Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Итоги совещания координационного совета проекта ЮНИДО по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕВРАЗЭС

Итоги совещания координационного совета проекта ЮНИДО по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕВРАЗЭС

Второе совещание Координационного совета Проекта ЮНИДО по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС состоялось 26 января 2011 года. Мероприятие проходило в здании Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Присутствовали представители стран ЕврАзЭС, представители Секретариата ЮНИДО, секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Исполнительного комитета СНГ, послы стран ЕврАзЭС в Российской Федерации, представители Евразийского банка развития, Евразийского делового совета, Центра высоких технологий ЕврАзЭС, а также эксперты ЮНИДО (в том числе из Центра международного промышленного сотрудничества в Российской Федерации). Совещание было посвящено обсуждению хода реализации проекта ЮНИДО по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС.

Второе совещание Координационного совета Проекта ЮНИДО

Руководитель проекта, заместитель директора Бюро ЮНИДО по развитию программ и проектов Юрий Ахвледиани представил результаты работы с марта по декабрь 2010 года, отметив следующие из них:

Уровни модернизации производства

Рис. 1 Уровни модернизации производства

— Налажена координация проекта со всеми остальными действующими проектами ЮНИДО на территории РФ, в том числе, с проектом по переработке электронных отходов и проектом ГЭФ по повышению энергоэффективности в промышленности. Также были проведены переговоры с крупными международными поставщиками сетей оптовой торговли, такими как METRO, в целях возможного сотрудничества на территории стран ЕврАзЭС.

— Достигнута договоренность с Международным центром по науке и технологиям ЮНИДО в Триесте (Италия) по сотрудничеству в рамках проекта.

— Создан механизм выполнения проекта и сети проектных офисов: образованы Консультативный совет и Кoординационная группа, укомплектованы проектные офисы во всех пяти странах — участницах проекта, а также сформированы тематические группы и подготовлен краткосрочный рабочий план работы проектных офисов.

— Созданы веб-сайт проекта и электронная библиотека.

Захарян Виктор Суренович

Захарян Виктор Суренович

Особо Юрий Ахвледиани выделил аналитическую работу, выполненную по заказу ЮНИДО Евразийским банком. Ее целью были сравнительная оценка промышленного развития стран ЕврАзЭС и сравнительный анализ международных региональных объединений. Также были проанализированы возможности развития субконтрактных отношений, сделан обзор методологий и инструментов подготовки и финансовой оценки инвестиционных проектов и предложений по промышленному сотрудничеству в этих странах. Кроме того, была представлена экспресс-оценка уровня промышленной интеграции стран — участниц проекта. Было исследовано более 250 промышленных предприятий и более 70 правительственных и неправительственных организаций. По данным оценки, среди желаемых форм сотрудничества с партнерами из стран ЕврАзЭС торговля занимает первое место (70 %), далее следуют обмен информацией и создание совместных предприятий в рамках промышленного сотрудничества. Среди самых важных аспектов для развития успешного сотрудничества участники исследования назвали доступ к информации о возможных партнерах, рынках и товарах, а также оказание (и получение) консультативных услуг при развитии партнерских отношений. Большинство респондентов (80 %) отметило, что видит исключительно перспективным создание единого центра для содействия промышленному сотрудничеству. Поддержку получили и предложения по созданию механизма для установления связи между производителями и потребителями (75 % опрошенных) и по организации совместных предприятий на основе кластеров и производственных цепочек (70 % опрошенных).

Ахвледиани Юрий Ираклиевич

Ахвледиани Юрий Ираклиевич

Таким образом, результаты экспресс-оценки подтвердили актуальность Проекта ЮНИДО для стран ЕврАзЭС и необходимость создания действенных механизмов обмена информацией между участниками рынка (здесь может быть применена методология ЮНИДО по созданию промышленных кластеров).

Результаты проведенной работы позволили сделать вывод о том, что для успешной реализации проекта также необходимо заметно расширить круг задач, входящих в план мероприятий по каждой стране. Необходим, с одной стороны, индивидуальный подход, а с другой — комплексное решение проблем каждой страны для развития промышленности и повышения энергоэффективности региона в целом. Здесь потребуются меры по модернизации предприятий промышленности и по подготовке кадров (и не только в области разработки предложений для привлечения инвестиций и технологий, но и по всему спектру организации промышленного сотрудничества). А также необходим запуск пилотных проектов по модернизации отдельных приоритетных отраслей промышленности в каждой стране. Реализация таких проектов — это обкатка новых технологий, накопление опыта и получение конкретных результатов для дальнейшего их использования в масштабах промышленности страны. В числе основных на будущий год были выделены следующие задачи проекта.

— Разработка пилотных программ:

— модернизация одной или нескольких приоритетных для большинства стран производственных цепочек и развитие экспортных консорциумов ЕврАзЭС (например, в текстильной промышленности, переработке сельхозпродуктов и т. д);

— модернизация предприятий-поставщиков с целью обеспечения безопасности продуктов питания (совместно с METRO);

— развитие субконтрактных отношений и организация бирж промышленных субконтрактов ЕврАзЭС;

— организация сотрудничества между технологическими парками, инновационными центрами ЕврАзЭС и ЕС для стимулирования инновационных альянсов.

— Подготовительная работа для создания центров модернизации промышленности в странах ЕврАзЭС.

— Подготовка проектных офисов в странах-участницах проекта к выполнению своего мандата и функций, а также к взаимодействию с глобальными сетями ЮНИДО.

