менять выработанные годами привычки и приоритеты. Но в итоге в выигрыше окажутся все: бизнесмены получат прибыль и создадут новые рабочие места, дорожное покрытие не придется перекладывать раз в год, а население сможет пить чистую воду и гулять по чистым лесам.

Статья подготовлена редакцией журнала
«ЮНИДО в России»

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.