Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Энергоэффективность класса «люкс»

У гостя — удобный пульт климат-контроля, у инженеров тоже все автоматизировано

У гостя — удобный пульт климат-контроля, у инженеров тоже все автоматизировано

Тарифы на энергоресурсы растут во всем мире, но пока граждане европейских стран платят за газ куда больше нас. Вся Европа ищет оптимальные инженерные решения в области энергосбережения, и необходимость сокращения выбросов CO 2 уже давно не воспринимается там как «зеленый зуд» — ведь это означает одновременное уменьшение счетов за отопление и электроэнергию. Жителям Великобритании не так повезло с климатом, как, например, Греции. Россиянам тоже не привыкать к капризам погоды, так что нам стоит присмотреться к британскому опыту строительства энергоэффективных зданий.

Пятый, новейший терминал аэропорта «Хитроу». Рядом внушительный комплекс зданий пятизвездочного отеля Sofitel Heathrow. Несколько лет назад его владельцы решили, что для снижения затрат на энергоснабжение требуется внедрение энергосберегающих мер. При этом необходимо было учитывать, что в отеле такого класса нельзя вводить никаких режимов экономии энергии, проще говоря, все это не должно никоим образом касаться гостей отеля. Единственный выход — глубокая реконструкция инженерных систем с внедрением автоматизации и диспетчеризации.

Читающему городу — особую систему утилизации книг

Читающему городу — особую систему утилизации книг!

Результат реконструкции таков: экономия 15 % потребляемых отелем ресурсов вкупе со значительным ростом комфорта гостей. Каким же образом это достигается? Чтобы ответить на этот вопрос, отправляемся в номер.

Итак, гость, господин С., прибывший рейсом British Airways из Москвы, открывает дверь электронным ключом и видит у двери удобный пульт, позволяющий задать желаемую температуру в номере и яркость освещения. Затем обнаруживает два пульта попроще, многофункциональную панель с подключаемыми розетками, Интернетом и даже выходами аудио-видеосигнала, современное сантехническое оборудование (и никаких английских отдельных кранов с горячей и холодной водой!) и удобные жалюзи на окне. Гость доволен. Но что с энергией?

Вернемся на пять часов назад. Когда в «Домодедово» готовился к вылету «Боинг 767», система бронирования отеля подала сигнал: через несколько часов прибудет гость! Связанная с ней SCADA-система этот сигнал обработала, и номер, до того «дремавший», ожил. Все это время в комнате поддерживалась самая экономичная температура, но гостю вряд ли понравятся «дежурные» 15 «зимних» градусов, или, к примеру, тридцать, если он решил посетить Лондон летом. Инвертор насоса чуть увеличил частоту вращения двигателя, тепло- или холодоноситель пошел в нужный фэнкойл, система приступила к обработке воздуха в номере. Все рассчитано так, что, когда наш гость пересекает линию пограничного контроля, получает багаж и по теплому переходу идет в отель, номер его уже ждет и готов порадовать приятными 22 градусами и свежим воздухом.

Нам пока далеко до Британии не только в цене на газ, но и, увы, в отношении к ресурсам. В нашей голове не укладывается, как могут быть связаны понятия «пять звезд» и «экономия». Наоборот, у нас класс «люкс» — это, как правило, показная расточительность: отделка деревом редких пород, огромный двигатель с турбонаддувом, огромная люстра с пятьюдесятью лампами накаливания.

В Лондоне попадаются электромобили, а гибридов уже очень много

В Лондоне попадаются электромобили, а гибридов уже очень много

В Лондоне же, напротив, это общий тренд. Журнал The Economist опросил три сотни топ-менеджеров из самых разных компаний, и, хотя главным «двигателем» внедрения энергосберегающих мероприятий стало все-таки желание сэкономить средства, немало респондентов отметили, что бережное отношение к ресурсам помогает улучшить имидж компании и даже нанимать более ценных работников. Но лучше всяких опросов говорит за себя тот факт, что даже для офисных центров высочайшего класса максимальное использование естественных ресурсов совершенно нормально. Знаменитая сигарообразная башня Мэри-Экс — штаб-квартира компании Swiss Re — использует естественную конвекцию для вентиляции: степень открывания окон рассчитывается системой управления зданием по показаниям самых разных датчиков: скорости ветра, температуры, активности Солнца… Здание мэрии Большого Лондона — тоже сочетание самых современных энергосберегающих технологий: рекуперация, утилизация, использование естественных света и холода и еще полсотни различных экономичных решений.

Все насосы современных высокопроизводительных зданий оснащены частотным регулятором

Все насосы современных высокопроизводительных зданий оснащены частотным регулятором

Шикарный отель, бизнес-центр класса «премиум», мэрия мирового финансового центра — более показательные объекты, кажется, найти сложно.

Мы только-только «распробовали» машины с гибридным двигателем, в Лондоне же «приусы» встречаются на каждом шагу. Нет-нет да мелькнет электромобиль. Станции проката велосипедов (полчаса — и вовсе бесплатно) есть по всему городу, так же как и велодорожки. Встречаются плакаты «Лондон должен быть зеленым!», и подтверждение того, что в целом это уже сейчас так, — чистые и ухоженные парки и скверы по всему городу. Да и вообще в городе чисто, достаточно урн, действует система раздельного сбора мусора с местной спецификой — установлены специальные ящики для сбора газет и книг.

Однако и у сознательных англичан хватает проблем. Во-первых, бизнес неохотно идет на серьезные вложения, а инвестиции для галочки приносят соответствующие плоды — так, 68 % опрошенных The Economist руководителей заявили, что внедрили экономное освещение, энергоэффективное кондиционирование 47 %, а вот системой отопления озаботились уже 45 % компаний. При этом 27 % респондентов заявили об экономии всего от 1 до 5 % энергии, 42 % удалось сэкономить 6–10 %, еще 16 % сэкономили от 11 до 20 %, и лишь 4 % опрошенных уверены, что экономия энергии для их компаний составила больше 20 %. Это далеко от целей, заявленных в общеевропейской программе, получившей название «20–20–20», впрочем, до 2020 года еще есть время. По различным оценкам, потенциал энергосбережения в Великобритании — около 1,6 триллиона фунтов в современных ценах на энергоресурсы.

И все же, если цена на энергоресурсы продолжит расти теми же темпами, все эти меры окажутся бессмысленными. Что такое экономия 20 % за десять лет, если за эти годы цена газа вырастет на 40 %? Рядовой британец все равно заплатит больше или просто понизит температуру в квартире еще на градус — до семнадцати, например. Ведь более действенных мер экономии энергии, чем теплый свитер и прикрученный термостат, до сих пор никто не придумал — вложения-то минимальные, а эффект серьезный.

Станции проката велосипедов встречаются везде, полчаса — бесплатно

Станции проката велосипедов встречаются везде, полчаса — бесплатно

Неудивительно, что при таких показателях более половины опрошенных руководителей называют маркетинговое преимущество и упрочнение репутации бренда в числе главных причин внедрения мер повышения энергоэффективности. Другими словами, не все эти меры направлены на реальную экономию энергоресурсов и уменьшение воздействия на окружающую среду, часть из них реализуется ради того, чтобы просто пустить пыль в глаза. И, наверное, эту часть британского опыта нам перенимать не стоит. Впрочем, по этой части мы и сами можем поделиться опытом.

Автор благодарит компанию Trane за помощь в организации поездки.

Статью подготовил Сергей Бучин

Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.