Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Волнующая устойчивость. Векше – самый «зеленый» город Европы

Векше – самый «зеленый» город Европы

Город Векше расположен в историческом регионе Смоланд — центре деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности Швеции. Для страны, в которой 9 миллионов человек населения умещаются на территории размером с Магаданскую область, это довольно крупный город — в нем проживают около 80 000 человек. В Векше находится известный на всю страну университет, рядом — озера, привлекающие множество туристов, вокруг — промышленные предприятия. Живописные природные ландшафты этой местности, а также достижения экономического, индустриального и академического развития позволяют жителям Векше заслуженно гордиться своим городом. В 2007 году у них появился еще один повод для гордости: Векше был объявлен самым «зеленым» городом Европы.

С чего начинается устойчивость

Титул самого «зеленого» города Европы Векше присвоила Еврокомиссия — исполнительный орган Евросоюза — по итогам конкурса по устойчивому энергопользованию. Этот результат перевернул и жизнь в городе, и представления о нем у самих горожан. Теперь каждый год в Векше приезжают десятки правительственных делегаций из разных стран, только для того чтобы познакомится с опытом в области устойчивого развития. В городе пришлось даже создать специальную службу для приема иностранных делегаций.

Однако, узнавая Векше ближе, нельзя не согласиться, что премию Еврокомиссии город получил вполне заслуженно, и четкий системный подход к организации комфортной и экологичной городской среды заслуживает самого пристального внимания профессионалов.

При этом путь к устойчивому развитию для Векше простым не назовешь. Он начался в середине 70-х гг., когда город напрямую столкнулся с серьезными экологическими проблемами. Активное развитие промышленности и сельского хозяйства привело к тому, что прекрасные пресноводные озера оказались сильно загрязнены. Купаться в них и отдыхать на берегах местные жители уже не могли. Но опаснее было другое — под угрозой оказалось снабжение города и густонаселенных пригородов питьевой водой. Именно с проекта расчистки озера началось развитие Векше как устойчивого города.

Географически он расположен среди пресноводных озер. Из-за особенностей стока вод большая часть загрязнений приходилась на южные озера — Векше и Труммен. Естественного притока свежей воды, кроме как с севера города, в эту систему нет. Из-за загрязнения городскими стоками эти озера бурно цвели летом, а зимой в них массово погибала рыба.

Муниципалитетом были инициированы и оплачены поиски способов улучшить ситуацию, вернув озерам первозданную чистоту, восстановив рекреационную функцию и решив проблему утилизации стоков. Главной причиной отравления воды оказался скопившийся на дне илистый осадок. Для его удаления был запущен своего рода гигантский водный пылесос. Выбранный со дна шлам впоследствии был использован для формирования ландшафтов.

— В озера была заново завезена рыба, чтобы восстановить биобаланс, и теперь здесь снова можно рыбачить, — говорит Марлен Экстром, сотрудник технической администрации коммуны Векше. Марлену не больше 25 лет, и времени, когда озера были грязными, он не застал. — Программа реализовывалась городом последовательно более 20 лет. Не знаю, сколько сменилось мэров и других чиновников. Но план по очистке озер был выполнен уже к 1995 году, когда там снова стало можно купаться.

Сменялись градоначальники и члены правления города, корректировалась экономическая ситуация в Европе и мире. А городские программы продолжали выполняться. У города были и другие амбициозные планы, в результате выполнения которых его и назвали самым «зеленым».

Городская инфраструктура

Для города, окруженного озерами, наводнения всегда были существенной проблемой. Однако главной их причиной муниципалитет посчитал не капризы природы, а плохую работу городского дренажа. Одновременно с очисткой озер была построена новая система предотвращения затоплений. Ее подземную инфраструктуру можно заметить по внешним воздуховодам, удачно вписанным в городской ландшафт.

В водосборники подземной дренажной системы отводятся ливневый сток и талые воды. Дренажные каналы в центре города принимают на себя нагрузку в сильные дожди. У системы защиты от затопления есть и своеобразные буферные зоны: в обычное время там можно гулять как в парках, а во время сильных дождей туда направляется избыточная вода, и «парки» превращаются в водоемы.

