Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Энергопаспорт: что, с чем, о чем. Некоторые вопросы нормативного обеспечения закона № 261 ФЗ

В статье «Энергоэффективность, энергоаудит и энергопаспорт», опубликованной в прошлом номере журнала «ЮНИДО в России», были рассмотрены основные положения Федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», обозначившего направление развития промышленности и строительства в России на ближайшие годы. За время, прошедшее с момента его принятия, «рамочный» закон «оброс» различными подзаконными актами, в которых содержатся конкретные указания, рекомендации и нормы.

А.Н. Галуша, генеральный директор саморегулируемой организации НП «ИСЗС-Проект»

А.Н. Галуша, генеральный директор саморегулируемой организации НП «ИСЗС-Проект»

В частности, распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 1830 р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации» устанавливает сроки принятия различных мер, а также назначает ведомства, ответственные за их принятие. Документ этот довольно объемный, разобрать все его положения в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому коснемся лишь самых интересных моментов.

Так, распоряжение разделяет все мероприятия на следующие виды:

  • мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов;
  • мероприятия по повышению энергетической эффективности товаров, работ и услуг;
  • мероприятия по повышению энергоэффективности для населения и в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве;
  • мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном секторе;
  • мероприятия по повышению энергетической эффективности в секторах экономики; реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • энергосбережение и энергоэффективность в организациях с государственным (муниципальным) участием и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • развитие инструментов финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению;
  • информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • направления и формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • формирование системы мониторинга повышения энергетической эффективности экономики России.

Перечень государственных органов, на которые возложена реализация всех этих мер, чрезвычайно широк. В межведомственный организационный совет входит 16 различных ведомств, однако основное руководство будут осуществлять Министерство энергетики, Министерство регионального развития, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли.

Энергоаудит координируется двумя ведомствами. За разработку требований к энергопаспорту, координацию деятельности СРО, а также за проведение обязательного энергетического обследования отвечают Минэкономразвития и Министерство энергетики РФ. Минэнерго в приказе от 19 апреля 2010 г. № 182 утвердило требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергообследования. Поскольку то, что будет отражено в энергопаспорте, и будет во многом определять ход энергосберегающих мероприятий на каждом конкретном объекте, интересно посмотреть, какие же данные должны получить энергоаудиторы в ходе обследования.

Согласно приказу № 182, в энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы:
  • титульный лист;
  • общие сведения об объекте энергетического обследования;
  • сведения об оснащенности приборами учета;
  • сведения об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • сведения о показателях энергетической эффективности;
  • сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению;
  • потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
  • перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Приказ дополнен многочисленными приложениями, в которых утверждается форма подачи тех или иных сведений. Все ресурсы поделены на следующие виды: электроэнергия, тепловая энергия, твердое топливо, жидкое топливо, моторное топливо (с разделением на подвиды), природный газ. Требуется указать, сколько энергии было потреблено не только за текущий, но и за предшествующие годы, разделить энергию на полученную из традиционных и возобновляемых источников, а также представить обоснование увеличения потребления, если оно наблюдается. Баланс подводится как суммарно по всем ресурсам, так и по каждому их виду отдельно. Если используются вторичные тепловые ресурсы или возобновляемые источники энергии, приказ требует от энергоаудиторов указать все параметры выработки и потребления такой энергии.

Для примера рассмотрим самый простой вид ресурсов — тепловую энергию.

В энергопаспорте она учтена в нескольких местах. В частности, в приложении 6 указано, как должен быть составлен тепловой баланс здания. Требуется разделить тепловые ресурсы, потребляемые зданием, на расходы пара, горячей воды, на расходы по отоплению и вентиляции, по горячему водоснабжению, указать расходы субабонентов, величину нерациональных потерь в системах отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и суммарных сетевых потерь.

В приложении 9 необходимо указать параметры использования вторичных тепловых ресурсов, такие как расход, давление, температура, загрязнители, годовой выход и годовое фактическое использование.

Приложение 18 посвящено потерям ресурсов, в том числе тепловой энергии. Требуется указать объем переданных ресурсов, величину фактических потерь, а также нормативные потери. Указываются как потребление и потери за текущий год, так и сведения о более ранних периодах.

Приложение 20 посвящено потенциалу энергосбережения. И вот тут энергоаудиторам придется постараться. По каждому виду ресурсов нужно указать не только то, сколько энергии планируется сэкономить и во что это обойдется, но и показать примеры подобных мероприятий в организациях аналогичного профиля. Большое внимание уделено сроку окупаемости мероприятий.

Наконец, сами мероприятия расписываются по форме, приведенной в приложении 21. Они делятся на малозатратные (организационные), среднезатратные и крупнозатратные долгосрочные мероприятия. Интересно, что здесь помимо срока окупаемости требуется указать согласованный срок внедрения той или иной меры энергосбережения. Чтобы сотрудникам предприятия не казалось, что все это лишь ради галочки, на следующих страницах энергопаспорта составляющее его лицо указывает конкретных специалистов, ответственных за внедрение энергосберегающих мероприятий на предприятии, с указанием их квалификации. Нелишним будет напомнить, что саморегулируемая организация раз в три месяца направляет в Министерство энергетики РФ заверенные копии энергетических паспортов, составленных членами СРО. Обязательное энергетическое обследование проводится, как мы помним, раз в пять лет, так что при следующем обследовании у энергоаудиторов обязательно возникнет вопрос о фактической реализации запланированных мероприятий.

Закон № 261 ФЗ положил начало новой схеме взаимодействия между государством, собственниками, аудиторами и проектно-монтажными организациями. Энергопаспорт — основной документ, который будет отражать результаты взаимодействия заинтересованных сторон.

В следующем материале на примере нормативных документов других ведомств мы посмотрим, какие конкретные мероприятия смогут указать энергоаудиторы при составлении паспорта и формировании рекомендаций.

Автор

Галуша А.Н.

Галуша А.Н.

Генеральный директор саморегулируемой организации НП «ИСЗС-Проект»


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.