Схема взаимодействия технопарков ЕС и АврАзЭС

Рис. 2. Схема взаимодействия технопарков ЕС и АврАзЭС

Программа модернизации представлена в виде модели, включающей в себя три уровня и семь основных направлений модернизации (рис. 1).

Что же касается технологий и инноваций, необходимых для реализации программы по модернизации, то здесь план сотрудничества выглядит следующим образом (рис. 2).

В сетевую платформу технопарков и технологических центров будет входить около 350 организаций со стороны ЮНИДО и других международных организаций и около 120 организаций в странах ЕврАзЭС. Центр промышленного сотрудничества будет оказывать содействие в финансировании инновационных проектов, а также в проектах по управлению отходами на производстве и повышению энергоэффективности. Кроме того, предполагается информационная поддержка для координации деятельности технопарков стран ЕврАзЭС в виде электронной платформы (рис. 3).

На первом этапе создания интерактивной электронной платформы в сеть будет включена база данных технологических проектов. База содержит информацию о компаниях, экспертах и институтах, а также основные новости по проекту. На этапе формирования инновационных альянсов в базу будут включены конкретные технологические предложения (участников проекта) по модернизации промышленности, а также информация о венчурных фондах, готовых оказать содействие в реализации этих предложений. Очевидно, что основная цель применения новых технологий в промышленности — это повышение энергоэффективности и качественное управление отходами производства.

На поддержке ЮНИДО модернизационных проектов более подробно остановился международный эксперт этой организации Виктор Захарян. Среди основных направлений он выделил следующие: организация процесса модернизации, включающая в себя проведение силами ЮНИДО технических экспертиз на предприятиях; развитие технопарков; обмен знаниями и опытом с коллегами из других стран (в том числе из ЕС); повышение качества и безопасности продуктов питания путем привлечения крупных поставщиков (например, METRO) и ужесточения требований к импортируемой продукции. Последнее возможно реализовать через уже существующий Всемирный рыночный протокол и частные стандарты внутри каждой страны.

Электронная платформа технопарков стран ЕврАзЭС - ЕС

Рис. 3. Электронная платформа технопарков стран ЕврАзЭС – ЕС

Представители ЕврАзЭС отметили, что остается проблема согласования техрегламента на продукцию внутри каждой страны. Ведь требования в странах ЕврАзЭС зачастую сильно отличаются от общеевропейских в силу прежде всего, климатических особенностей. Кроме того, после распада СССР в эти страны долгое время поставлялась низкокачественная продукция с Запада. Из-за этого многие страны ЕврАзЭС были вынуждены обезопасить себя более жесткими требованиями к ввозимой продукции. Но сеть технологических центров, которые планируется запустить в рамках проекта, нацелена среди прочего на решение и этой проблемы.

Основное потенциальное препятствие на пути создания кластерных предприятий и использования для этих целей опыта ЮНИДО — это невозможность использования стандартных схем развития промышленности, принятых на Западе. География стран, особенности развития их экономик и негативные последствия экономического спада после развала Союза предполагают определенную адаптацию программ развития и модернизации промышленности для каждой страны. Такие программы должны использовать сильные стороны и нивелировать слабые. К сильным можно отнести возможности развития альтернативной энергетики в странах ЕврАзЭС. Географические условия и климат позволяют развивать в полной мере такие источники, как энергия ветра, энергия солнца и гидроэнергетика. Необходимая правовая база для реализации проектов по развитию альтернативной энергетики уже есть, что создает необходимые юридические условия для их инициации с поддержкой ЮНИДО. В Таджикистане, например, уже построен завод по производству солнечных батарей, и его продукция вполне может поставляться в другие страны ЕврАзЭС.

К слабым сторонам можно отнести наличие серьезной проблемы социальной адаптации. Например, в отдаленных горных районах очень тяжелые, несовременные условия жизни. Жители многих селений даже не имеют доступа к надежным источникам электроэнергии. Сохранение традиций и создание нормальных условий для жизни, в том числе доступ к энергии, становятся приоритетом в реализации программ для таких стран, как Таджикистан и Узбекистан. Нельзя не вспомнить также негативный опыт международного сотрудничества стран ЕврАзЭС после распада СССР. Западные партнеры тогда зачастую просто «сбрасывали» им устаревшее производственное оборудование. На налаживание производства и обучение персонала были потрачены средства и время, а выпускаемая продукция в результате оказывалась невостребованной на западном рынке. Сегодня этим странам безусловно нужна стратегия развития промышленности, ориентированная на инновационный рынок.

Таким образом, Проект ЮНИДО по содействию промышленному развитию стран ЕврАзЭС является более чем актуальным для всех стран-участниц. Модернизация промышленности включает множество задач, решить которые каждой стране в одиночку исключительно сложно. При помощи ЮНИДО усилия всех стран будут объединены для достижения общей цели — повышения уровня промышленного развития каждой страны-участницы и увеличения потоков инвестиций и трансфера технологий в странах ЕврАзЭС на уровне международной кооперации.

А. Г. Ананьева, национальный эксперт (Центр ЮНИДО в России);
С. А. Коротков, директор Центра ЮНИДО в России
Фото: Петра Покровского

Авторы

Коротков С.А.

Коротков С.А.

Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, главный редактор вестника «ЮНИДО в России», руководитель Промышленного инновационного клуба


Ананьева А.Г.

Ананьева А.Г.

Национальный эксперт Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.