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество

До начала 90-х годов в Швеции было запрещено строить деревянные дома, имеющие больше трех этажей, - из-за опасений пожаров. Сегодня эту опасность удалось преодолеть, и в новом районе Лимнологен в Векше возводятся несколько 8-этажных деревянных домов. Рядом с ними появились так называемые «пассивные дома», в которых на отопление одного квадратного метра площади тратится не более полутора литров условного топлива в год. В жилищном строительстве активно применяется альтернативная энергетика – домовые ветряные энергетические установки размещаются на крышах зданий и обеспечивают электроэнергией инженерные системы, работу вентиляции, насосов и даже лифтов.

Чтобы избежать повторного загрязнения озер, построена новая станция водоочистки. Ливневая и бытовая канализации в Векше теперь разделены. Муниципалитет увидел в фекальных стоках экономический потенциал. В результате стоки из «ливневки» проходят обычную систему очистки, а бытовая канализация поступает на станцию производства биогаза.

Биогазовые проекты

Автотранспорт на биогазовом топливе

Автотранспорт на биогазовом топливе

Биогаз — совершенно особенное явление в современной экономике Швеции, и Векше — не исключение: сегодня 95 % необходимой городу энергии вырабатывается на биоэнергетических установках.

Регион Смоланд, где расположен Векше, богат лесами, и поэтому к биоэнергетике здесь относят и энергию, полученную при сжигании отходов деревоперерабатывающей промышленности, — при современных способах «устойчивого лесопользования» древесину в Швеции считают абсолютно возобновляемым ресурсом.

При этом в Швеции большие надежды возлагают на биогаз, полученный путем переработки бытовых сточных вод и пищевых отходов. Сегодня весь коммунальный автотранспорт в Векше ездит на биогазе, выработанном на местных очистных сооружениях, — это не только экологично, но и выгодно, так как избавляет муниципалитет от необходимости закупать дизельное топливо.

Таких биогазовых проектов в Швеции несколько — в Стокгольме на биогазе, полученном таким же деликатным путем, тоже работает весь общественный транспорт. Слова «биогаз» и «транспорт» в современном словаре устойчивого развития всегда стоят рядом — в Швеции это хорошо поняли еще в 80-х, когда было точно доказано, что большая часть загрязняющих атмосферу выбросов приходится именно на автобусы и автомобили.

Автоматизированный пульт управления мусоросжигательного завода

Автоматизированный пульт управления мусоросжигательного завода. За ним дежурит всего 1 человек

В ближайших планах у Векше — предоставление доступа к биогазу не только коммунальщикам, но и простым горожанам. Использование биогаза — не блажь, а часть осознанной стратегии отказа от углеводородного топлива.

— С 1993 года использование углеводородного сырья в Швеции снизилось на 35 %, а экономический рост составил 63 %. В нашем понимании экономический рост прямо пропорционален уменьшению использования углеводородов, — рассказывает Джессерина Флорес, заместитель директора организации «Sustainable Smaland», которая отвечает в Векше за тиражирование опыта устойчивого развития города в Швеции и в мире.

Джессерина показывает математические выкладки, которые убеждают, что стремление к отказу от ископаемого топлива вовсе не страх перед зависимостью от «газовой иглы», а точный экономический расчет:

— Сумма усилий, направленных на восстановление и защиту окружающей среды от неизбежных загрязнений в результате сжигания нефти и газа, значительно выше тех трат, которые возникают при реализации новых технологий. В среднесрочной перспективе выгоднее думать не о сегодняшнем дне, а о будущем, — говорит Джессерина. Через несколько дней у нее начинается декретный отпуск. Стратегический план развития города предполагает рост населения Векше до ста тысяч человек к 2030 году.

Джессерина Флорес, заместитель директора организации «Sustainable Smaland», которая отвечает в Векше за тиражирование опыта устойчивого развития города в Швеции и в мире

Джессерина Флорес, заместитель директора организации «Sustainable Smaland», которая отвечает в Векше за тиражирование опыта устойчивого развития города в Швеции и в мире (сентябрь, 2011)

Компактный и уютный

Растущему населению Векше нужно где-то жить, и это еще одна проблема, которую муниципалитет решает в рамках стратегии «устойчивого развития». Оказалось, что урбанизация вполне может учитывать взаимные интересы горожан, окружающей среды и бизнеса. В рамках концепции «устойчивого градостроительства» Векше не расползается, а уплотняется.

Диаметр городской застройки Векше составляет около 10 км — это значит, что из любой точки города попасть в его центр не составит труда. Коммуна не только решает вопросы застройки городской территории, но и распоряжается землей. В рамках выработанной стратегии в Векше решили, что нужно задуматься не только о наличии квадратных метров в достаточном объеме и удобстве жилой среды, но и об особенной атмосфере, в которой живут люди в городе.

