озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Правительства развитых стран активно поддерживают экологически чистое производство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют полностью утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартизации, 15 стран — разработкой таких стандартов. Но мировой опыт показывает, что государство поддерживает тот или иной проект только тогда, когда он начинает приносить прибыль и становится частью экономики.
Очень показательна история формирования и стандартизации рынка экологически чистого производства в США. Понятие «экологически чистый продукт» родилось в этой стране в 1960-х годах. Изначально это была своего рода антикультура, протест против загрязнения планеты, злоупотребления природой. Ассортимент экологически чистой продукции был небольшим, цены очень высокими, купить ее можно было в редких специализированных магазинах. Но постепенно все больше людей начинали чувствовать, что обычные технологии производства не только не приносят пользу, но и могут навредить. Консерванты и прочая химия, в огромном количестве содержавшиеся в большинстве продуктов, приводили к болезням, снижению иммунитета. Так «зеленая волна» докатилась до потребительских масс.
Общественность стала более осведомленной о проблемах охраны окружающей среды и глобальном потеплении, а потребители задавали все больше и больше вопросов о продуктах, которые они покупают. Этим воспользовались предприятия, которые использовали такой интерес для увеличения объемов реализации продукции и роста получаемой прибыли. Они пересмотрели свои технологические цепочки, выделили этапы, на которых может быть достигнуто усовершенствование за счет повышения энерго- и ресурсоэффективности, разработали и внедрили систему доведения информации о повышении экологичности производства до потребителей и в результате получили больше прибыли. Так, компания General Motors снизила затраты на производство автомобилей на 12 миллионов долларов США за счет внедрения программы рециклинга их отдельных компонентов. Еще дальше пошли японские автомобилестроительные концерны, которые воспользовались низкоэффективными процессами в американской автомобильной промышленности, отобрали у своих конкурентов часть мирового рынка и заняли на нем ведущее положение.
Однако переход на чистые технологии пока еще не находится в центре внимания руководителей предприятий во многих отраслях. Они не осознают, что повышение экологической эффективности производства позволяет не только снизить затраты на вывоз отходов, уменьшить экологические платежи и сократить расход материалов и энергии, но и стать победителем в конкурентной борьбе.
Вполне естественно, что переход на чистые технологии не должен стать самоцелью и идти вразрез с достижением коммерческих целей. Например, с коммерческой точки зрения нецелесообразно использовать биоразлагаемую упаковку, если она стоит на 25 % больше, чем традиционная, и ее использование не поддерживается институциональными мерами.
Чтобы переход к чистому производству был успешен, компаниям необходимо провести анализ всех бизнес-процессов и идентифицировать те области, где он может фактически улучшить их бизнес.
Анализируя бизнес-процессы, нужно выходить за рамки чистого производства, охватывая всю цепочку — от поставки сырья до реализации готовой продукции и в перспективе до утилизации отходов производства и потребления (это особенно актуально в тех странах, где действует принцип ответственности производителей).
При выборе поставщиков стоит обращать внимание на тех, кто минимизирует воздействие на окружающую среду, не снижая при этом качества поставляемого сырья, материалов, деталей, запасных частей и не увеличивая издержки.
На противоположном конце технологической цепочки находятся процессы утилизации отходов производства и потребления. Многие предприятия не уделяют достаточно внимания утилизации отходов, образующихся на различных этапах технологического цикла, не участвуют в процессе рециклинга. Однако, предлагая предприятиям вторичное сырье, поставщики ресурсов могут расширить клиентскую базу, уменьшая при этом степень негативного воздействия на окружающую среду технологического цикла.
При наличии огромного количества путей, которыми предприятия могут перейти на более чистые технологии, невозможно достичь результатов без принятия соответствующей стратегии. Поэтому руководство компании должно определить стратегические цели перехода к экологически чистому производству и обеспечить материальные, финансовые и человеческие ресурсы для осуществления этого перехода.
Ну и конечно, одним из важных элементов такого перехода является обучение специалистов компании. Они должны получить знания, умения и навыки, позволяющие принимать активное участие в достижении предприятием экологических целей. На наш взгляд, в программах обучения должны присутствовать следующие темы:
Есть ряд других конкретных методов, о которых мы расскажем в наших следующих публикациях. А в заключение статьи нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что переход к чистому производству позволяет оказаться в выигрыше всем: предприятия успешно решат свои коммерческие задачи, а общество будет пользоваться хорошей продукцией, которая способствует сохранению природных ресурсов, уменьшению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы.
Продолжение темы — в следующем номере нашего журнала
Анастасия Мелквист,
администратор Проекта ЮНИДО «Определение, оценка и приоритезация «горячих точек» загрязнения в бассейнах трансграничных водоемов и передача экологически чистых технологий»
Автор
Администратор Проекта ЮНИДО «Определение, оценка и приоритезация «горячих точек» загрязнения в бассейнах трансграничных водоемов и передача экологически чистых технологий»
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.