Это привело к тому, что сегодня Векше жестко регулирует строительство новых зданий, предлагая застройщику максимально использовать дерево. Обязательство строить из дерева имеет вполне логичное объяснение — это экологичный, возобновляемый и, что важно для здешней экономики, местный, то есть произведенный в пределах одного региона, материал. Кроме того, деревянные здания способствуют формированию того особого уютного окружения, в котором людям приятно находится и дома, и на улице. Также горожанам было предложено участвовать в принятии решений — например, самим выбирать скульптурные формы, которые устанавливаются в общественных местах, и участвовать в привлечении архитекторов для застройки.

Культурная среда

Группа российских специалистов во время образовательного тура НАУР по изучению принципов устойчивого развития в г. Векше

Группа российских специалистов во время образовательного тура НАУР по изучению принципов устойчивого развития в г. Векше (сентябрь, 2011)

Создание «культурной привлекательности» — еще одна стратегическая задача, над реализацией которой работают в Векше. Дело в том, что в городе находится кампус Университета Карла Линнея (известный шведский естествоиспытатель, автор научной биологической систематики родился в этих местах), и развитие городских пространств проводится таким образом, чтобы улучшить связи города и университета и привлечь в Векше большое число ученых, исследователей и аспирантов. Эта работа — определенная инвестиция в будущее увеличение «непроизводственного ВВП». В Векше рассчитывают, что количество рабочих мест в высокоинтеллектуальных сферах в ближайшие 20 лет вырастет примерно вдвое.

А деньги где?

Строительство инновационных зданий — результат активного сотрудничества города со стимулирующими программами Евросоюза. Например, 8 этажные деревянные дома были построены с помощью проекта SESAC — «Устойчивые энергосистемы в продвинутых городах». Евросоюзом были отобраны несколько городов в разных странах, наиболее перспективных по своим результатам в области энергосбережения, и Векше стал одним из них. Евросоюз выделил более 10 миллионов евро на поддержку значимых проектов в области энергоэффективности. Одним из условий финансовой помощи стало обязательное софинансирование проектов со стороны национальных экономик. Чтобы претендовать на деньги, нужен был строительный проект, в котором затраты на отопление зданий и электроснабжение были бы снижены как минимум на треть от базовых показателей для нового жилья в Евросоюзе. Всего по требуемым параметрам в Векше появилось 400 новых домовладений и одна начальная школа. Теперь в этих зданиях затраты на тепло и электричество ниже обычных почти на 60 % — вдвое меньше, чем требовалось нормами SESAC.

Хенрик Йоханссон, координатор программы SESAC в Векше

Хенрик Йоханссон, координатор программы SESAC в Векше

В общей сложности новые энергоэффективные здания вырабатывают 90 МВт электричества от солнечных панелей и ветрогенераторов.

— Пожалуй, самое важное, чего нам удалось достичь в этом строительном проекте, — это повышение знаний и информированности в области энергосбережения и альтернативных источников энергии. Также мы отметили и рост сотрудничества, значительную согласованность в действиях строительных компаний, городских властей и горожан, — говорит Хенрик Йоханссон, координатор программы SESAC в Векше.

Транспортная логистика

Развитие застройки и уплотнение города не могли не сказаться на транспортной ситуации. И здесь политика городских властей была последовательной — сначала изучить и проанализировать ситуацию, а затем разработать решение с учетом постоянно растущих потребностей. Оказалось, что наиболее значимый вклад в рост транспортной нагрузки вносит хаотичная доставка грузов в офисы и магазины.

Для решения этой проблемы был разработан план оптимизации всех поставок в черту города. Был построен специальный логистический центр, куда доставляются все поступающие в город грузы. После этого усилиями только одной местной транспортной компании осуществляется их развоз по городу по специальному графику.

— Этот график разработан с учетом тщательного анализа движения транспорта — мы наблюдали и считали по минутам, сколько времени машина едет до получателя, сколько раз она останавливается в пути, сколько тратит на развороты во дворах и у погрузочных доков, парковку, заправку, обеды водителей, — описывает проделанную работу Ханс Адрен, координатор проекта. — Да, мы использовали GPS, но еще больше результатов принесло взаимодействие с транспортными компаниями и владельцами офисов и магазинов. Сотрудничество гораздо важнее техники.

Инновационный район настоящих «пассивных домов» Портвактен

Инновационный район настоящих «пассивных домов» Портвактен (г. Векше)

В итоге удалось уменьшить длину маршрутов автотранспорта на 33 %, почти на 50 % сократить количество остановок автотранспорта в процессе движения и снизить общее дневное время разгрузок и погрузок на 4 часа.

— Была идея запретить въезд в центр города для коммерческого транспорта в дневные часы, — рассказывает Ханс. — Но эффективнее оказалось предложить бизнесу решение, которое в конечном итоге явилось не только удобным, но и более выгодным. Теперь поставки никогда не срываются, и им не нужно иметь собственный развозной транспорт, тратиться на его парковку и обслуживание и платить налоги.

Кроме этого, 43 % горожан в Векше предпочитают не иметь собственных автомобилей.

Неизвестные отцы

Примечательно, что никто в Векше не считает себя автором столь результативной реформы — с присущим северному народу упрямством городские власти «всего лишь» медленно, но последовательно реализовывали определенную стратегию развития. И этому есть несколько простых и понятных, в том числе экономических, объяснений.

Популярность велосипедного движения – основа для снижения транспортной нагрузки города

Популярность велосипедного движения – основа для снижения транспортной нагрузки города

— В Швеции очень высокий уровень самостоятельности и самоуправления в муниципалитетах. Местное самоуправление является мощным административным аппаратом. Наверное, самым мощным в мире. Все налоги (довольно высокие) платятся на местном уровне и большей частью остаются внутри коммун — низших административных единиц. Поэтому города и коммуны очень заинтересованы в новых людях и компаниях, чтобы еще больше увеличить поступления в местный бюджет. Если говорить о структуре налогов, то на местные налоги приходится три пятых от общей суммы. Из них 60 % идет напрямую коммуне, которая тратит их на школы, коммунальную инфраструктуру, и 10 % — на здравоохранение, — говорит Анна Тенье, глава Технического совета в мэрии Векше. Анна проходит по мощенным брусчаткой центральным улицам города и с воодушевлением рассказывает о глобальных проектах, реализуемых муниципалитетом:

— Сейчас непосредственно в городской черте проживают около 60 000 человек. Город постоянно растет, сюда переезжает много людей, и важной проблемой для нас остается оптимизация транспортных потоков, которые, несмотря на все наши усилия, постоянно растут. Сейчас идут дискуссии о том, чтобы снизить оборот общественного транспорта и еще больше стимулировать велосипедное движение. Можно сказать, что бюджет города ломится от денег, люди тянутся сюда жить и работать, за ними приходят инвестиции. Это и хорошо, и плохо: много бизнеса — значит, много транспорта, много грузов. Это может осложнить жизнь горожан. Наша задача — сделать так, чтобы бурное экономическое развитие не создавало трудностей для людей и не превратило наш город в мегаполис.

Анна — совсем молодой муниципальный чиновник, ей едва за 30. Однако в ее компетенцию входят вопросы первостепенной важности: оптимизация движения общественного транспорта, управление отходами, а также весь комплекс вопросов охраны окружающей среды. На работу Анна ездит на велосипеде.

Послесловие эксперта

Александр Андрианов, стратегический партнер Национального агентства устойчивого развития:

— В новейшей истории шведского города Векше сфокусированы и отражены тенденции устойчивого развития, к которому сегодня стремится весь развитый мир. Это вдумчивое и последовательное движение к достижению общего блага в тех материальных координатах, в которых живет современный человек. Без неудобных ограничений и без фанатичного отказа от привычного образа жизни устойчивое развитие позволяет соблюдать интересы бизнеса, окружающей среды и человека. Разумеется, в этих достижениях нельзя не увидеть то, что называют «политической волей». Однако это скорее похоже на волю «снизу», чем более привычные для постсоветского человека «реформы сверху». Чиновник мэрии объясняет происхождение «устойчивых» инициатив города высоким уровнем самоуправления. Это значит, что горожане, чувствуя свою ответственность за будущее, каждый раз избирают в муниципалитет тех политиков, которые гарантируют последовательную реализацию стратегии устойчивого развития города. Избирают — и, похоже, жестко требуют от них четкого исполнения своих обязанностей.

Светлана Дувинг, Национальное агентство устойчивого развития

Автор

Светлана Дувинг

Генеральный директор Национального агентства устойчивого развития


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.